Славянское воинство с древних времен имело свой особый боевой порядок. Особенность заключалась в превосходной организации построения. Сражаться воины шли не разрозненной толпой, а сплоченно и упорядоченно. Каждый знал свое место в строю, и оно было глубоко продуманным и обоснованным.
Строились русские воины по роду и племени. Каждый родовой и племенной вождь руководил своими сородичами, пользовался авторитетом среди них, поддерживал среди своих собратьев боевой дух и дисциплину.
В основу внутреннего устройства славянского воинства бралась общественная организация, то есть отряды формировались из представителей отдельного рода или племени. Такие прочные связи между воинами формировали особую нерушимую сплоченность во время боя.
Еще одной исключительной чертой построения древнерусских полков становилась возрастная иерархия, при которой: самые первые ряды состояли из наиболее бывалых воинов, практически стариков, за ними вставало более младшее поколение ратников, и только потом строилось все основное войско, в которое входили самые юные, здоровые, могучие, потенциальные продолжатели рода.
Такой древний порядок боевого построения войсковых сил имел особый замысел и величайший психологический ресурс.
Бойцы первого ряда на поле брани при столкновении с противником гибли самыми первыми, принимая удар на себя. Этих людей сегодня назвали бы смертниками. Они не одевали защитных доспехов и шли на гибель в белых домотканых рубахах или вовсе с обнаженным торсом, чем повергали в ужас своего врага.
Русская народная пословица «Не суйся попёрд батьки в пекло» берет свои корни именно из этого обычая. (Обращу внимание, что некоторые люди слово «поперёд», т.е. – прежде, раньше, заменяют на «поперёк», тем самымсовершенно лишая мудрость смысла, а не просто искажая его).
При таком построении деды погибали первыми на глазах сыновей и внуков, отцы могли пасть от рук врага на глазах своих сыновей, стоящих следом за ними. Мужественная гибель в бою старших родных разжигала в сердцах младшего поколения святую ярость и неистовство, ввергала в особое расположение духа, при котором, презрев опасность, главной становилась победа. Любой ценой…
Ратный дух воспитывался в воинах с детства, каждый мальчик, когда приходило время, проходил тайный обряд инициации, позволявший впредь именовать себя мужчиной. Когда к многолетнему воспитанию в себе мужества и отваги добавлялся фактор личной мести за только что погибших близких, срабатывало нечто такое, что заставляло крушить врага до последнего вздоха или до полной победы.
Не зря этимология слова «месть» восходит к общеславянской основе «место», означавшей «замещать». В буквальном прочтении можно уловить такой смысл: молодой воин занимает опустевшее в строю место старшего из своего рода.
Было интересно? Хотите прочесть еще на данную тему ? Подписывайтесь, ставьте "лайк", делитесь с друзьями, это даст автору стимул развивать канал, писать больше и лучше для Вас.