Найти тему
Записки истории

Гражданский подвиг Ферапонта Головатого

Ферапонт Петрович Головатый, колхозник-пасечник из Саратовской области, не совершал подвигов на фронтах Великой Отечественной войны. Однако ни один ее летописец не пройдет мимо этого имени. Заслужил Головатый такое внимание тем, что одним из первых положил почин всенародному движению помощи фронту, отдав личные сбережения — сто тысяч рублей — на приобретение самолета, а позже еще сто тысяч — на постройку второго истребителя.

Ф.П. Головатый передает самолет «Як-1», построенный на Саратовском авиационном заводе, своему земляку летчику Б.Н. Еремину (Сталинградский фронт).
Ф.П. Головатый передает самолет «Як-1», построенный на Саратовском авиационном заводе, своему земляку летчику Б.Н. Еремину (Сталинградский фронт).

Случайно ли Головатый выступил со столь ценной инициативой? Да нет, конечно. Социалистическая Родина, Советская власть были для него неотделимы. Родился Ферапонт в Полтавской губернии в семье бедняка. Был пятым из шести сыновей.

Грянул семнадцатый год. Власть перешла в руки рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Но вскоре разразилась гражданская война, иностранная интервенция.

Ферапонт Головатый с женой Марией
Ферапонт Головатый с женой Марией

В конной армии Семена Буденного бился за землю, за волю, за лучшую долю Ферапонт Головатый. Был смел, решителен, не боялся ни сабли, ни пули.

После гражданской возглавлял Муромский сельский совет, куда входил хутор Степной, где он жил. В конце двадцатых вместе с другими активистами организовал колхоз, который позже назовут именем шахтера Алексея Стаханова. Росли дети — Фрося, Степан, Николай, Маруся.

Дружно, весело жили на хуторе, утопающем в садах. Но мирный труд нарушили немецко-фашистские агрессоры. Степан и Николай ушли на фронт. Ферапонту Петровичу шел шестой десяток, в армию его не брали по возрасту. Трудился не только на пасеке, но и на сенокосе, на уборке урожая. Зимой возил корма к ферме, поил и кормил лошадей. Мужиков-то почти не осталось, приходилось работать с темна до темна.

Ф.П. Головатый
Ф.П. Головатый

Сорок второй год. Миллионы трудящихся вносят деньги в фонд обороны. Кто сто рублей, кто тысячу, кто больше. Созывается собрание и в колхозе «Стахановец». Выступают Мария Федоровна Сорочинская, Анна Николаевна Безина, другие колхозницы. Называют, какую сумму вносят они на строительство самолетов авиаэскадрильи «Саратовский колхозник». Слово берет и Ферапонт Петрович. Лицо у него кругловатое, тронуто первыми морщинами, пока неглубокими. Глаза добрые.

— Я не знаю, сколько стоит самолет,

— так он начал свою речь.

— Но вот есть у меня личные сбережения, сто тысяч рублей. Все их отдаю в фонд обороны и прошу построить на них самолет, желательно истребитель.
Ферапонт на своей пасеке
Ферапонт на своей пасеке

В декабре сорок второго года колхозник Головатый писал Верховному Главнокомандующему, что, провожая двух сыновей на фронт, он дал им отцовский наказ — беспощадно бить фашистских захватчиков. Со своей стороны обещал помогать фронту самоотверженным трудом в тылу.

«Пусть моя боевая машина, — подчеркивал Головатый в письме — громит фашистов. Сотни эскадрилий боевых самолетов, построенных на личные сбережения колхозников, помогут Красной Армии быстрее очистить нашу священную землю от немецких захватчиков».

Вскоре в газетах был опубликован ответ Верховного Главнокомандующего.

«Спасибо Вам, Ферапонт Петрович, за Вашу заботу о Красной Армии и ее воздушных силах, — писал И. В. Сталин. — Красная Армия не забудет, что Вы отдали все свои сбережения на постройку боевого самолета. Примите мой привет».
Газета «Правда» №297 от 19 декабря 1942 г.
Газета «Правда» №297 от 19 декабря 1942 г.

