Очень хотел поддержать отечественного производителя, но пришлось поддержать немецкого...
Мой предыдущий катер был у меня первым, в котором было отопление. Мысли об установке отопителя были ещё за два катера до него, но сначала, на 18ти футовом, как-то было маловато места, потом, на 19ти футовом, как-то руки не дошли, а вот Белла уже была с отоплением. Да ещё и не с одним!
Отопителей в Белле было аж два! Один от мотора, по типу УАЗовской печки, с отбором тепла от внутреннего контура охлаждения, а второй внешний, финская керосиновая плита-отопитель Wallas Safe Flame.
В результате, прошлый сезон мы закрыли уже после первого снега! А в этом сезоне катались с 3го мая по 20 октября и не мёрзли! Быстренько околев в новом катере, я понял, что главная деталь в лодке, это отопитель. Именно он, сразу превращает простую лодку в лухари яхту и позволяет комфортно чувствовать себя в любую погоду. А уж если их два...
Но не всё было так здорово, как хотелось бы. В частности, распределение потоков от штатного отопителя было довольно скромным - на стекло и в ноги. Всё. Но самая печаль в том, что из-за высокого КПД дизеля он неохотно нагревается, и отопитель греет довольно слабо, а на холостых, так и вообще еле-еле. А у печки нет обдува по салону, только вокруг неё, и в холодную погоду, в на носовых диванах мёрзнешь. Кроме того, у Валласа нет регулировки температуры, только два режима мощности, что тоже, не совсем удобно.
В общем, после некоторых размышлений на тему компоновки, функционала и установочных решений, было решено, что в новом катере будет стоять воздушный отопитель, т.н. сухой фен, работающий на дизельном топливе. С регулировкой температуры.
Катер меньше предыдущего, поэтому места для плиты-отопителя там как бы и нет. И значит - отопитель отдельно, а с плитой как-нибудь разберёмся. Вариант "мокрого" отопителя и теплообменника был отброшен из соображений сложности компоновки, установки, массы, цены, потребления энергии. Остался вариант сухого отопителя.
Из моделей присутствующий на рынке, были варианты:
Китайцы по цене ~15 тыс.
Планар по цене 17, 18, 18.9, 20.9 тыс (дорожал в процессе)
Вебасто по цене 24.5, 24.9 тыс. (подорожало)
Эбершпехер по цене от 26.5 тыс и выше.
Валлас по цене от 50 тыс руб.
Китайцев не хотелось. Опасно. Катер пластиковый, мало ли что...
Хотел брать Планар, т.к. давно о нём слышал, слышал, что они стали вроде как, неплохими, но... Неуёмная жадность производителя, который подогнал цену практически вплотную к Webasto, несколько остудила мой патриотический пыл, а потом я увидел пульт...
Лолшто, как говорится? И вот это стоит почти как немецкая Вебасто?? Да даже в китайских отопителях, которые "тут" можно получить, при желании, тысяч за 14, и то лучше пульты! А ведь он будет на виду! Да его даже в УАЗ Патриот или в УАЗ Хантер ставить стыдно! Уровень "Буханки"!
Собственно, Вебасто, на которой и остановился выбор.
Эбершпехер был отклонён из-за того, что он дороже Вебасто и не так распространён, хотя и несколько мощнее (младшая модель имеет мощность 2.2 кВт, против 2 кВт у Вебасто). Возможно, стоило выбрать его, но у меня нет сертификата установщика Эбершпехера, а вот Вебато есть, хоть и просроченный уже, но есть.
Валлас был сразу отклонён из-за цены и габаритов. Он огромный, как две Вебасты, хотя, как показала практика - крайне надёжный.
Так вот, в итоге был куплен установочный комплект Webasto Air Top 2000 STC 12v diesel, у официального дилера Вебасто за 24.9 тыс руб.
Комплект этот не полный, для установки в катер мне понадобятся ещё детали. Воздуховод, воздушные тройники, дефлекторы, топливозаборник (нет в комплекте), кронштейн для установки, проходы через борт, а также теплоизоляция выхлопной трубы.
То есть, помимо 24.9 тыс, придётся потратить ещё тысяч 10, если брать неоригинальные комплектующие... Оригинальные обойдутся наверное раза в два дороже. Немало, скажем так.
Пультик выглядит так:
Причём снаружи видна только круглая часть...
Т.к. катер дизельный, то и отопитель я купил дизельный, чтобы он мог питаться топливом из бака. С Валласом, на Белле, несколько напрягало то, что нужно было держать в голове ещё и керосин, хотя сейчас уже они есть на солярке, но цена...
Установка обещает быть сложной, планируется установить 3 дефлектора обдува, один в каюте, чтобы в ней было тепло и сухо, как при езде, так и при ночёвке, один в ногах у водителя, чтобы не мёрзли ноги (на пассажира будет поступать воздух из каюты) и один на стекло, чтобы оно не потело в дождь. Места для прокладки 60 мм воздуховодов, в катере очень мало, особенно меня пугает установка дефлектора под стекло. Но надеюсь, что получится...
Отчёт будет в процессе. Пока особо нет времени, но зима же только началась... ;)
АПДЕЙТ.
Вебасто установлена, процесс установки подробно описан в отчёте. Удачи!