23 июля 1941 года «Правда» опубликовала Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденом Красного Знамени 99-й стрелковой дивизии «за образцовое выполнение заданий Командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом доблесть и мужество» в боях под Перемышлем. Это соединение первым в годы Великой Отечественной войны стало Краснознаменным. Командиры и красноармейцы дали достойный отпор превосходящим силам врага и только по приказу командования 29 июня отступили непобежденными.
В этих приграничных боях большую роль сыграли артиллеристы дивизии.
В первой половине 1941 года артиллеристы продолжали отрабатывать практические навыки в ведении огня и успешно провели боевые стрельбы на Яворском полигоне. К моменту нападения фашистской Германии части соединения (кроме штаба 99-й стрелковой дивизии и 197-го полка) находились в полевых лагерях, расположенных недалеко от участков обороны, предусматриваемых планом прикрытия государственной границы.
Наступавшая в районе Перемышля немецкая 101-я легкая пехотная дивизия начала артиллерийскую подготовку в 3 час. 15 мин. Снаряды рвались в черте города. Нарушилась связь с частями и подразделениями дивизии, вышестоящими штабами, заставами и гарнизонами укрепрайона. Многие населенные пункты, где располагались подразделения дивизии, подверглись авиационной бомбардировке.
Полковник Н. И. Дементьев поднял полки и отдельные батальоны (дивизионы) по боевой тревоге, приказал вывести их на заранее подготовленные участки обороны и помочь 92-му погранотряду, который первым принял на себя удар врага.
Начальник артиллерии дивизии немедленно выехал в район полевых лагерей и поставил конкретные задачи командирам частей и подразделений. Несмотря на усиленный артобстрел противником лагерей, артиллеристы быстро развернулись в боевой порядок и доложили о готовности к выполнению боевых задач. (См. схему).
Первой открыла огонь по врагу 3-я батарея 71-го гаубичного артполка, которой командовал старший лейтенант Н. Туровец, затем 7-я батарея старшего лейтенанта Г. Козлова. Вскоре огонь вела вся артиллерия дивизии.
Мощному огневому налету подверглись переправы и железнодорожный мост через Сан, скопления войск на правом берегу реки. На пути движения танков ставился , подвижный заградительный огонь, а перед передним краем обороны своих войск — неподвижный. Прорвавшиеся бронированные машины поражались прямой наводкой противотанковых орудий. Интенсивный огонь вели зенитчики: они не позволяли снижаться немецким самолетам для прицельного бомбометания и сбили несколько машин.
Особенно успешно действовал личный состав 22-го артполка. Когда воины 206-го стрелкового полка с криком «ура!» поднялись в контратаку, артиллерийские расчеты метким огнем с закрытых позиций и прямой наводкой поражали танки и пехоту противника. Гитлеровцы не выдержали и, бросив оружие, стали отходить. Но вскоре, опомнившись, они вновь перешли в наступление. Окрыленные первым успехом, советские воины держались стойко и отбили одну за другой три контратаки.
Введя свежие силы, противник на стыке 99-й и 97-й стрелковых дивизий в районе Радымно переправился через мост и начал теснить наши войска. В бой с танками вместе со стрелковыми подразделениями вступили правофланговые батареи 22-го артполка и батарея старшего лейтенанта В. И. Слуцкого из 112-го отдельного противотанкового дивизиона.
Но силы были слишком неравные. Гитлеровцы расширяли прорыв и выходили на тылы дивизии. Создавалась сложная обстановка. 206-й полк вынужден был развернуться фронтом на север и северо-восток. 97-я дивизия отходила.
Поредевшие орудийные расчеты батарей работали с полным напряжением сил. Команды следовали одна за другой. Артиллеристам все чаще приходилось вести огонь прямой наводкой по прорвавшимся танкам. Особенно высокую выучку и боевое мастерство показал орудийный расчет под командованием Г. Г. Кукушкина. Его подчиненные Гарпиненко, Грищенко, Сербин, Вовк, Прокопенко, Кравцов и Антошкин действовали быстро, умело и хладнокровно, работая иногда за двоих, а то и за троих у громоздкой 152-мм гаубицы. Их орудие всегда первым открывало огонь, метко поражало фашистов.
