42,3K подписчиков

Зачем нужен турботаймер и есть ли от него толк

31K прочитали

Почти все владельцы автомобилей с турбонаддувом, да и не только, слышали о таком чудо-устройстве. Поговаривают, что с ним "турбина дольше проживет". Но технический смысл сего заклинания знает от силы каждый пятый. Сегодня предлагаю разобраться в том, что же за такой таймер спасает нам турбины, и спасает ли вообще. И поэтому, для начала... А вот теории сегодня будет довольно много, но без неё не понять зачем этот таймер нужен. Но не пугайтесь - я простыми словами, всё поймёте. :)

Как мы уже знаем из статьи про смысл и устройство турбонаддува, принудительный нагнетатель нужен для более полного наполнения цилиндров воздухом. Ибо, чем больше воздуха вогнали - тем больше можно залить топлива, и тем мощнее "рванёт" смесь, толкая поршень. Это очень коротко и упрощенно. А также, в рассказе про связь (а точнее, её отсутствие) уровня и давления масла я говорил, что большинство деталей автомобильного двигателя при работе перемещается в так называемом масляном клине - то есть, без непосредственного контакта металла о металл. Иначе, ресурс любого мотора исчислялся бы не сотнями тысяч километров, а в лучшем случае, десятками - как у танковых, например.
Нагнетатель воздуха (для упрощения сегодня будем называть его просто турбиной) относится к числу таких узлов. Вал с крыльчатками вращается в своих втулках не контактируя с ними. Справедливости ради нужно отметить, что есть еще низкооборотистые турбины на обычных подшипниках качения, но применяются они ныне довольно редко и сегодня не о них. Так вот, на большинстве турбин "бесконтактная" реализация вращения не только кратно увеличивает ресурс деталей, но и способствует лучшему охлаждению. Во-первых, если нет механического трения, нет и нагрева элементов подшипника. А во-вторых, масляный клин (или "масляная подушка") между валом и его втулками постоянно обновляется: любая турбина имеет свою выделенную магистраль, через которую циркулирует масло, постоянно отводя тепло и обновляя слой, в котором крутится вал.

пример зазоров между деталями турбины, в которых при вращении образуется масляный клин
пример зазоров между деталями турбины, в которых при вращении образуется масляный клин

Кстати, именно отсюда столько слухов, домыслов и мифов связано именно с маслом на турбированных машинах. Дескать, если есть турбина - то масло должно быть какое-то особенное и менять его желательно каждую неделю, а лучше - каждый день... Утрирую, конечно, но суть понятна. А разгадка этих басен очень близка к нашей сегодняшней теме. Потому что турбина работает в крайне-неблагоприятном тепловом режиме: нагрев ее горячей части может достигать 1000 градусов! Очевидно, что без постоянной циркуляции даже самое крутое масло не выдержит в таком режиме даже нескольких секунд. И именно поэтому, после энергичной езды необходимо дать мотору поработать на холостых, охлаждая турбину. То есть, подождать, пока циркулирующее через нее масло не отведет часть тепла в общий контур, а корпус агрегата не остынет: ведь на холостом ходу обороты турбины минимальны, а следовательно, и ее нагрев. Плюс, многие двигатели имеют дополнительный контур охлаждения этого узла. Помимо масла, через турбину циркулирует еще и охлаждающая жидкость. А теперь, для тех, кто осилил всё вышенаписанное - к самому главному.

турбина с металлическими трубками масляного (узкая) и водяного (широкая) контуров
турбина с металлическими трубками масляного (узкая) и водяного (широкая) контуров

Что будет, если несколько минут отжигать на турбомоторе по полной, а потом резко заглушить двигатель? Турбина раскалена докрасна (и это не метафора), а циркулирующее через нее масло вдруг резко циркулировать перестало... Очевидно, что оно почти мгновенно вскипит. Как раз в районе самой горячей части турбокомпрессора. Эффект этот будет иметь сразу два негативных последствия. Во-первых, это приведет к локальному перегреву деталей турбины. Говоря проще, железяки просто начнут коробиться. Итог: биения крыльчатки, износ втулок, увеличенные зазоры. Начинается жор масла турбиной, дымление, низкая эффективность наддува, и так далее. А во-вторых, в результате закипания масла, на валу образуется так называемый масляный лак. Говоря простым языком, масло просто прикипает к валу, как на забытой на плите сковородке. Итог всё тот же: уменьшение зазора между валом и втулками, периодические контакты их между собой, ускоренный механический износ.
Разумеется, никто не говорит, что случится это за один раз и навсегда. Нет, с первого-второго раза можно последствий и не заметить. Но рано или поздно всё это обязательно аукнется.

