Найти в Дзене
Газета педагогов

Рефлексия по ФГОС в начальной школе: виды и примеры

Оглавление

Рефлексия - обязательный этап урока по ФГОС, имеющий важное значение в обучающем процессе. Преподавателю рефлексия поможет определить эффективность урока и уровень усвоения школьниками информации, детям - систематизировать знания. Расскажем о видах рефлексии, а еще дадим несколько примеров.

Виды рефлексии

По содержанию

  • Устная - ученики рассказывают о своих эмоциях и выводах.
  • Письменная - ученики заполняют анкету, пишут короткое эссе.
  • Символическая - используются карточки с картинками или смайликами.

По виду деятельности

  • Коллективная - участвует весь класс.
  • Групповая - класс делится на группы.
  • Фронтальная.
  • Индивидуальная - самая важная.

Целевая

  • Эмоциональная - учитель оценивает настроение класса.
  • Рефлексия деятельности - используется при проверке домашнего задания или закреплении материала.
  • Проверка усвоения материала - школьники отвечают на вопросы в устной или письменной форме.

Как правило, рефлексия проводится перед окончанием урока, но учитель может использовать метод в любой момент занятия.

Примеры рефлексии на уроках в начальной школе

1. Цветные карточки

Например, синяя и красная. Синяя может обозначать “Всё понятно”/”Урок мне понравился”, красная - “Есть проблемы”/”Было скучно”. В заключительной части урока или после изложения нового материала учитель просит выбрать и показать соответствующую настроению карточку.

Вариант: карточки с тучками и солнцем, смайликами, грустными и радостными гномиками или же ученики просто показывают поднятый или опущенный большой палец.

2. Ступеньки

-2

Учащимся раздаются распечатки с изображенной лесенкой и тремя человечками на ней. Расположение человечка на нижней ступеньке означает “У меня ничего не получилось”, на средней - возникли проблемы, размещение на верхней символизирует собой успех на уроке. Школьнику необходимо выбрать и отметить человечка, соответствующего его успеху на уроке.

Вариант: можно нарисовать лестницу на листе ватмана, прикрепить к доске и предложить ученикам по очереди прикрепить человечка в нижней или верхней части лестницы или ее середины, что будет символизировать удовлетворенность или неудовлетворенность уроком.

3. Поезд

Например, в ходе урока вы провели две игры и дали два упражнения. Значит, на доске нужно разместить 4 вагончика и предложить учащимся отметить вагон-занятие, выполнение которого далось проще всего, или распределить грустные и веселые смайлики по разным вагонам-этапам урока.

Альтернатива: полянка с цветами и бабочками, море с корабликами разных цветов, новогодние игрушки на елке. Картинку можно разместить на доске или распечатать.

4. Яблонька

Один из самых эффективных методов рефлексии по ФГОС. Вам понадобится изображение дерева и яблок разных цветов. Можно ограничиться двумя цветами (например, зеленое яблоко символизирует хорошее настроение, красное сигнализирует о проблемах) или же использовать широкую палитру, например,

оранжевый цвет будет означать восторг, черный - уныние, синий - радость и так далее.

Важно! Значение маркеров не должно меняться, изменения могут сбить с толку школьников!

5. Облако тегов

В конце урока на интерактивной доске приводится список фраз, школьникам нужно выбрать несколько из них и продолжить. Возможные варианты: “Сегодня я узнал/понял/научился…”, “Мое настроение…”

6. Плюс, минус, интересно

-3

Учащимся предлагается заполнить три столбца: плюс, минус, интересно. Соответственно, в “Плюс” вносятся моменты, которые понравились учащемуся на занятии, в “Минус” - всё, что было сложным, “Интересно” - всё, что показалось увлекательным, удивило.

7. “Что было бы, если…”

Прекрасная возможность мотивировать школьников на то, чтобы они задумались и пофантазировали.

Например: “Что было бы, если бы лиса не съела бы колобка?”, “...медведь не пытался залезть на теремок?”, “...букву О не придумали?”

8. Акрослово

Предложите учащимся дать характеристику литературному герою в форме акрослова.

Например:

Б - беззаботный

У - улыбчивый

Р - радостный

А - авантюрный

Т - Тортилла - так звали черепаху, которая подарила Буратино золотой ключик

И - игривый

Н - непоседа

О - озорной

9. Комплимент

Школьники по цепочке говорят друг другу комплименты, хвалят за проделанную работу.

Конечно, нельзя использовать постоянно одни и те же приемы, они скоро надоедят детям, копилочка должна постоянно обновляться, опытные учителя собрали коллекцию из более 40 способов рефлексии.

Предлагаем вашему вниманию фильм “Рефлексия”, размещенный на youtube-канале Татьяны Погодаевой.