Найти в Дзене
GKH.RU

Зачем вам обязательно понадобится кадастровый паспорт?

Оглавление

Что такое кадастровый паспорт и для чего он нужен

Кадастровым паспортом называется документ, содержащий сведения из Государственного кадастра недвижимости, который ведется Росреестром. Он может оформляться не только в бумажном, но и в электронном виде.

В ГКН содержится описание всех объектов недвижимости, каждый из которых имеет свой номер и уникальные характеристики. Эти сведения содержатся в открытом доступе и могут быть получены в двух видах:

  • выписка, в которой дается ответ на какой-то конкретный вопрос об объекте, например, о его общей площади или размерах конкретных помещений;
  • паспорт, выдающийся как отдельный документ и содержащий полный набор сведений об интересующей недвижимости.

Кадастровый паспорт не следует путать с техническим, это совершенно разные документы. Более того, техпаспорты с 2014 года не выдаются, их заменили технические планы. Впрочем, ответственной за «техническую» часть объектов недвижимости осталась все та же организация – БТИ. В техническом плане содержится подробная информация о строительных характеристиках здания и конкретной квартиры. На основе этого документа производится постановка объекта на кадастровый учет, часть информации из него попадает в ГКН.

Получение кадастрового паспорта на квартиру требуется для совершения с ней любых значительных действий. В том числе, он нужен, когда происходит:

  • покупка или продажа квартиры;
  • оформление залога в банке;
  • переоформление наследного имущества;
  • приватизация жилья;
  • оформление ипотеки;
  • оформление дарственной;
  • проведение отдельных видов сделок, при которых недвижимость используется в коммерческих целях;
  • получение разрешения на перепланировку;
  • узаконивание самовольно выполненного переустройства жилья;
  • регистрация договора аренды.

Кроме этого, информация из ГКН нужна при оформлении жилья в собственность. Это касается как новостроек, так и квартир на вторичном рынке. Понадобиться паспорт может и при судебном разбирательстве, например, связанном с принудительным выселением человека.

Из приведенного списка понятно, что кадастровый паспорт на квартиру приходится заказывать многим собственникам, поэтому при наличии возможности разумно сделать его заранее.

Есть 3 вида квартир, в отношении которых оформляются паспорта, основанные на информации из ГКН.

1. Жилье, долгое время находящееся в собственности без постановки на кадастровый и техническую учет. Задачи по оформлению паспорта возлагаются на собственника.

2. Жилье, полученное по наследству. Решением всех формальных вопросов занимается наследник.

3. Жилье в новостройке. Предполагается, что оформлять кадастровые паспорта на новые квартиры будет застройщик, но здесь ситуация неоднозначная. Одни строительные компании действительно занимаются данным вопросом и предоставляют покупателям необходимые бумаги. Другие предпочитают устраниться от лишних действий, затягивают процесс и всячески побуждают собственников своими силами решить проблему.

Оформление паспорта может происходить впервые (если квартира ставится на технический учет) или повторно. Второй сценарий реализуется, когда выданный ранее документ утерян или испорчен, либо требуется еще один его образец для второй стороны сделки, банковской организации и других инстанций.

Что содержится в документе

Перечень основных сведений, содержащихся в кадастровом паспорте, выглядит следующим образом:

  • адрес дома с номером квартиры;
  • год возведения МКД;
  • этажность здания;
  • наиболее важные параметры квартиры;
  • использованные при строительстве материалы (стены, перекрытия и так далее);
  • площадь объекта;
  • наличие лоджий и балконных помещений;
  • начерченная планировка квартиры;
  • стоимость жилья по кадастру (используется при начислении налога на имущество).

Вносится в паспорт и другая информация, содержащаяся в кадастре. Для получения полного представления о структуре этого документа приведем его образец в качестве приложения.

Какие документы необходимы для получения

Здесь нужно отталкиваться от конкретного случая, при котором требуется получить кадастровый паспорт на квартиру – пакет документов в зависимости от этого различается. Выше мы их описывали.