О Ферапонте Петровиче Головатом узнал весь народ. Тысячи писем шли всю зиму на хутор Степной. Писали летчики, моряки, танкисты, металлурги, ткачихи.

Ферапонт Петрович читает письма, пришедшие ему с фронта
Ферапонт Петрович читает письма, пришедшие ему с фронта

В январе сорок третьего Ферапонта Петровича пригласили на авиационный завод. Директор подвел к новенькому самолету, на фюзеляже которого красовались слова: «Сталинградскому фронту от колхозника артели «Стахановец» тов. Головатого».

В город, где расположен завод, прилетел и майор Борис Николаевич Еремин. Сухощавый, стройный, веселый. Рос Борис на берегу Волги, работал слесарем на заводе. Но хотелось летать. Окончил аэроклуб, затем Качинскую школу летчиков. Уже успел сбить семь фашистских стервятников лично и четырнадцать в групповом бою. Удостоен двух орденов Красного Знамени.

Ф.П. Головатый передает самолет «Як-1», построенный на Саратовском авиационном заводе, своему земляку летчику Б.Н. Еремину (Сталинградский фронт).
Ф.П. Головатый передает самолет «Як-1», построенный на Саратовском авиационном заводе, своему земляку летчику Б.Н. Еремину (Сталинградский фронт).

На митинге Головатый сказал, обращаясь к Еремину:

— Принимай, сынок, эту боевую машину, бей в пух и прах вражью стаю.

Майор крепко обнял колхозника.

— Будь спокоен, отец. Достанется черным воронам. Огромное спасибо за самолет. От всего фронта!
Еремин Б.Н. Аэродром Солодовка 20.12.1942 г. Первая надпись на фюзеляже Як-1 была нанесена с ошибкой в написании фамилии Головатого: «Летчику Сталинградского фронта гвардии майору тов. Еремину от колхозника колхоза «Стахановец» тов. Головатова». Позднее, в части, эта надпись была исправлена: вместо Головатова было написано Головатого.
Еремин Б.Н. Аэродром Солодовка 20.12.1942 г. Первая надпись на фюзеляже Як-1 была нанесена с ошибкой в написании фамилии Головатого: «Летчику Сталинградского фронта гвардии майору тов. Еремину от колхозника колхоза «Стахановец» тов. Головатова». Позднее, в части, эта надпись была исправлена: вместо Головатова было написано Головатого.

Улетел Еремин на фронт. В то время он командовал эскадрильей, позже — полком, дивизией. В письмах рассказывал не столько о себе, сколько о боевых друзьях. Ферапонт Петрович отмечал на карте боевой путь своего истребителя.

Под Сталинградом первая звездочка украсила борт самолета с дарственной надписью Головатого. А вскоре пошли тяжелые воздушные бои под Ростовом, где Еремин вколотил в землю корректировщика «Фокке-Вульф-189».

Полтора года воевал на первом истребителе Головатого гвардеец Б. Еремин. В сорок четвертом в одном из ожесточенных боев в Крыму машина сильно пострадала. Восстановить Як-1 было уже нельзя.

После того, как весной 1943 года сошел снег, истребитель Еремина был перекрашен в стандартный летний камуфляж, а дарственная надпись – тщательно восстановлена. К лету 1944 этот долговечный самолет вылепит свой ресурс, и когда Еремин получил новую машину, его выставили на площади в Саратове, где после войны и был сделан этот снимок.
После того, как весной 1943 года сошел снег, истребитель Еремина был перекрашен в стандартный летний камуфляж, а дарственная надпись – тщательно восстановлена. К лету 1944 этот долговечный самолет вылепит свой ресурс, и когда Еремин получил новую машину, его выставили на площади в Саратове, где после войны и был сделан этот снимок.