В полдень гитлеровцам удалось форсировать р. Сан, ворваться в город с севера и занять его. На участке 197-го полка они также прорвали нашу оборону, углубились до 5 км и вышли на рубеж Негрыбка, Гороховце, Витошиньце, но здесь были остановлены. В этом бою батареи 71-го артполка, 112-го отдельного противотанкового и 113-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизионов уничтожили прямой наводкой несколько вражеских танков и более сотни солдат и офицеров.
Первый день войны подходил к концу. Прибывший в дивизию командир 8-го стрелкового корпуса генерал-майор М. Г. Снегов приказал решительным ударом выбить гитлеровцев из Перемышля.
Под покровом темноты подразделения 71-го гаубичного и 22-го артполков, также полковая и батальонная артиллерия 1-го стрелкового полка изготовились для ведения огня. Для управления боевыми действиями артиллеристов на КП 71-го гаубичного полка прибыл полковник И. Д. Романов. Со всеми артиллерийскими подразделениями и частями поддерживалась устойчивая связь, что позволило наносить массированный удар по врагу в сжатые сроки.
Короткая летняя ночь на 23 июня прошла относительно спокойно. В 4 часа ударила наша артиллерия. После мощного 10-минутного огневого налета 1-й стрелковый полк и сводный отряд пограничников (командир старший лейтенант Г. С. Поливода) поднялись в атаку. Начался штурм города. Бой на улицах был тяжелым и напряженным. Противник отчаянно оборонялся. Советские воины медленно, но упорно продвигались вперед, подавляя его очаги сопротивления. Подтянув орудия, артиллеристы расчищали дорогу пехотинцам. Так, на перекрестке улиц Мицкевича, Дворского и Словацкого наступление наших подразделений сковали вражеские пулеметы, установленные на костеле и в здании ресторана. Прямой наводкой артиллеристы уничтожили эти огневые точки. К 15 часам Перемышль был полностью очищен от гитлеровцев.
В бою за город высокое мастерство и отвагу проявили воины подразделения старшего лейтенанта Г. С. Поливоды, стрелкового батальона капитана Г. Л. Чикваидзе и артдивизиона 71-го гаубичного полка старшего лейтенанта П. В. Голубева.
На левом фланге дивизии 206-й стрелковый полк, начав наступление, вышел 1-м стрелковым батальоном на государственную границу у местечка Торки, выбив гитлеровцев из Позьдяч, Стубно и Накло. За Торки и Стубно велась особенно ожесточенная борьба, и они несколько раз переходили из рук в руки.
На участке 197-го полка наши воины также успешно продвигались вперед. Решительными действиями подразделения капитана Р. И. Завадского и полковой школы капитана М. А. Мадатьяна при активной поддержке дивизионной артиллерии враг был отброшен на противоположный берег.
Таким образом, во всей полосе дивизии к исходу второго дня государственная граница по реке Сан была восстановлена. В этих боях 99-я стрелковая дивизия уничтожила до двух батальонов вражеской пехоты, дивизион артиллерии, несколько танков, захватила 12 станковых пулеметов, 7 орудий, взяла в плен полсотни фашистов.
На следующий день, утром, на центральном участке обороны дивизии противник предпринял попытку захватить село Медыка. Стремясь любой ценой овладеть этим населенным пунктом, который открывал путь для окружения с востока Перемышля и основных сил дивизии, гитлеровцы бросили в наступление из Торки свежие силы при поддержке большого количества танков. Разгорелся яростный бой. Вместе с подразделениями 1-го стрелкового полка артиллеристы отбивали атаку за атакой. Сдерживая натиск врага, они выкатили орудия из укрытий и вели огонь прямой наводкой. Казалось, противник вот-вот сомнет батареи. Но бойцы выстояли и победили в неравном поединке — уцелевшие танки и пехота отступили в Торки.
