Рефлексия - обязательный этап урока по ФГОС, имеющий важное значение в обучающем процессе. Преподавателю рефлексия поможет определить эффективность урока и уровень усвоения школьниками информации, детям - систематизировать знания. Расскажем о видах рефлексии, а еще дадим несколько примеров.
Виды рефлексии
По содержанию
- Устная - ученики рассказывают о своих эмоциях и выводах.
- Письменная - ученики заполняют анкету, пишут короткое эссе.
- Символическая - используются карточки с картинками или смайликами.
По виду деятельности
- Коллективная - участвует весь класс.
- Групповая - класс делится на группы.
- Фронтальная.
- Индивидуальная - самая важная.
Целевая
- Эмоциональная - учитель оценивает настроение класса.
- Рефлексия деятельности - используется при проверке домашнего задания или закреплении материала.
- Проверка усвоения материала - школьники отвечают на вопросы в устной или письменной форме.
Как правило, рефлексия проводится перед окончанием урока, но учитель может использовать метод в любой момент занятия.
Примеры рефлексии на уроках в начальной школе
1. Цветные карточки
Например, синяя и красная. Синяя может обозначать “Всё понятно”/”Урок мне понравился”, красная - “Есть проблемы”/”Было скучно”. В заключительной части урока или после изложения нового материала учитель просит выбрать и показать соответствующую настроению карточку.
Вариант: карточки с тучками и солнцем, смайликами, грустными и радостными гномиками или же ученики просто показывают поднятый или опущенный большой палец.
2. Ступеньки
Учащимся раздаются распечатки с изображенной лесенкой и тремя человечками на ней. Расположение человечка на нижней ступеньке означает “У меня ничего не получилось”, на средней - возникли проблемы, размещение на верхней символизирует собой успех на уроке. Школьнику необходимо выбрать и отметить человечка, соответствующего его успеху на уроке.
Вариант: можно нарисовать лестницу на листе ватмана, прикрепить к доске и предложить ученикам по очереди прикрепить человечка в нижней или верхней части лестницы или ее середины, что будет символизировать удовлетворенность или неудовлетворенность уроком.
3. Поезд
Например, в ходе урока вы провели две игры и дали два упражнения. Значит, на доске нужно разместить 4 вагончика и предложить учащимся отметить вагон-занятие, выполнение которого далось проще всего, или распределить грустные и веселые смайлики по разным вагонам-этапам урока.
Альтернатива: полянка с цветами и бабочками, море с корабликами разных цветов, новогодние игрушки на елке. Картинку можно разместить на доске или распечатать.
4. Яблонька
Один из самых эффективных методов рефлексии по ФГОС. Вам понадобится изображение дерева и яблок разных цветов. Можно ограничиться двумя цветами (например, зеленое яблоко символизирует хорошее настроение, красное сигнализирует о проблемах) или же использовать широкую палитру, например,
оранжевый цвет будет означать восторг, черный - уныние, синий - радость и так далее.
Важно! Значение маркеров не должно меняться, изменения могут сбить с толку школьников!
5. Облако тегов
В конце урока на интерактивной доске приводится список фраз, школьникам нужно выбрать несколько из них и продолжить. Возможные варианты: “Сегодня я узнал/понял/научился…”, “Мое настроение…”
6. Плюс, минус, интересно
Учащимся предлагается заполнить три столбца: плюс, минус, интересно. Соответственно, в “Плюс” вносятся моменты, которые понравились учащемуся на занятии, в “Минус” - всё, что было сложным, “Интересно” - всё, что показалось увлекательным, удивило.
7. “Что было бы, если…”
Прекрасная возможность мотивировать школьников на то, чтобы они задумались и пофантазировали.
Например: “Что было бы, если бы лиса не съела бы колобка?”, “...медведь не пытался залезть на теремок?”, “...букву О не придумали?”
8. Акрослово
Предложите учащимся дать характеристику литературному герою в форме акрослова.
Например:
Б - беззаботный
У - улыбчивый
Р - радостный
А - авантюрный
Т - Тортилла - так звали черепаху, которая подарила Буратино золотой ключик
И - игривый
Н - непоседа
О - озорной
9. Комплимент
Школьники по цепочке говорят друг другу комплименты, хвалят за проделанную работу.
Конечно, нельзя использовать постоянно одни и те же приемы, они скоро надоедят детям, копилочка должна постоянно обновляться, опытные учителя собрали коллекцию из более 40 способов рефлексии.
Предлагаем вашему вниманию фильм “Рефлексия”, размещенный на youtube-канале Татьяны Погодаевой.