Найти в Дзене
aventon.ru

Важность актуализации семантического ядра

Оглавление

Составление семантического ядра – процесс постоянный. Это справедливо не только для крупных интернет-магазинов. Сайты, не рассчитанные на огромный пул запросов, тоже нуждаются в регулярной контентной доработке. Разберемся, почему важно актуализировать ключи и как это делать.

Зачем нужно расширять семантику?

Оптимизация семантического ядра необходима как минимум по трем причинам:

  • собраны не все ключи, актуальные для веб-площадки на момент сбора;
  • со временем появились новые запросы;
  • в приоритете были не те ключи.

Логично, что семантика даже в узких темах достаточно обширна. Люди мыслят по-разному и свои мысли выражают десятками и сотнями способов. Сбор запросов, проведенный неграмотно или наспех, может аукнуться упущенными ключами.

Но и правильное семантическое ядро склонно устаревать. Появляются новые товары и лексические связки. Без периодической актуализации ядра сайт теряет посетителей, а бизнес – клиентов. В широких темах эти потери могут быть огромными. Представьте громадный онлайн-супермаркет с десятками тысяч товарных позиций. Чем обернется для бизнеса работа с застывшим или непластичным ядром? Никто просто не узнает об этих товарах.

Еще одна проблема – упор на ВЧ-ключи. 20 лет назад средняя длина запроса в Яндексе была 1-2 слова. 10 лет назад – 3 слова. Сейчас – 5 слов. Сотрудники российского поисковика утверждают, что на долю очень редких запросов приходится около 70 % всех обращений к поисковой строке. Речь о запросах, которые не фиксируются такими сервисами, как Wordstat (при ручном анализе).

Эта (третья) сложность ветвится на две:

  • ВЧ и СЧ сейчас работают гораздо хуже, чем раньше – в приоритете НЧ;
  • сложность «добычи» редких ключей.

Если изначально вы сделали ставку на популярные запросы, возможно, стоит пересмотреть стратегию и выполнить аудит семантического ядра сайта. Игнорирование НЧ ведет к:

  • недополучению массы трафика – потенциально тех самых 70 % (!);
  • весомому проценту нецелевого трафика – по размытым запросам приходят посетители, которые портят картину поведенческих факторов.

Вот почему любому сайту необходимо расширение семантического ядра – регулярный поиск подходящих ключевиков.

Обновление семантики крайне важно и для развития интернет-ресурса, и для роста (или хотя бы удержания) позиций бизнеса.

За счет чего расширять семантику – какие бывают типы запросов?

Чтобы работа с семантикой привела к целевому трафику, нужно понимать типологию ключевых запросов. Рассмотрим классификацию поисковых фраз.

Информационные

Цель пользователя, вбивающего в поисковую строку запрос, – получить информацию без коммерческой основы. Очень часто такие фразы начинаются со слов «как», «что», «почему», «когда», «сколько» и т. п. Примеры:

· Почему небо голубое;

· Что такое лайфхак;

· Как актуализировать семантическое ядро.

Запрос необязательно начинается с союза или наречия. Еще примеры: «возраст Шэрон Стоун», «рецепт вкусного борща». Независимо от формы фразы, в основе – информационный интерес.

Коммерческие (транзакционные)

Все запросы, включающие транзакционные добавки. К ним относят: «купить», «цена», «сколько стоит», «услуги», «заказать» и т. п. Примеры: «заказать эвакуатор»; «цены на бурение скважин».

Информационные и коммерческие запросы самые популярные. Но ранжируются они по-разному. Проблема в том, что порой сложно отнести ту или иную фразу в конкретную категорию. Например, по запросу «холодильники» выдача может быть коммерческой, а по фразе «холодильник» – информационной. Для соответствия страниц неоднозначным запросам нужно анализировать выдачу.

Использовать оба типа фраз на странице нельзя. Но в пределах одного сайта можно. Коммерческая площадка вполне может себе позволить употребление запросов разных категорий, если имеет место контент-маркетинг. Блог на таком ресурсе – отличный повод и возможность продвигаться не только по транзакционным, но и по информационным запросам.

Цель таких запросов – найти определенное место или сайт. Примеры: «блог Яндекса»; «Арбат Москва».

Общие

ВЧ-запросы без конкретизации – «телефоны», «посуда». По таким ключам огромная конкуренция. Но даже в случае попадания в топ вероятность высокой конверсии минимальна. Поисковикам сложно определиться с задачей пользователя, поэтому трафик, вероятнее всего, будет нецелевым.

Мультимедиа

Запросы с мультимедийными добавками – «фото», «видео», «mp3», «скачать» и т. п. Пример: «видео по сбору семантики».

