Найти в Дзене
PLATFORMA MEDIA

Что делать и как выбрать юриста, если стартап вынужден судиться с инвестором

Российские стартапы в последние годы всё чаще привлекают инвестиции и выходят на внешние рынки, привлекая финансирование оттуда. В такой ситуации неизбежны споры между инвесторами и основателями проектов, считает практикующий юрист и специалист в области M&A, международного частного права и арбитража Ирина Цветкова.

Она написала для vc.ru колонку о том, как стоит поступать стартапу, если ему угрожает судебная тяжба с инвестором или если суд уже начался, а также как найти подходящего юриста в России или за рубежом.

Только за 2012-2014 годы количество прямых инвестиций, по данным Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), выросло на 81,5%, что обусловлено высокой активностью венчурных фондов. Выживают не все: сервис для выдачи займов компаниям Fleximize выяснил, что в первый год погибает не более 17% стартапов, а в первые пять лет — около половины.

Это порождает споры между инвесторами и стартапами. Правда, ни одни, ни другие не любят рассказывать о том, что проект «не взлетел», а партнеры потом долго «разводились» через суд. Поэтому даже в профессиональном сообществе об этих делах известно немногое.

На внешних рынках один из последних одиозных процессов — иск Partner Fund Management, поданный осенью 2016 г. против Theranos. Хедж-фонд из Сан-Франциско обвинил основательницу проекта Элизабет Холмс в намеренном обмане инвесторов и потребовал возврата инвестированных средств и возмещения убытков. И это не первая претензия к Theranos — в мае 2016 года к компании уже был выдвинут коллективный иск от группы инвесторов.

В России сформировавшейся судебной практики по спорам между стартапами и их инвесторами нет, говорит издатель проекта Firrma Дмитрий Фалалеев. А если такие споры и возникают, то это, по его словам, происходит из-за небрежного отношения последних к оформлению юридических отношений на старте. Юрист крупного международного венчурного фонда связывает возникновение споров с контролем и управлением стартапами. Например, когда основатель хочет выйти из проекта вопреки прописанному в договоре или закрепленному на словах соглашению. Или один из участников компании настаивает на принятии того или иного важного для нее решения, но не может сделать это в силу структуры капитала (если у каждого из партнеров по 50% голосов и второй партнер или инвестор не согласен с решением). Наконец, если один из участников, уходя, забирает с собой базу клиентов, чтобы на ней построить свой собственный проект. База может быть самым ценным для стартапа интеллектуальным активом, говорит мой собеседник.

Продолжение на сайте «PLATFORMA.MEDIA»