Решение совета Евросоюза о продлении экономических санкций против России еще на полгода вступит в силу во вторник, 10 июля. Вместе с тем, как признал американский сенатор Рон Джонсон, посетивший Россию в конце июня, санкции против Москвы не работают.
Как сообщила газета Washington Examiner, Джонсон отметил, что ограничительные меры не оказывают ужасного экономического эффекта.
Действительно, несмотря на политическое и информационное давление на инвесторов из различных стран, они продолжают вкладываться в проекты России. А российский рынок дает зарубежным инвесторам доход, порой существенно превышающий вложения в их родных странах при меньших издержках.
Согласно исследованию Всемирного банка, посвященному простоте ведения бизнеса по всему миру, по показателю простоты регистрации бизнеса Россия занимает 28 место в мире; по простоте регистрации прав собственности – 12; по обеспечению исполнения контрактов – 18.
То есть для бизнеса текущая деятельность не выглядит такой уж невыполнимой, как ее принято представлять: улучшаются условия прохождения бюрократических процедур, упрощается взаимодействие с фискальными органами, а значит, и для инвесторов это все выглядит как рискованная, но потенциально выигрышная инвестиция.
«Финансовая газета» составила рейтинг ведущих зарубежных компаний, представленных на рынке нашей страны. В него вошло 35 «иностранцев». Основным критерием являлся объем денежных средств, которым обладает бизнес. При равных показателях состояния преимущество отдавалось тем, кто раньше вышел на российский рынок.
Думал ли глава семьи Мюлье, открывая первый гипермаркет «Ашан» в Российской Федерации, что дела у него пойдут так успешно? По данным аналитической компании Infoline, это самый большой иностранный ритейлер и третий крупнейший продавец продуктов в России. Компания, которая работает в России с 2011 года, развивает гипермаркеты, супермаркеты и магазины в формате «у дома» («Атак»).
По итогам 2017 года компания еще не отчитывалась, однако согласно данным годом ранее, выручка на российском рынке составила 333,1 млрд руб., а чистая прибыль – 10,9 млрд руб.
Вторую позицию рейтинга завоевали германские супермаркеты Metro и Media Markt, торгующий техникой и электроник. В конце 2016 года Metro AG сообщила о разделении бизнеса: сеть центров мелкооптовой торговли Metro Cash & Carry и продовольственные гипермаркеты Real объединятся в компании под брендом Metro, а магазины бытовой техники и электроники Media Markt и Saturn – в компанию Ceconomy. За прошлый год совокупная выручка достигла 268,6 млрд руб.
Как национальная любовь к быстрой езде, так и доверие к настоящему японскому качеству – два кита, на которых базируется популярность Toyota в России, также вошедшей в тройку лидеров. В первом полугодии текущего года, невзирая на всевозможные кризисы, российские дилеры японской автостроительной компании реализовали 47 тыс. 444 автомобиля, что на 7% больше результата годичной давности. Настоящим бестселлером Toyota за отчетный период стал бизнес-седан Camry, который нашел 13 тыс. 884 покупателя. На втором месте по объему реализации среди моделей Toyota идет кроссовер RAV4, чьи продажи составили 13 тыс. 423 экземпляра.
По словам вице-президента ООО «Тойота Мотор» Такаси Суито, вывод на рынок двух внедорожников в одном сегменте и практически в одно время стал своеобразным вызовом для компании.
«Грамотная стратегия позиционирования двух моделей, а также неоспоримые преимущества Toyota Land Cruiser Prado и Toyota Fortuner перед конкурентами позволили им не только не мешать продажам друг друга, но и способствовать росту показателей бренда», – пояснил он.
Несмотря на грозные предупреждения Минздрава и отталкивающие картинки на сигаретных пачках, на четвертой и пятой ступени рейтинга плотно обосновались производители табачной продукции.
JT International (ДЖ.Т.И), занявшая четвертое место, известна рядовым курильщикам по брендам Glamour, Sobranie, LD. В прошлом году японцы заработали в России 276 млрд руб.
Производимые швейцарской компанией Philip Morris сигаретные бренды – это Parliament, Marlboro, Chesterfield, L&M, а также «Союз Аполлон» и многие другие. Всего за прошлый год табачная компания выручила в России 269 млрд руб.
Вторую половину топ-10 компаний открывает шведская мебельная компания «ИКЕА», заработавшая в прошлом году в России 198 млрд руб.
«Фольксваген Груп» – одна из самых популярных в России автомобильных компаний. Прибыль составила 191 млрд. руб. Принадлежащие ей заводы в Калуге и Нижнем Новгороде продолжают работать и выпускать автомобили и комплектующие.
Кстати, в середине июня Калужскую область посетили депутаты Бундестага от фракции «Альтернатива для Германии». Своим визитом парламентарии еще раз сказали, что никакие санкции не могут помешать людям двух стран налаживать нормальные отношения в разных сферах жизнедеятельности.
Восьмая позиция у французской сети магазинов для дома и дачи «Леруа Мерлен», которая активно развивается. Планы у французской компании воистину «бонапартовские» – в ближайшую пятилетку она намерена более чем удвоить число своих супермаркетов в России.
Правда, в дни Чемпионата мира по футболу, бывшая PR-директор компании Галина Панина умудрилась навести тень на торговую сеть, опубликовав в социальной сети фейковое сообщение, в котором назвала российских болельщиков «ваткой». Разразился скандал, пиарщицу уволили.
Хочется надеяться, что в целом на оборотах «Леруа Мерлен» это не отразится, а планы свои французы обязательно реализуют.
Еще один производитель табачных изделий, известный россиянам по сигаретам «Ява Золотая», а также по маркам Dunhill, Vogue, Lucky Strike и др. компания МУМТ («Бритиш-Американ Тобакко»), укрепилась на девятой строчке рейтинга. Вместе с тем надо отметить, что доля продаж в России в ее доходах сравнительно невелика – 14%.
И завершает топ-10 компания PepsiCo. Сладкую газировку ценил еще Никита Хрущев, а Леонид Брежнев поддержал открытие в 1974 году первого завода компании в Новороссийске.
Впрочем, на сегодняшний день не «Пепси» единой богатеет PepsiCo. Ведь кроме газированных напитков, одна из самых инновационных компаний мира производит соки («Фруктовый сад» – тоже их марка), а также молочную продукцию под брендами «Домик в деревне». В прошлом году компания заработала в России 177 млрд руб.
А полный список иностранных компаний, активно представленных на рынке России, можно посмотреть здесь .