Витальные

Брендовые запросы – Microsoft, «Газпром», «кока кола». Такие фразы состоят только из названий брендов и не включают в себя уточнения. Поисковики не в состоянии догадаться, что имели в виду пользователи, поэтому в топе выдачи – сайты одноименных компаний.

Геозависимые

Поисковые фразы, явно намекающие на привязку к определенному региону или месту. Пример: «ноутбуки Омск».

Геонезависимые

Запросы без региональной конкретизации.

Другие типы запросов

Этими видами классификация не исчерпывается. Запросы делят по разным признакам. Те, которые описаны выше – основные. Именно на них следует делать акцент при расширении семантики. Именно они помогают занять привлекательные позиции в поисковой выдаче.

Для справки приведем и другие варианты запросов:

· однозначные и многозначные (четкие и нечеткие);

· одно, двух-, трех- и многословные;

· естественные и неестественные;

· запросы-операторы;

· телеграфные;

· запросы-цитаты;

· служебные;

· одно- и многоязычные;

· сезонные и несезонные.

Для тех, кто желает серьезно углубиться в классификацию ключевых запросов, скоро выйдет отдельная подробная статья.

Небольшая ремарка – запросы делят на категории для удобства. Строгого научного деления нет – все зависит от конкретных целей оптимизации.

Как актуализировать семантику?

Проверку семантического ядра сайта можно выполнить разными способами. Рассмотрим, как это сделать с помощью сервисов Яндекса и Google, а также других инструментов.

Google Analytics

Приведем в пример два способа, которые позволяют анализировать трафик в контексте запросов-новинок.

Первый вариант. Проследуйте по маршруту: «Источники трафика» – «Весь трафик» – «Каналы» – «Organic Search».

-2

Далее изучите запросы. Большая часть, увы, скрыта. Но все, что доступно, – вам в помощь.

-3

Второй вариант. Ваш путь: «Поведение» – «Контент сайта» – «Страницы входа». В конце пути вы увидите популярные страницы с хорошими ПФ.

-4

Проработав табличные данные, вы получите новые целевые ключи.

Google AdWords и «Планировщик ключевых слов»

Инструмент специалистов по контекстной рекламе подходит и для нужд SEO. Чтобы воспользоваться сервисом, нужно в основном окне Google AdWords кликнуть по категории «Инструменты» и выбрать «Планировщик ключевых слов». После этого раскроются дополнительные опции. Необходимо выбрать «Поиск новых ключевых слов по фразе, сайту или категории».

На этой вкладке возможна тонкая настройка параметров искомых запросов:

· по фразе;

· по тематике;

· по языку;

· по региону;

· по сайту.

Кроме того, можно указать минус-слова. После фильтрации «Планировщик» подберет похожие запросы в рамках указанных параметров. Недостаток инструмента: размытая частотность запросов. Диапазон очень широкий – в пределах нескольких тысяч. Но этот минус характерен только для бесплатного аккаунта. Если на вашем счету Google AdWords есть средства, вы получите точную статистику.

Google Search Console

В старой версии сервиса проверить семантическое ядро помогает инструмент «Анализ поисковых запросов». Для этого нужно зайти в «Поисковый трафик», выбрать соответствующую категорию и указать адрес страницы. Чтобы получить больше данных, нужно поставить галочки на «Клики», «Показы» и «CTR».

-7

По умолчанию доступна информация за последние 4 недели, но, покопавшись в настройках, можно получить квартальный отчет. Возможна региональная фокусировка.

Яндекс Вордстат (Yandex WordStat)

Самый популярный инструмент по сбору семантики. Удобный интерфейс и гибкость настроек позволяют быстро узнать интересы пользователей в контексте вашего интернет-ресурса и бизнеса.

-8

Сервис дает возможность собирать семантику в точном, фразовом и широком соответствии.

Поиск по точному соответствию показывает только запросы, содержащие фразу в указанном падеже. Пример: «!купить !слона» – точное соответствие.

-9

«Фразовый» поиск продемонстрирует запросы с учетом склонений. Пример: «купить слона» и «купить слонов».

-10

Поиск по широкому соответствию – для тех, кому интересны все запросы, так или иначе связанные с искомым. Пример: «купить слона» в этом случае означает и «купить слона дешево» и «купить слона розового» и «купить живого слона в Москве».

-11

Кроме подбора ключей, «Вордстат» позволяет получать статистику по регионам и устройствам. Сервис удобно использовать вместе с программой Key Collector, о которой мы еще поговорим. Программа позволяет автоматизировать и ускорить сбор ядра, а также «выудить» из WordStat те запросы, которые нельзя получить вручную.

