Дизельная подводная лодка проекта 641Б "Новосибирский комсомолец" Б-396, построенная в Горьком, начала нести службу под военно-морским флагом СССР двадцать восемь лет назад. В отличие от своих сестер, за исключением Б-505 и Б-307, "Новосибирский комсомолец" не был переплавлен на иголки после катастрофического сокращения российского Флота, а продолжает и сегодня существовать. Правда не как боевая единица Флота, а в виде музейного экспоната. И если Б-505 находится в таком же статусе в Гамбурге, то "Новосибирского комсомольца" можно увидеть в тушинском парке возле причала на Москва-реке.
Якобы для облегчения доступа на лодку с физическими ограничениями московская лодка была серьезно изменена. Разумеется количество отсеков у нее осталось прежним, но зато в переборках появились специально прорезанные порталы, а также было частично удалено оборудование.
6 — баллоны системы ВВД; 32 — пятый дизельный отсек; 33 — вспомогательные механизмы; 34 — дизельный двигатель; 35 — топливно-балластные цистерны; 36 — шестой электро-механический отсек; 37 — электрощиты; 38 — электродвигатель средней линии вала; 39 — якорный шпиль; 40 — седьмой отсек; 41 — кормовой люк; 42 — электродвигатель экономического хода; 43 — средняя линия вала; 44 — аварийный буй; 45 — приводы кормовых рулей.
Если с отсутствием настоящих аккумуляторных батарей во втором и четвертом отсеке можно смериться - все равно их не видно в аккумуляторных ямах на средних и нижних палубах, то пустота верхней палубы пятого отсека, в котором располагались по проекту три дизеля, оставляет после себя только разочарование. Особенно в связи с тем, что нельзя спуститься вниз, в сторону трюма и посмотреть во всей красе на машины, без которых вообще нельзя представить дизельную подводную лодку.
Три дизеля мощностью 1900 л.с на лодках 641Б проекта обеспечивали надводную скорость в пятнадцать узлов. На Б-396 сегодня оставлен только один дизель по правому борту. Остальные два - демонтированы.
Как и у советских лодок предыдущих поколений дизеля непосредственно вращали винты в надводном положении и при движении под РДП. Только на более продвинутых лодках проекта 877 "Варшавянках", начатых строительством примерно в тоже время, что и "Новосибирский комсомолец", будет конструкционно обеспечено движение в надводном положении под электромоторами.
Почти не заметен в пятом отсеке компрессор, служивший для пополнения запаса воздуха высокого давления.
В шестом отсеке подводных лодок проекта 641Б находились электродвигатели, вращавшие три вала. Два бортовых главных электродвигателя мощностью 1350 л.с., один средний в 2700 л.с.
Седьмой отсек, если не считать прорезания в прочном корпусе выходного портала, сохранился на первый взгляд в минимально измененном состоянии. Отличием "Новосибирского комсомольца" и его сестер от лодок проекта 641 без буквы "Б" было то, что впервые на советских дизелюхах в кормовом отсеке не были установлены торпедные аппараты.
Более продвинутые торпеды и системы заряжания торпедных аппаратов, размещенные в первом отсеке, позволили в итоге улучшить условия жизни подводников внутри прочного корпуса.
Сегодня в седьмом отсеке кроме шконок матросов можно увидеть необходимую вещь для повседневной жизни подводников - ДУК, аппарат, из которого на перископной глубине отстреливался бытовой мусор.
Кроме того, через ДУК в случае необходимости с большей глубины можно было запускать имитаторы, способные некоторое время обманывать гидроакустиков противника. Имитаторы были двух типов. Одни в воде создавали облако пузерьков воздуха, за которыми нельза былоой прощупать акустическим локатором корпус преследуемой подводной лодки. А вторые некоторое время, пока не сядет батарейка, производили шум, похожий на шум, издаваемый лодкой, с которой запускался имитатор.
Так же в седьмом отсеке находится специальное устройство для запуска этих шумоимитаторов:
Разумеется, все эти имитаторы могли ввести противника в заблуждение на короткое время. А при наличии компьютера они вычислялились и отсеивались мгновенно. Более правдоподобные имитаторы могли запускаться только из торпедных аппартов. Соответственно, они уже обладали большим запасом хода и более правдоподобно изображали подводную лодку.
Поскольку седьмой отсек подводных лодок 641Б проекта – это отсек живучести, в нем располагается кормовой люк, через который в случае затопления лодки члены экипажа могли выйти наружу. При нахождении лодки на дне на глубине до ста метров с помощью аппаратов ИДА-59, на большей глубине – с помощью водолазного колокола, пристыковываемого к комингс-площадке выходного люка.
В седьмом отсеке также находился главный электродвигатель экономического хода и запасной пункт управления рулями.