Найти в Дзене

Почему города начали застраивать кварталами?

Районы, кварталы, жилые массивы...

В Древней Греции было все, включая начало градостроительства. Гипподам Милетский считается тем, кто создал основу всей современной урбанистики - квартальную систему. Основные застраиваемые по плану города с того времени вписывались в так и названную "гипподамову сетку", где каждый квартал имеет форму квадрата или прямоугольника.

Это древний порт Пирей рядом с Афинами, построенный первым по проекту Гипподама. Афины, кстати, едва ли не единственный крупный город в Греции, где застройка хаотическая.
Это древний порт Пирей рядом с Афинами, построенный первым по проекту Гипподама. Афины, кстати, едва ли не единственный крупный город в Греции, где застройка хаотическая.

Позже пробовали строить круглые города, соединяя кварталы с радианами, придавая городам или районам священную форму звезды или солнца, плюс ускоряя транспортную доступность, но эта схема не получила такого распространения.

Пальманова в Италии построен в эпоху Возрождения в виде солнца.
Пальманова в Италии построен в эпоху Возрождения в виде солнца.

В основу Гипподамовой системы был положен расчет каждой стороны прямоугольника, чтобы обеспечить комфортное перемещение жителей. Публичные пространства встраивались в один или несколько сегментов такой сетки в центральной части массива.

Как и многое другое хорошее, эту систему у греков переняли римляне. Римляне, как мы знаем, стремительно расширялись и строили империю, поэтому им было нужно еще более унифицировать систему. Они подошли к вопросу с поистине имперским размахом и стали застраивать новые колонии по принципу военных лагерей.

-3

Это давало возможность легко управлять недружелюбными территориями, а заодно обеспечивать лучшую транспортную доступность. Собственно, системы с идеально прямыми или кольцевыми улицами строились так потому, что в греческих и римских городах активно использовались повозки, т.е. транспорт.

Римский военный лагерь.
Римский военный лагерь.

Римляне, дабы не путаться в незнакомой местности, приспособились ориентировать улицы по сторонам света, прокладывая несколько крупных магистралей перпендикулярно друг другу и с севера на юг (кардо) и с запада на восток (декуманус) соответственно. В центре - форум и никаких гвоздей.

-5

Однако, если управлять в таком городе просто, то жить не очень. Если крупнейшие греческие полисы не насчитывали более 50 тысяч человек, то в Римской империи случались города намного крупнее. А человек так любопытно устроен, что ему необходим порядок и чувство направления, но равно и возможность "потеряться" на какое-то время в маленьких переулках, поэтому многие города Римской империи так привлекательны еще из-за того, что сочетают участки жесткой квартальной застройки с исторической стихийной.

На этой схеме прекрасно видно, что делает Рим таким удивительно привлекательным. В городе потрясающе сочетается сетка планировки с районами стихийной застройки.
На этой схеме прекрасно видно, что делает Рим таким удивительно привлекательным. В городе потрясающе сочетается сетка планировки с районами стихийной застройки.

В Европе эта традиция была утрачена на многие века, потому что города были очень некомфортными и пешеходными. Однако старые знания вернулись к жизни в эпоху Возрождения, когда остатки античной культуры из Византии хлынули после нашествия турок в Европу, а испанские земли были отвоеваны у мавров, сохранявших также греческие наработки.

Перестраивать старые города заново не стали, зато знания пригодились с начавшейся колонизацией. Почти все колонии застраивались уже по новым принципам. Достаточно посмотреть, например, на города США. В Европе аналогичную структуру приобрели те поселения, которые были крупно перестроены в индустриальную эру.

-7

Одним из немногих городов, который принял эту систему добровольно по воле монарха стал Санкт-Петербург. Если посмотреть на планы застройки центра города Трезини и план застраивавшегося тоже в 18 веке Манхэттена, можно увидеть много общего.

Глядя на эту карту  Манхэттена, можно подумать, что это неудачный план Васильевского острова.
Глядя на эту карту Манхэттена, можно подумать, что это неудачный план Васильевского острова.

Только Трезини, будучи не самым искушенным архитектором, просчитался в ширине кварталов Васильевского острова, сделав их почти вдвое больше, чем обычно. В сочетании со скверным климатом болотистой дельты Невы это сделало Васильевский крайне нелюбимым и малопригодным для проживания. Ни развивавшийся тогда гужевой транспорт, ни сегодняшнее движение не могли преодолеть общую экономическую депрессивность одного из, в общем-то лучших районов города.

Трезини, по сути, единственный выжил из всех приехавших к молодому царю строить новую столицу архитекторов.
Трезини, по сути, единственный выжил из всех приехавших к молодому царю строить новую столицу архитекторов.

А это вот великий Леблон и его план города на Неве. Леблон все знал про гипподамову сетку и правильную структуру.
А это вот великий Леблон и его план города на Неве. Леблон все знал про гипподамову сетку и правильную структуру.

При этом, старая часть Васильевского острова остается одной из самых удобных для ориентирования территорий города.

Понравилась публикация? Не забудь лайкнуть и подписаться на канал.