Яндекс.Вебмастер

Сервис предлагает три варианта «вытаскивания» поисковых фраз. Чтобы воспользоваться первым, нужно открыть вкладку «Поисковые запросы» – «Статистика запросов».

-12

Здесь вы увидите фразы, по которым пользователи переходили за последнюю неделю. Для прицельного анализа страниц необходимо указать конкретный адрес.

Еще один вариант: «Поисковые запросы» – «Рекомендованные запросы». Хотя инструмент больше ориентирован на контекстологов, он подойдет и для нужд оптимизаторов. Временная фильтрация тоже ограничена 7-дневными рамками.

-13

Key Collector

Key Collector – самая популярная программа для сбора семантического ядра. Собирать ключи для небольшого узкотематического сайта можно и вручную. Но если вы планируете парсить регулярно и много, без автоматизации работы не обойтись.

-14

Вот некоторые возможности платной программы:

· сбор ключевых слов из Яндекс Вордстат, Google Adwords и подобных сервисов;

· анализ частотности и фильтрация запросов;

· анализ конкурентности фраз;

· сбор статистики из Яндекс Метрики, Google Analytics и других сервисов – вы увидите, по каким запросам посещали вашу площадку;

· подбор страниц, релевантных ключам;

· указание минус-слов;

· удобный экспорт в Excel и др.

Для оценки ключевиков к услугам пользователей несколько десятков параметров.

База Пастухова

Это программа с уже готовыми базами ключевых запросов. Последняя версия актуальна на июнь 2017 г. Для поиска трендовых фраз она уже не подойдет, но для анализа упущенных – вполне. Русская база состоит из более 1,6 млрд запросов. Английский вариант включает в себя более 600 млн фраз. Есть версии и на других языках.

-15

Зачем нужен готовый список ключей, если есть специальные программы, да еще и с тонкими настройками? Перечислим преимущества базы перед Key Collector и его аналогами.

· Очень высокая скорость парсинга. Это особенно актуально для интернет-магазинов с обширной семантикой – для получения результата не нужно ждать часами.

· Большая эффективность обработки НЧ-запросов – как раз то, что нужно для расширения семантики.

· Удобство работы – если в Key Collector достаточно сложный интерфейс, то здесь все гораздо проще.

С другой стороны, в том, что касается полноты и актуальности результатов, перевес на стороне KC. Вывод такой – для профессионального сбора семантики лучше иметь в арсенале разные варианты.

Поисковые подсказки

Дополнительный инструмент расширения ядра – поисковые подсказки. Введите любую осмысленную фразу в строке поиска, и вам предложат на выбор несколько запросов. Такая помощь предусмотрена у всех поисковиков. Это удобно для пользователей и ценно для оптимизаторов. Специалисты получают возможность вооружиться ключами, до которых неудобно, сложно или невозможно добраться иными способами.

-16

Прежде чем стать подсказками, фразы проходят через цензуру алгоритмов. Среди факторов, влияющих на формирование подсказок:

· частота запросов – вам покажут популярные «хвосты»;

· соответствие фраз словарным – вы не увидите нецензурные слова или фразы с ошибками;

· региональность запросов – пользователю из Хабаровска не будут подсказывать запросы, актуальные для москвичей;

· персональная информация и история поиска – поисковики ориентируются на конкретных пользователей.

Для облегчения труда оптимизаторов существуют программы и сервисы по сбору поисковых подсказок. Кроме Key Collector, в этом вопросе пригодятся специализированные сервисы – Rush Analytics, Upcheck, A-parser. В комплексных SEO-продуктах (например, Serpstat) тоже есть встроенные парсеры подсказок.

Рекомендации по обновлению семантики

После анализа семантического ядра сайта с полученной информацией рекомендуем обращаться аккуратно. Перечислим несколько основных принципов, которые следует иметь в виду при корректировке данных.

  • Когда страница и так получает много трафика, нужно хорошо подумать, прежде чем что-либо менять.
  • Страница должна быть релевантна запросам. Если новые поисковые фразы, например, включают в себя «фото» или «цены», а изображений и прайса на странице нет, нужно или добавить данные, или воздержаться от употребления ключа.
  • Важные ключи имеет смысл добавить в Title – заголовок все так же важен для поисковиков.

Заключение

Мы рассмотрели основные инструменты для актуализации ядра. Есть и другие. Мы уверены: понимание важности регулярного расширения семантики намного актуальнее работы с десятком сервисов. Ведь чем больше целевых запросов, тем больше шансов занять топовые позиции. Желаем Вам успешного продвижения вперед!