Узнав об этом, Ферапонт Петрович задумался. Есть еще у него деньги. Правда, на самолет не хватит. Но не беда. Подзаймет у родных, у соседей, может еще и излишки продуктов продать. Тот же мед как из личных ульев, так и полученный на трудодни.

Как решил, так и сделал. Набрал нужную сумму и внес ее в банк на второй самолет. Это был уже Як-3 — более совершенный истребитель авиаконструктора А. С. Яковлева.

Прием денег на Саратовском авиационном заводе. В центре (стоит) директор завода И.С. Левин. 1944 г.
Прием денег на Саратовском авиационном заводе. В центре (стоит) директор завода И.С. Левин. 1944 г.

Снова Ферапонта Петровича пригласили на завод. Приехал на этот раз с женой Марией Тарасовной и с дочкой Марусей.

Шесть вражеских самолетов сбил советский сокол, летая на втором истребителе саратовского колхозника.

— Получай, земляк, второй от меня ястребок, — говорил Ферапонт Петрович Головатый, передавая Як-3 гвардии майору Борису Николаевичу Еремину. — Бей на нем фашистских гадов до полной победы!
— Получай, земляк, второй от меня ястребок, — говорил Ферапонт Петрович Головатый, передавая Як-3 гвардии майору Борису Николаевичу Еремину. — Бей на нем фашистских гадов до полной победы!

Последний фашистский самолет Борис Николаевич уничтожил под Берлином, где закончил войну.

У Головатого оказались тысячи последователей. В его Саратовской области, как сообщала областная газета, хлеборобы и животноводы колхоза «Новый путь» Лысогорского района приобрели именной самолет и вручили его известному на Сталинградском фронте асу командиру полка Анатолию Афанасьевичу Морозову, удостоенному еще весной сорок второго звания Героя Советского Союза. В первом же боевом вылете на новом истребителе Морозов сбил фашистский самолет.

Делегация колхозников Хвалынского района передает самолет, приобретенный на их средства, Герою Советского Союза подполковнику А.А. Морозову.
Делегация колхозников Хвалынского района передает самолет, приобретенный на их средства, Герою Советского Союза подполковнику А.А. Морозову.

Как-то в областном центре Ферапонта Петровича Головатого познакомили с Анной Сергеевной Селивановой, саратовской колхозницей. Оказывается, три краснозвездных истребителя приобрела и передала она фронту. Рассказала: «муж-то мой, Андрей Романович, ушел воевать в первые же дни. Осталась я с четырьмя детьми. Каждого и накормить, и напоить надо. Одеть и обуть. Ну да кручиниться не стала, заменила Андрея Романовича на колхозном производстве. Пасечником он работал, и я, бывало, помогала ему, так что знала, как с пчелами обращаться. На колхозной пасеке пятьдесят три килограмма меда получила с каждого улья. Правление артели премировало меня двадцатью пудами меда. Большую часть продала, а деньги внесла в госбанк — на первый самолет. А в течение двух лет еще два истребителя приобрела. На одном из них летчик Василий Александрович Чебачков сбил шесть фашистских самолетов. На другом летал Алексей Семенович Суровешкин. Сто пятьдесят боевых вылетов сделал»!

А.С. Селиванова у первого купленного ею самолета Як-1
А.С. Селиванова у первого купленного ею самолета Як-1

Да, добрый почин Ферапонта Петровича широко расправил крылья. На личные сбережения трудящихся было построено несколько сот самолетов. Колхозники Горьковской области, например, внесли шестьдесят миллионов рублей на строительство самолетов. Истребитель Ла-5 с надписью на фюзеляже «От колхозников Горьковской области» вручили летчику Александру Горовцу. Девять вражеских бомбардировщиков уничтожил он в своем последнем бою. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Как одному из наиболее отличившихся лётчиков, Горовцу вручили новый истребитель Ла-5 с надписью на фюзеляже: «От колхозников и колхозниц Горьковской области» на одной стороне и «Эскадрилья "Валерий Чкалов"» — на другой.
Как одному из наиболее отличившихся лётчиков, Горовцу вручили новый истребитель Ла-5 с надписью на фюзеляже: «От колхозников и колхозниц Горьковской области» на одной стороне и «Эскадрилья "Валерий Чкалов"» — на другой.

