А вы знаете, что есть люди, которые приезжают в ИКЕА за сковородкой и уезжают из магазина с одной сковородкой? И по пути их тележка не обрастает трубочками, салфетками, кухонными полотенцами, мисками для салата и придверными ковриками. Такие люди быстро оплачивают свою покупку на экспресс-кассе и едут домой, не заходя за дешёвым хот-догом и кофе и минуя магазин шведских продуктов.
Дело в том, что вы единственный человек, который не задумывается о том, как работает ваш мозг. Маркетологи это знают. И всё, что они знают будет использовано против вас. Продавцы знают, почему в магазине не должно быть окон и часов, какую музыку нужно поставить, чтобы вы покупали быстрее и больше, какой отдел вам нужно пройти первым, а какой вторым и третьим, чтобы вы положили в корзину то, что им нужно продать. И если вы примерный потребитель, то сделаете всё, что вам скажут и купите кучу ненужного хлама со скидкой и без.
Zмот никогда не клюнет на “приманку” в магазине. У него всегда с собой оружие - Список №1.
Даже если в этом списке всего один пункт. Более того, zмот составляет список продуктов на основании меню текущей недели. Он не покупает продукты "чтобы было" и "про запас". Таким образом он никогда не проглотит наживку "два по цене трёх". Он сверяет цены, поскольку цена по акции, это далеко не всегда самая низкая цена.
Zмот никогда не пойдёт за продуктами на голодный желудок. А если нет возможности поесть, не станет хватать “куски” в кафе, а выпьет большой стакан воды.
Но есть пара ловушек, в которые нередко попадают даже отъявленные zмоты.
Вам на глаза попадается вещь. Пусть это будет нож для овощей. И тут вы вспоминаете - мне же так нужен нож для овощей! Но его нет в списке - говорит ваш внутренний zмот. Однако нож стоит всего 399 рублей - отвечаете вы - я могу себе это позволить, небольшая сумма, да и когда я снова окажусь в этом магазине? Так с лёгкостью можно увеличить средний чек на 2-3 тысячи рублей. Особенно в ИКЕА с её 199, 299, 1999.
В этой ситуации вам поможет Список №2. Это список того, что вам нужно купить в будущем. Вы записываете нож для овощей в этот список. И далее, распределяя бюджет на следующую неделю или месяц, вносите эту покупку как плановую. Это позволит избежать спонтанных трат. И ещё интересный момент. Примерно половину таких вот “желаний” я вычеркиваю спустя неделю.
Ещё одна хитрая ловушка, в которую легко попадает транжира и шопоголик. К примеру, вы откладываете деньги на свою цель. У вас уже есть некая сумма. Хранится она на карте, то есть совершенно ликвидна. И вот они, джинсы вашей мечты! И со скидкой в 80%!! И последняя пара вашего размера!!! Что делать?! Внутренний транжира говорит - возьми сейчас эти деньги из заначки, сумма не большая, вернем её в следующем месяце, должны были отложить 5 000 рублей, а отложим 7 000 рублей. И вы тратите деньги, которых у вас нет. По этой же схеме люди влезают в потребительские кредиты. В чём тут проблема.
Во-первых, вы не отложите эти 7 000 рублей. Ведь тогда придётся отказаться от чего-то ещё, что вы уже внесли в бюджет или вам снова что-то неожиданно понадобится купить (закончится крем, разобьётся экран телефона, пригласят на день рождения и нужен будет подарок). Таким образом вы снова и снова даёте отсрочку своей истинной цели.
Купленная на эти деньги вещь не сделает вас красивее или счастливее. Это просто доза гормонов, которая иссякнет уже через пару часов. Полученный кредит нужно будет отдавать, да ещё и с процентами. В результате ваш гардероб будет ломиться от одежды, но у вас не будет того, что вам действительно нужно.
Не поддавайтесь спонтанному желанию купить и уловкам маркетологов. Помните про Список №1 и Список №2. Да пребудет с вами сила!
И на последок небольшой, но любопытный список книг, которые помогут вам совершать осознанные покупки.
Ставьте лайки и подписывайтесь!