Районы, кварталы, жилые массивы...
В Древней Греции было все, включая начало градостроительства. Гипподам Милетский считается тем, кто создал основу всей современной урбанистики - квартальную систему. Основные застраиваемые по плану города с того времени вписывались в так и названную "гипподамову сетку", где каждый квартал имеет форму квадрата или прямоугольника.
Позже пробовали строить круглые города, соединяя кварталы с радианами, придавая городам или районам священную форму звезды или солнца, плюс ускоряя транспортную доступность, но эта схема не получила такого распространения.
В основу Гипподамовой системы был положен расчет каждой стороны прямоугольника, чтобы обеспечить комфортное перемещение жителей. Публичные пространства встраивались в один или несколько сегментов такой сетки в центральной части массива.
Как и многое другое хорошее, эту систему у греков переняли римляне. Римляне, как мы знаем, стремительно расширялись и строили империю, поэтому им было нужно еще более унифицировать систему. Они подошли к вопросу с поистине имперским размахом и стали застраивать новые колонии по принципу военных лагерей.
Это давало возможность легко управлять недружелюбными территориями, а заодно обеспечивать лучшую транспортную доступность. Собственно, системы с идеально прямыми или кольцевыми улицами строились так потому, что в греческих и римских городах активно использовались повозки, т.е. транспорт.
Римляне, дабы не путаться в незнакомой местности, приспособились ориентировать улицы по сторонам света, прокладывая несколько крупных магистралей перпендикулярно друг другу и с севера на юг (кардо) и с запада на восток (декуманус) соответственно. В центре - форум и никаких гвоздей.
Однако, если управлять в таком городе просто, то жить не очень. Если крупнейшие греческие полисы не насчитывали более 50 тысяч человек, то в Римской империи случались города намного крупнее. А человек так любопытно устроен, что ему необходим порядок и чувство направления, но равно и возможность "потеряться" на какое-то время в маленьких переулках, поэтому многие города Римской империи так привлекательны еще из-за того, что сочетают участки жесткой квартальной застройки с исторической стихийной.
В Европе эта традиция была утрачена на многие века, потому что города были очень некомфортными и пешеходными. Однако старые знания вернулись к жизни в эпоху Возрождения, когда остатки античной культуры из Византии хлынули после нашествия турок в Европу, а испанские земли были отвоеваны у мавров, сохранявших также греческие наработки.
Перестраивать старые города заново не стали, зато знания пригодились с начавшейся колонизацией. Почти все колонии застраивались уже по новым принципам. Достаточно посмотреть, например, на города США. В Европе аналогичную структуру приобрели те поселения, которые были крупно перестроены в индустриальную эру.
Одним из немногих городов, который принял эту систему добровольно по воле монарха стал Санкт-Петербург. Если посмотреть на планы застройки центра города Трезини и план застраивавшегося тоже в 18 веке Манхэттена, можно увидеть много общего.
Только Трезини, будучи не самым искушенным архитектором, просчитался в ширине кварталов Васильевского острова, сделав их почти вдвое больше, чем обычно. В сочетании со скверным климатом болотистой дельты Невы это сделало Васильевский крайне нелюбимым и малопригодным для проживания. Ни развивавшийся тогда гужевой транспорт, ни сегодняшнее движение не могли преодолеть общую экономическую депрессивность одного из, в общем-то лучших районов города.
При этом, старая часть Васильевского острова остается одной из самых удобных для ориентирования территорий города.
Понравилась публикация? Не забудь лайкнуть и подписаться на канал.