На истребителе с надписью на фюзеляже «От колхозника-сталинградца Конева Василия Викторовича» сражался Иван Никитович Кожедуб.

Иван Кожедуб у истребителя Ла-5Ф — подарка колхозника В.В.Конева.
Иван Кожедуб у истребителя Ла-5Ф — подарка колхозника В.В.Конева.

Трудно перечислить все подвиги наших соколов, все благородные поступки гвардейцев тыла. Еще в конце сорок первого года в Хабаровске, на льду Амура, представителям Красной Армии была передана авиаэскадрилья «Хабаровский комсомол».

Бомбардировщик Ил-4 эскадрильи «Хабаровский комсомол», построенный на средства трудящихся Хабаровского края, перед отправкой на фронт.
Бомбардировщик Ил-4 эскадрильи «Хабаровский комсомол», построенный на средства трудящихся Хабаровского края, перед отправкой на фронт.

Полк, в состав которого входила на фронте эскадрилья, дал Родине двадцать восемь Героев Советского Союза. На одном из таких самолетов летал дважды Герой Советского Союза Александр Игнатьевич Молодчий. Штурманом у него был Герой Советского Союза Сергей Иванович Куликов.

Герой Советского Союза капитан Александр Игнатьевич Молодчий (1920—2002, в центре) с боевыми товарищами у бомбардировщика Ил-4 на аэродроме. Слева — Михаил Павлович Симонов (1917), справа — Дмитрий Васильевич Чумаченко (1909).
Герой Советского Союза капитан Александр Игнатьевич Молодчий (1920—2002, в центре) с боевыми товарищами у бомбардировщика Ил-4 на аэродроме. Слева — Михаил Павлович Симонов (1917), справа — Дмитрий Васильевич Чумаченко (1909).

А вот еще один экипаж двухмоторного бомбардировщика, но уже другой эскадрильи; летчик В. Ульянов, штурман Г. Булацкий, техник В. Школин. Они служили на Дальнем Востоке и рвались на фронт. Однако сколько ни писали рапортов, командование навстречу не шло.

И тогда они внесли деньги на постройку собственного бомбардировщика и на нем были направлены на запад. Бомбили железнодорожные станции, склады, танковые колонны, мосты. Возвращались часто с пробоинами в крыльях, фюзеляже, на одном работающем моторе. Механики брались за инструмент, и машина спустя несколько часов вновь поднималась в воздух с бомбами в отсеках.

Григорий Васильевич Булацкий — белорусский советский журналист, историк, профессор (1972). Основатель и первый декан факультета журналистики БГУ. Лауреат Премии Союза журналистов СССР. В годы войны — штурман бомбардировщика, совершил более 80 боевых вылетов на самолёте, приобретённом экипажем на собственные средства.
Григорий Васильевич Булацкий — белорусский советский журналист, историк, профессор (1972). Основатель и первый декан факультета журналистики БГУ. Лауреат Премии Союза журналистов СССР. В годы войны — штурман бомбардировщика, совершил более 80 боевых вылетов на самолёте, приобретённом экипажем на собственные средства.

Закончилась война. Но гражданский подвиг Головатого и многих его последователей не забыт. Ферапонта Петровича вскоре избрали председателем колхоза «Стахановец», присвоили звание Героя Социалистического Труда. А генерал-майор авиации Еремин много лет возглавлял Качинское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище летчиков им. А. Ф. Мясникова, в котором сам когда-то и учился...

Спасибо за прочтение, подписывайтесь и ставьте «Палец вверх»

-19