Читатель, продолжим увлекательное путешествие в мир если не финансовой закулисы, то по местам и фактам, о которых редко кто задумывается в обыденной жизни. Сегодня настал черед зарплат.
Нет, мы не забыли, как выглядят российские банкноты, и знаем, что они разноцветные. Но, как известно, оплата труда может быть «белой», «черной» или «серой». Последнее цветовое решение и стало предметом нашего интереса, потому что с первыми двумя все понятно – либо абсолютно официально, либо сугубо неофициально. «Серая» зарплата имеет много вариантов и нюансов.
Зарплата может быть и «серой», главное – чтобы была
В Нижнем Новгороде на «серую» зарплату согласен каждый второй, рассказали в компании Superjob, что является самым большим показателем для городов-миллионников. По России с зарплатой «в конверте» готовы мириться 42%, почти 36% не согласны на такое, а 22% затруднились ответить.
«Серый» заработок чаще всего устраивает мужчин (50%). Среди женщин на это готовы 35%.
Согласных на зарплату «в конверте» больше всего в возрастной группе от 35 до 44 лет (47%). Россияне старше 45 лет согласны на «серое» в 36%. Менее терпимы к «серым» зарплатам в Москве (38%), питерцы согласны на такие зарплаты в 35% случаев.
Еще неутешительнее результаты исследования HeadHunter: 71% нижегородских соискателей согласны на «серую» или «черную» схему оплаты труда при условии высокой зарплаты, минимум в полтора раза выше, чем сейчас. Привлекательные условия труда или то, что это будет «компания мечты», могут повлиять на решение о принятии подобных предложений лишь трети соискателей. Лишь для каждого пятого «серость» зарплаты может компенсироваться интересной отраслью деятельности и для 14% – возможностью карьерным ростом. Ни в коем случае не согласятся на «серые» или «черные» зарплаты 13% респондентов.
И это притом что работодатели не горят желанием вести дела неофициально. В настоящее время как минимум 59% нижегородских работников получают зарплату полностью в соответствии с законодательством. На долю работников с зарплатой «в конверте» приходится 4%. В 2016 году эти показатели составляли 56 и 9% соответственно. Работодатели Нижегородской области реже, чем в других регионах, предлагают соискателям работу с оплатой наличными и без официального оформления.
Чаще всего полностью официальные зарплаты имеют в России работники банковской, научной и медицинской сфер. «Серые» схемы оплаты труда наиболее распространены в строительстве и продажах (46 и 46% соответственно). «Черная» зарплата охотнее предлагается работникам сферы туризма (24%) и молодым специалистам (21%).
Белая, но не горячка
Нижегородцы осознают плюсы официальной зарплаты. Для работников с большим трудовым стажем и средним специальным или высшим образованием «официальность» зарплаты играет более существенную роль, чем для специалистов со средним и незаконченным высшим образованием.
Среди главных плюсов «белой» зарплаты нижегородские соискатели выделяют в первую очередь оплачиваемые больничные и декретный отпуск (66%), правовую гарантию своевременных выплат зарплаты (57%) и начисления в Пенсионный фонд (49%). Серьезный плюс работы «вбелую» для многих представляет возможность взять кредит, в том числе ипотечный, соразмерный зарплате, – 42%. Соблюдение законодательства при начислении/сокращении зарплаты или увольнении греет душу 23 и 36% нижегородцев соответственно. Выполнение гражданского долга в виде уплаты налогов стимулирует работать «вбелую» 9% нижегородцев.
Так почему же такой большой разрыв между осознанием плюсов «белой» зарплаты и готовностью работать «всерую» и даже «вчерную»?
Общая нестабильность экономической ситуации и постоянные разговоры о возможности повышения НДФЛ, звучащие с высоких трибун, нервируют население и формируют запрос на заработную плату в любом виде, лишь бы она была регулярной и прогнозируемой. А боязнь потерять место работы толкает сотрудников на компромиссы. Работать же на фрилансе или в статусе самозанятого готов далеко не каждый нижегородец – слишком сильная нестабильность и высокие риски остаться без оплаты труда.
Константин БАРАНОВСКИЙ
Фото Андрея АБРАМОВА