1. Если квартира впервые ставится на кадастровый учет, то тут потребуется:

  • паспорт владельца (ксерокопии ключевых страниц);
  • документы с подтверждением права собственности на жилье. В зависимости от способа получения недвижимости это может быть договор купли-продажи, судебное решение, свидетельство о передаче наследства и так далее;
  • заявление о постановке на учет. Его образцы имеются в местном подразделении Росреестра, занимающиеся решением кадастровых вопросов специалисты окажут необходимую помощь в заполнении;
  • технический план, который оформляется в БТИ;
  • квитанция, подтверждающая оплату госпошлины. Для граждан она составляет 200 рублей, для организаций – 600 рублей.

В некоторых случаях постановку на кадастровый учет может взять на себя работник БТИ, который вызывается на место для подготовки технического плана объекта с внесением в него необходимых характеристик. Заказчик заключает с БТИ договор, на основании которого представитель бюро сам обратится в Росреестр от его имени и получит паспорт.

В новостройках есть свои особенности оформления кадастровых паспортов жилых помещений. Выше мы упоминали, что во многих случаях эту задачу решает застройщик. Он ставит на кадастровый учет весь МКД, и одновременно с ним в ГКН вносится информация о каждой квартире. Участнику долевого строительства остается только обратиться в Росреестр для того, чтобы зарегистрировать свое право собственности.

В то же время у покупателя квартиры есть возможность самостоятельно поставить ее на учет в ГКН. Оформление кадастрового паспорта на квартиру без участия застройщика происходит в тех случаях, когда он затягивает процесс, а собственнику требуется взять данный документ для решения каких-то своих вопросов. Строительные организации могут отстраняться от оформления необходимых бумаг по разным причинам, например, из-за нехватки денежных средств или при наличии проблем с разрешительной документацией.

2. Если квартира уже поставлена на учет, то тут набор документов будет меньше:

  • заявление на выдачу кадастрового паспорта;
  • паспорт подателя заявления (ксерокопии ключевых страниц);
  • квитанция, подтверждающая оплату госпошлины. Для граждан она составляет 200 рублей, для организаций – 600 рублей.

При приеме заявления и сопроводительных документов специалист выдает расписку. В назначенный день заявитель приходит, чтобы забрать готовый паспорт (если ему нужно получить его в бумажном виде).

Один из наиболее частых вопросов касается того, где взять кадастровый паспорт на квартиру. За оформлением этого документа необходимо обратиться в местное подразделение Росреестра или ближайший МФЦ. Заказ паспорта можно сделать и на сайте Росреестра. Последний способ избавляет от необходимости тратить время на посещение инстанций. Если заявителя устраивает электронный вариант документа, то все процедуры осуществляются в режиме онлайн.

Срок получения кадастрового паспорта

Срок ожидания при заказе кадастрового паспорта на квартиру зависит от того, стоит ли недвижимость на учете. Если в ГКН уже есть информация об объекте, то документ будет подготовлен за пять рабочих дней. При первичной постановке квартиры на учет придется подождать несколько дольше – по закону срок здесь увеличивается до двадцати дней.

Если заявление подается через МФЦ, то обработка документов этим посредником тоже занимает определенное время. В таком случае срок выдачи паспорта увеличится на два-четыре дня.

Стоимость и срок действия кадастрового паспорта

Если информация об объекте уже есть в ГКН, то получение кадастрового паспорта физическим лицом будет стоить 200 рублей. Эти средства уплачиваются в качестве госпошлины. Если паспорт получается впервые и нужно вносить сведения в кадастр, предварительно привлекая БТИ, то затраты будут значительно выше. Многое здесь зависит от сложности работы, поэтому общая сумма находится в диапазоне 3 000-10 000 рублей.

Кадастровый паспорт – документ с бессрочным действием. Если в квартире не производить перепланировок и прочих изменений, то он будет оставаться актуальным. В то же время нужно помнить о пересчете кадастровой стоимости квартир, который государство проводит каждые пять лет. В этой части паспорт через какое-то время станет недостоверным независимо от действий собственника.

Чтобы не обновлять документ полностью, можно заказать выписку из ГКН, касающуюся только стоимости объекта. Такая справка предоставляется бесплатно.

Источник: https://www.gkh.ru/article/102590-dlya-chego-neobhodim-kadastrovyy-pasport-na-kvartiru-i-gde-ego-zakazat