Они ушли в тайгу почти на 40 лет, ушли вместе с остальными старообрядцами. До ближайшего населенного пункта от их избы было 250 километров, и так бы и прожили Лыковы в полной изоляции от всего остального мира, если бы в 1978 году их не обнаружили геологи. Неожиданная находка потрясла весь мир.
Огород семейства Лыковых ученые увидели с вертолета; дело было где-то в глухих районах Хакасии. Неизвестно, кто мог разбить участок в таком месте, поэтому вертолет было решено посадить в 15 километрах от места. Для верности геологи взяли ружья и тронулись в путь. Подойдя к странному огороду, «делегаты» разглядели хижину, сарай с нехитрыми припасами, мостик через ручей, опилки… Дверь открыл Карл Лыков. Геологи решили обратиться к старику просто и весело заявили, что «пришли в гости». Неожиданно, но их пустили.
В хижине было темно и грязно, стоял затхлый запах. Где-то в углу вдруг заголосили две женщины. При этом одна начала бить поклоны и мелко креститься, приговаривая: «Это нам за грехи, за грехи…». Другая схватилась за столб: вот-вот упадет. Гости решили не усугублять, вышли, разместились неподалеку и принялись есть. В конце концов, любопытство победило, и отшельники решили наладить контакт с пришельцами.
В 1936 году брата Карла Лыкова застрелили на окраине родной деревни, и старообрядцы решили бежать. Тогда семья состояла из 4-х человек: Карла, его супруги Акулины, сына Савина и дочери Натальи. Агафья и Дмитрий родились позже.
До 1945 года семья жила, не скрываясь, пока к жилищу не вышел отряд пограничников, искавший дезертиров. И Лыковы переехали в последний раз, именно туда, где их нашли геологи. Когда подросли сыновья, им устроили отдельную заимку в восьми километрах от избы. Имущество у Лыковых было нехитрое: кое-какая одежонка, прялка, ткацкий станок, несколько горшков – чего уж там говорить об оружии. Поэтому Савин и Дмитрий рыли ловчие ямы и охотились измором. Выносливость у мужчин была поразительная: они могли уйти на несколько дней и ночевать под открытым небом в сорокаградусный мороз. Случалось и голодать, но не так тяжело было питаться кореньями и картофельной ботвой, как есть все это без соли. Хлеба младшие Лыковы тоже не знали, да и не желали пробовать – вера не позволяла.
Самой смышленной в семье была младшая дочь Агафья, которой на момент знакомства с геологами было примерно 34 года. Но больше всех рассказам пришельцев поражался глава семейства. Ведь Лыковы не знали ни о войне, ни об освоении космоса, да и о больших городах дети Карла и Акулины имели весьма смутное представление. Но самое главное, что ученым верили! Старообрядцев познакомили с календарем и часами (по их летоисчислению, на дворе был 7491-й год). Интересно, что женщины были грамотны – Акулина учила дочерей писать березовыми палочками, погруженными в сок жимолости.
Но к несчастью, контакт с внешним миром не пошел семье на пользу, что вполне ожидаемо. По заключению врачей, здоровье у всех пятерых было отличное, но отсутствовали важные антитела для борьбы со многими заболеваниями. Так Карл Осипович пережил Савина, Наталью и Дмитрия на семь лет и скончался в 1988 году. Агафья Лыкова жива и по сей день. Ее часто навещают инспекторы заповедной зоны и геологи.