Госдума рекомендовала принять в первом чтении законопроект о борьбе с билетными спекулянтами, но собирается разработать ряд поправок. Авторы документа предлагают ввести именные билеты, продавать которые смогут только уполномоченные организации с наценкой не больше 10%. За ее превышение другой проект закона предусматривает штрафы для физлиц, ИП и юрлиц.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что принятие закона необходимо в связи с отменой штрафных санкций при возврате билетов в театры, музеи, цирки, концерты и другие заведения, усугубившей проблему их перепродажи дороже номинальной стоимости. Ведь теперь спекулянты в случае невостребованности билетов ничего не теряют, тогда как организатор несет убытки. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
В пример приводится столичный Театр наций, где недобросовестные покупатели в первом квартале 2018 года вернули в кассу билеты на 1 млн руб.
Другой законопроект, также внесенный в Госдуму, учтет санкции за превышение 10-процентной наценки. Он предусматривает штрафы в размере 100−300 тыс. руб. для физилиц, 200−500 тыс. руб. − для индивидуальных предпринимателей и до 1 млн руб. для компаний. Штрафы до 500 тыс. руб. будут грозить и самим учреждениям культуры, если те отказались вернуть деньги за билет в случае переноса мероприятия.
Сам же порядок возврата билетов предписывается согласовать с требованиями Минкультуры, которые еще предстоит разработать.
У законопроекта пока остаются недочеты, признают и депутаты, и участники рынка. К примеру, отмечается, что необходимо ввести положение об утверждении формы электронного билета, абонементов и экскурсионных путевок, в том числе в электронной форме.
Кроме того, нужно ограничить деятельность «зеркал» интернет-сайтов, которые создают перекупщики. Гендиректор фестиваля «Золотая маска» Мария Ревякина сказала, что предстоит определиться со сроком и порядком возврата билетов, пояснив, что выступает за дифференциацию их стоимости по примеру авиакасс.
В Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) не поддерживают принятие законопроекта. По мнению организации, прямые договоры с музеями приведут к монополии крупных агрегаторов, особенно если не будет прописана обязанность организаторов мероприятий заключать договор со всеми желающими. Комиссия на уровне 10% также не отвечает рыночным принципам, поскольку себестоимость услуг может превышать эту долю, считает ассоциация.
Кстати, сами билетные сервисы уже направили несколько писем в комитет по культуре с просьбой не вводить порог 10% комиссии, так как, по их мнению, это лишь приведет к росту спекуляций.