В первом полугодии 2018 года коммерческий рынок лекарств увеличился в рублевом эквиваленте на 3,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Между тем в июне по сравнению с июнем 2017 года объемы продаж снизились на 2%, а по сравнению с маем емкость рынка уменьшилась на 2,1%.
Объем отечественного коммерческого рынка лекарственных препаратов в июне 2018 года составил 75,4 млрд. руб. (в розничных ценах). При этом средняя стоимость упаковки лекарственного препарата на коммерческом рынке России в июне по сравнению с маем выросла на 2%, составив 186,7 руб. Об этом говорят данные DSM Group.
Структура коммерческого рынка лекарственных препаратов в июне 2018 года по ценовым сегментам претерпела ряд изменений в пользу препаратов высокого ценового сегмента по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Удельный вес группы лекарственных препаратов до 50 руб. не изменился по отношению к июню 2017 года, составив 4,7%. Доля сегмента лекарств со средней стоимостью упаковки 50–150 руб., как и в прошлом году, составила 11,4%. Удельный вес группы лекарств с ценовым диапазоном 150–500 руб. сократился с 41,5% в июне 2017 года до 40,5% в июне 2018 года. Доля дорогостоящих препаратов составила 43,3%, что на 1% выше веса группы в предыдущем году и на 1,4% выше, чем в мае.
Коммерческий сегмент рынка по итогам июня 2018 года на 34% был представлен рецептурными препаратами и на 66% безрецептурными лекарствами в упаковках, в стоимостном выражении рынок практически поделен пополам (52,8 и 47,2% соответственно).
По итогам июня 2018 года 59,4% препаратов, реализованных на рынке, являлись отечественными (в натуральных единицах измерения), однако из-за невысокой цены относительно импортных лекарств в стоимостном выражении они заняли 27,9%.
Между тем, согласно недавнему исследованию холдинга «Ромир», россияне, которые покупают импортные лекарства, либо не пытаются найти им замену среди российских медикаментов, либо находят аналоги только небольшого числа препаратов. Так, у всего 8% участников опроса, предпочитающих лекарства из-за рубежа, получилось найти замену импортным препаратам. 21,5% респондентов заявили, что смогли найти замену лишь некоторым препаратам, еще 21,5% – небольшому числу самых простых лекарств.
Рейтинг компаний по стоимостному объему продаж в июне 2018 года возглавила компания Bayer, на втором месте – Sanofi-Aventis, на третьем – Novartis. Топ-3 бренда лекарственных препаратов по стоимостному объему аптечных продаж в России по итогам июня 2018 года состоял из таких препаратов, как «Детралекс» (0,9%), «Ксарелто» (0,8%); на третьем месте – «Нурофен» (0,8%).