Найти в Дзене
Финансовая газета

Среди россиян растет доля «экономических пессимистов»

Каждый третий россиянин считает, что ближайший год будет неудачным для экономики страны, а каждый четвертый опасается ухудшения материального положения своих семей.

Согласно июльским исследованиям «Левада-центра», доля «пессимистов» по сравнению с маем выросла с 21 до 30%.

Впрочем, другая треть наших соотечественников уверена, что экономические перспективы России будут благоприятными.

Как указывают аналитики, в предыдущие два года не ожидали изменений в материальном положении своих семей на ближайший год порядка 55–60% респондентов. На сей раз доля таких ответов сократилась до 45%. Еще четверть опрошенных опасаются ухудшения, и лишь каждый пятый надеются на улучшения.

По мнению социологов, главные опасения россиян относительно экономической обстановки связаны с решениями о повышении налогов.

Как сообщалось ранее, в начале августа президент Владимир Путин подписал закон о повышении с 1 января 2019 года налога на добавленную стоимость с 18 до 20%. Правительство выдвинуло соответствующую инициативу в июне. По оценке ведомств, эта мера позволит привлечь в федеральный бюджет дополнительно 600 млрд руб. в год. Вырученные от повышения налога деньги пойдут на финансирование майских указов президента, которые по оценкам правительства, обойдутся бюджету в 8 трлн руб.

Вместе с тем, по данным опроса Института Адизеса – международной консалтинговой компании в области менеджмента, 80% крупных российских компаний намерены повысить цены из-за изменения НДС. Соответственно – можно ожидать резкого увеличения цен, поскольку расходы на уплату налога производители будут включать в конечную стоимость товара.

Хотя 90% компаний-респондентов заявили, что повысят цены, лишь когда вырастет НДС, то есть с 1 января следующего года, Центробанк уже предупредил, что «эффект от повышения налога в отношении инфляции может реализоваться уже в текущем году».

Директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов заявил, что не удивлен нынешними показателями экономических ожиданий россиян, поскольку «их настроения зависят от состояния их кошелька».

«Все зависит от того, насколько данная семья приспособилась к экономической ситуации. Телевизор и пропаганда могут влиять на общую тенденцию, а так все зависит от случая, от региона, в котором люди находятся, от образования и от способности обеспечивать семью в тяжелых, честно говоря, условиях», – сказал эксперт.

В то же время член экспертного совета «Деловой России» Владислав Жуковский считает результаты опроса «Левада-центра» оптимистичными. По его словам, за свое экономическое будущее переживают гораздо больше россиян, а социологические опросы пытаются приукрасить картину в целях управления обществом.

«Говорить о том, что как-то резко что-то изменится в лучшую сторону, не приходится точно. По крайней мере, мы видим, что в мае–июне темпы роста реальных располагаемых доходов населения упали практически до нулевой отметки, то есть 0,2–0,3 годового роста. Это вообще уже не рост, по-хорошему это падение. Официальная инфляция занижается, доходы падают».

Комментируя исследование, эксперт напомнил старый анекдот.

«Чем отличается пессимист от оптимиста? Тем, что пессимист считает, что все так плохо, что хуже уже и быть не может. А оптимист восторженно утверждает: может, может!».

Думается, в этой шутке есть доля истины.