Самые напряженные бои 24 июня развернулись на правом фланге 99-й стрелковой дивизии, где противник наносил главный удар. 206-й стрелковый и 22-й артиллерийский полки, несмотря на превосходство гитлеровцев в силах и средствах, отразили все атаки и не дали врагу прорваться в тыл дивизии. Здесь высокое мастерство показали артиллеристы 71-го гаубичного полка, которым командовал майор Л. П. Ищенко. 1-й дивизион этой части уничтожил три переправы и не дал возможности противнику форсировать Сан. Причем батарея старшего лейтенанта Н. Ф. Туровца открыла огонь лишь в тот момент, когда вражеская колонна достигла середины реки. Несколько метких залпов смели переправу вместе с танками и пехотой. Ощутимый урон нанес захватчикам и 376-й гаубично-артиллерийский полк. Интенсивным огнем он сорвал продвижение колонн вдоль линии фронта в направлении на Краковец.
Но силы были слишком неравны. К исходу дня противник потеснил 206-й стрелковый полк. Теперь фронт обороны этой части и двух батальонов 1-го полка был развернут строго на восток и юго-восток.
25 июня фашистское командование предприняло еще одну попытку добиться успеха в районе села Медыка. На узком участке фронта оно сосредоточило до полка пехоты с танками и бронетранспортерами. В 22 часа был открыт сильный огонь по нашим позициям. Вскоре интенсивность обстрела возросла — подошел бронепоезд. Пехотные подразделения врага устремились в атаку. Но советские воины не дрогнули. Наши дальнобойные батареи, произведя артиллерийский налет, повредили бронепоезд, подавили несколько батарей и сорвали наступление гитлеровцев.
В этот день о стойкости защитников Перемышля узнала вся страна. В вечерней сводке за 25 июня, переданной по радио, сообщалось: «Стремительным ударом наши войска вновь овладели Перемышлем». С радостью и гордостью услышали мы эту весть. Она подняла еще выше боевой дух, еще больше укрепила стремление воинов стоять до конца.
Не удалось гитлеровцам сбить дивизию с занимаемых позиций и в последующие дни. На ряде участков они не только не добились успеха, но и сами потерпели поражение. В этих боях мужественно сражались, отбивая атаки фашистских танков в районе Перемышля, артиллеристы 112-го отдельного противотанкового дивизиона, дивизионов капитана Г. И. Лещенко и капитана И. В. Перепелицы из 22-го артполка, капитана Г. П. Макаренко, старшего лейтенанта П. В. Голубева и лейтенанта Б. П. Шемета из 71-го гаубичного артполка, батареи старших лейтенантов Г. Козлова, Л. С. Ведибеда и других.
Своими героическими действиями 99-я дивизия и сводный батальон пограничников сковывали значительные силы захватчиков до 29 июня 1941 года. Расчеты вражеского командования на легкую победу провалились.
В тесном взаимодействии с пехотой мужественно отстаивали каждый метр родной земли и воины-артиллеристы. В полосе обороны 99-й стрелковой дивизии действовали пять артиллерийских частей, из них две штатные — 71-й гаубичный и 22-й артиллерийские полки. В своем составе они имели 150 стволов разного калибра, в том числе 76-мм — 16, 122-мм — 80, 152-мм — 54. Безусловно, таким количеством орудий нельзя было обеспечить устойчивость обороны. К тому же ощущался серьезный недостаток противотанковых орудий в боевых порядках стрелковых полков и батальонов.
В артиллерийских частях преобладала в основном гаубичная артиллерия, которая широко привлекалась для постановки заградительного огня на участках прорыва фашистских танков и пехоты, а также для поражения противника на дальних подступах.
В ходе боев начальник артиллерии дивизии полковник И. Д. Романов и его штаб, возглавляемый майором Н. М. Сердолюбовым, умело организовали управление огнем не только артиллерии дивизии, но и приданных артиллерийских частей и подразделений. В самые критические минуты боя они в короткие сроки массировали огонь по наиболее важным целям и этим помогали нашей пехоте выполнять поставленные задачи...