Найти тему
Extradrive

Состояние дорог и пробки: почему сложно уменьшить расходы на авто

Оглавление

Расход топлива – это больной вопрос для большинства водителей. Владельцы автомобилей часто общаются между собой, обмениваются информацией о расходах на бензин и сравнивают показатели топливной экономичности своих машин.

В дискуссиях нередко возникает вопрос о том, почему идентичные автомобили при эксплуатации в похожих условиях потребляют разное количество топлива на 100 км пробега. Обычно подобные обсуждения заканчиваются рекомендациями заправляться на другой АЗС. Но при этом многие забывают, что расход топлива зависит от множества факторов. Некоторые из них зависят от водителя (например, стиль вождения), а изменить другие практически невозможно. К последним относятся качество дорог и количество транспорта на улицах.

Влияния пробок на расход топлива

Потребление топлива в городском цикле, которое указывается в рекламе или технической документации на автомобиль, – это условная величина, которая имеет не очень много общего с реальной эксплуатацией автомобиля. Алгоритмы, по которым проводятся испытания (так называемый NEDC – «новый европейский ездовой цикл»), моделируют движение авто по небольшому городу и типичную манеру езды европейских водителей. Но в крупных российских городах движение транспортных средств организовано иначе. В мегаполисах, вроде Москвы и Санкт-Петербурга, автомобилисты часами простаивают в пробках или медленно движутся в «тянучках», что не может не сказаться на потреблении топлива.

Из-за большого количества транспортных средств на дорогах и постоянных пробок двигатели автомобилей работают в неоптимальных режимах. Причинами увеличенного расхода топлива являются:

  • холостой ход – когда автомобиль стоит в пробке или на светофоре на нейтральной передаче, двигатель не выполняет полезной работы, но постоянно потребляет горючее;
  • движение на низких передачах – при переключении на низкие передачи ДВС расходует значительно больше бензина или дизтоплива;
  • остановки, разгоны и торможения – неравномерное движение, связанное с постоянными ускорениями и замедлениями, приводит к резкому увеличению расхода топлива по сравнению с равномерным движением на постоянной скорости.

Поэтому сравнивать показатели топливной экономичности для двух одинаковых автомобилей, один из которых ездит по Москве, а второй – по небольшому городу, не вполне корректно. Чем плотнее траффик в населенном пункте, тем больше расходы на бензин или дизтопливо при равном пробеге.

Техническое состояние дорог и его влияние на расход топлива
Техническое состояние дорог и его влияние на расход топлива

Проблема влияния качества дорог на расход топлива волнует не только владельцев авто, которые хотят уменьшить свои расходы на бензин. Этой темой занимаются многие ученые. В России и за рубежом регулярно проводятся исследования, публикуются статьи и защищаются на диссертации на темы, связанные с изучением закономерностей изменения среднего расхода топлива в течение жизненного цикла дорожного покрытия.

Предмет подобных исследований – это анализ закономерностей расхода топлива при эксплуатации транспортных средств на дорогах разного качества. Результаты исследований и испытаний – это не умозрительные заключения, а реальные цифры, которые используются для ведения статической отчетности и оперативного планирования деятельности транспортных предприятий. Их используют для расчета нормируемых значений потребления бензина и дизтоплива, себестоимости грузовых и пассажирских перевозок и др.

Характеристики дорожного покрытия постоянно меняются, и это заметно каждому водителю:

  • свежеуложенный асфальт – гладкий и скользкий. Автомобиль легко катится по поверхности только что построенной или отремонтированной дороги, но тормозной путь на свежем асфальте увеличивается из-за плохого сцепления;
  • по мере выгорания и износа верхнего битумного слоя на поверхности асфальта появляются частицы наполнителя. Благодаря обнажившимся камешкам сцепление покрышек с асфальтом улучшается. Но при этом увеличивается коэффициент сопротивления качению, из-за чего растет потребление топлива.

Асфальтобетон, цементобетон и булыжная мостовая – это совершенно разные виды дорожных покрытий. Поэтому расход топлива у автомобилей, которые ездят в одинаковом режиме, но по дорогам разного качества, может отличаться на десятки процентов. Ситуация усугубляется, если качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего. На преодоление каждой неровности в виде бугорка или ямки тратится полезная энергия, не говоря уж о том, что езда по плохим дорогам заставляет водителей переключаться на пониженные передачи и двигаться с неоптимальной скоростью.

Влияние на расход топлива других факторов, связанных с дорогами

Кроме коэффициента сопротивления качению и качества дорожного покрытия, на расход топлива существенно влияют другие факторы:

  • план и профиль дороги – чем больше на маршруте подъемов-спусков и поворотов, тем сложнее водителю поддерживать стабильную скорость. Постоянные разгоны и торможения приводят к существенному увеличению расхода топлива;
  • равномерность и интенсивность движения – только на широких автобанах можно поддерживать скорость постоянной, не нажимая на педаль тормоза. На обычных же дорогах водителю приходится постоянно обгонять грузовики, которые движутся медленнее, чем легковые авто, а на проселочных дорогах – объезжать велосипедистов и гужевые повозки. Чем больше маневров, тем больше потребляется горючего;
  • нагрузка – вес груза в кузове грузовика или количество пассажиров в салоне легкового авто существенно влияют на расход топлива. Даже один лишний пассажир в автомобиле увеличивает потребление бензина на несколько процентов.

На потребление топлива также влияют температура окружающей среды (зимой часть тепловой энергии тратится на прогрев двигателя вместо полезной работы), высоту над уровнем моря (от нее зависят плотность и давление воздуха, который подается в цилиндры) и множество других факторов. Об этой разнице в условиях эксплуатации авто необходимо помнить, сравнивая расход топлива на идентичных автомобилях.