Стенд с работающим на высоких оборотах турбированным двигателем. В жизни будет, возможно, не так ярко-красочно, но смысл тот же.
Стенд с работающим на высоких оборотах турбированным двигателем. В жизни будет, возможно, не так ярко-красочно, но смысл тот же.

Что делать?

Вариант номер раз: просто не глушить мотор сразу после интенсивных покатушек. Выждите хотя бы пару-тройку минут. Турбина остынет, масло остынет - и всё будет хорошо. Да и вообще говоря, совет этот универсален для любых двигателей, особенно - в летний период. Ну как минимум, если приехали на место уже с работающим вентилятором (то есть, машине уже жарко), посидите минутку-другую с открытой дверцей и работающим мотором, подумайте о хорошем... Подождите пока температура снизится, а вентилятор перестанет крутиться. С вас не убудет, а двигателю жизнь хоть чуть-чуть, но продлите.

Вариант номер два: ставить турботаймер. Ну наконец-то, мы добрались до слова из названия статьи. :) Мучить более не буду: турботаймер - это устройство для принудительной работы двигателя после выключения зажигания. Именно на тот период времени, пока не остынет турбина. То есть, запрограммировали его, скажем, на 2 минуты. Приехали к работе в жару, да еще спешили - мотор пышит жаром. Но ждать некогда, а турбину менять в ближайшие пару лет ваши планы не входит. Вынули ключ из зажигания, закрыли двери, нажали на кнопку блокировки и ушли с парковки. А двигатель всё равно работает... И замолкнет он через запрограмированные вами две минуты: когда турбина остынет до безопасной температуры. Казалось бы, вещь удобная и нужная. Но как всегда, есть нюансы.

И разумеется, основной минус турботаймера - идиотизм установщиков. Вообще, это относится ко всей без исключения электрике и электронике, которой касается рука "специалистов" после выхода машины из ворот сборочного конвейера. Вы не представляете, друзья, сколько десятков подобных записей на том же Драйве проскакивает ежемесячно в ленте... Самоблокирующиеся с ключами в замке сигнализации, наглухо отказывающиеся заводиться в любых комбинациях брелка автозапуски, парализующие половину электрики автомобиля предпусковые подогреватели. И конечно же, глючные в различных вариациях турботаймеры... Нет, я не пугаю и не отговариваю. Я лишь знаю, как работают наши установочные центры. Будь то гараж в ГСК, или крутой центр из первых строчек поисковика. Вообще без разницы. Так что, рисковать или нет, отдавая свой автомобиль на растерзание "высококвалифицированных специалистов с многолетним опытом", или просто постоять на холостых лишние пару минут - решать только вам.

Комплект турботаймера. Блок управления, проводка, панелька в салон. Выглядит аккуратно, а вот как это установят - большой вопрос.
Комплект турботаймера. Блок управления, проводка, панелька в салон. Выглядит аккуратно, а вот как это установят - большой вопрос.

P.S.: Да, и ещё. На некоторых автомобилях (например, на современных двигателях семейства VAG) уже с завода стоит что-то подобное. Мотор хоть и замолкает с поворотом ключа против часовой, но если температура кажется блоку управления высокой, то после останова двигателя электропомпа будет еще несколько минут гонять антифриз через турбину, отбирая у нее излишнее тепло. Трудно сказать, насколько это хуже или лучше классического турботаймера. Но то, что турбины на тех же TSI/TFSI совершенно не склонны к быстрой кончине даже в штатном заводском исполнении системы охлаждения - это факт.

Иллюстрация к вышесказанному. Картинка из сервисного руководства двигателей VW.
Иллюстрация к вышесказанному. Картинка из сервисного руководства двигателей VW.

Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем исправных турбин и эффективного охлаждения!

P.S.: Друзья, буду очень рад лайкам и подписке!