Про боярыню Морозову слышали наверное все без исключения. Во многом, ее образ определен великолепным полотном В. Сурикова. На нем истинная фанатичка старообрядчества, несгибаемая, прямая, упрямая. Но такая ли она была на самом деле? Попробуем разобраться.
Знатный род в родстве с царям
Род Морозовых были знатнейшим из знатных. Он входил в число 16-ти самых именитых семей России. Мужи этого дома занимали всегда очень видное положение, являясь приближенными царей.
Правда, при Иване Грозном, род был серьезно обескровлен опричными репрессиями. К середине 17-го века Морозовых оставалось лишь двое: Борис и Глеб. Они занимали очень высокое положение.
Борис Морозов выгодно женился вторым браком на родной сестре Марии Милославской, став свояком Алексея Тишайшего. Глеб Морозов выбрал в супруги Авдотью Сицкую, которая в 1648 году, незадолго до собственной кончины, была посаженой матерью на свадьбе Алексея Михайловича и Марии Ильиничны Милославской, а сам Глеб охранял покои новобрачных.
Да вот беда, в двух браках Бориса Морозова и в первом браке овдовевшего Глеба Морозова не было детей. Старший брат развестись с женой, сестрой царицы не мог, поэтому вся надежда на то, чтобы не дать пресечься роду легла на Глеба Морозова.
Вторая жена и молодая вдова
В 1649 году Глеб Морозов, которому было уже 56 лет взял в жены 17-летнюю девицу Феодосию Прокофьевну Соковнину. Она была дочерью окольничего и входила в круг самых приближенных к царице боярышень.
Из царского дворца ее и выдавали замуж. Она стала второй женой и владелицей несметных богатств. Свое предназначение, продолжить Морозовский род, Феодосия выполнила: родила сына Ивана Глебовича.
Замужем она была 13 лет, а в 30-летнем возрасте осталась вдовой с сыном на руках. Ее сын унаследовал все, что принадлежало обоим Морозовым. Но он был маленьким и распоряжалась несметными сокровищами его мать.
Ее главное имение располагалось в Подмосковном селе Зюзино. Ей прислуживали в усадьбе около 300 человек личной обслуги. Дорогие кареты, личная стража, изумительной красоты платья. Такой была молодая вдова Феодосия Морозова.
Искушение боярыни
30 лет - самый расцвет женской жизни. Вдова богата и красива. Вероятно она имела надежды или выйти замуж, или завести тайного сердечного друга.
Плотские искушения смущали ее душу. Вот тут-то рядом и оказался знаменитый сторонник старообрядчества протопоп Аввакум. Несчастная женщина - легкая добыча для всякого рода проповедников, спекулирующих на несчастье.
Вероятно он и повлиял на Феодосию: страдай сейчас, а за гробом спасешься. Зачем это ему было нужно? А все очень просто: вдова была богата, а для борьбы Аввакума с бывшим другом, автором церковного раскола Никоном, нужны были немалые средства.
И вот уже Феодосию он письменно упрекает в греховных помыслах. И вдова надевает жесткую власяницу, чтобы смирять плоть.
Но ей хочется жизни и любви, не помогает даже грубая власяница. Тогда Аввакум советует ей выколоть глаза, чтобы они не искушали и не отвращали ее от божественных дум.
А наряду с этим, ловкий проповедник упрекает Морозову, что она недостаточно жертвует на его дело, мол, не рекой деньги текут, а по каплям сочатся. А Феодосия еще и имеет наглость просить отчета о потраченных деньгах.
Все письма Аввакума к боярыне Морозовой, это упреки, внушения, ругань о деньгах. Ни слова о вере.
Одинокой, лишенной счастья, снедаемой жаждой жизни женщине оказалось очень легко внушить комплекс вины. Она считает себя грешницей и решается тайно постричься в монахини по старообрядческим канонам.
Теперь Аввакум спокоен: она не выйдет замуж, а значит муж не наложит властную руку на сокровища, которые нужны ему для поддержания борьбы и раскола.
Опала, арест и гибель
Пока была жива Мария Милославская, она заступалась за Феодосию Морозову перед царем Алексеем. Но заступница умерла, а в 1671 году царь задумал жениться на Наталье Кирилловне Нарышкиной.
Боярыне Морозовой было приказано явиться на свадьбу. Но она уже была тайной монахиней и носила имя инокини Феодоры. Боярыня сказалась больной и на свадьбу не пошла.
Алексей Михайлович серьезно обиделся. После царской свадьбы последовала опала. Сначала домашний арест, а потом Феодосию Морозову и ее сестру княгиню Урусову перевезли в оковах в Чудов монастырь, а затем и Псково-Печерский монастырь.
Вскоре после ареста матери, умер последний мужчина из рода Морозовых, ее сын Иван, а имения и богатства были конфискованы казной.
Арест не сломил Феодосию, проповеди Аввакума не прошли даром. Бессильная она висела на допросах на руках стрельцов, но отказаться от своих убеждений отказывалась.
В 1674 году ее и сестру Евдокию Урусову подвергли пыткам на дыбе. Уже был готов костер для сожжения непокорных, но тут уже бояре государства Московского возмутились такой лютости.
Сестер приговорили к заточению в Боровском остроге. Камерой им служила глубокая сырая яма в земле. Евдокия Урусова скончалась от истощения первой. Феодосия пережила сестру почти на 2 месяца.
Ей не давали еды. Так что заступничество бояр привело только к лишним мучениям. Умиравшая от голода боярыня Морозова, 12 ноября 1675 года, обратилась с последней просьбой к караульному солдату: выполоскать в реке ее рубаху.
Она хотела предстать перед Господом чистой. 43 года, столько продлилась эта мятежная и горемычная жизнь.
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет.
***
Еще больше историй и фактов на моем канале. Лайк и подписка не являются обязательными, но очень вдохновляют автора.