Найти тему

Какая была "зарплата" у профессора в царской России?

Оглавление

Профессоры медицины Императорского Казанского университета 1912 год.
Профессоры медицины Императорского Казанского университета 1912 год.

Накануне первой мировой вой­ны оклады работников подведом­ственных Министерству народного просвещения учреждений в основ­ном определялись актами полуве­ковой давности. Университетский Устав 1884 года и «Временный штат» фиксировали уровень опла­ты преподавателей, определенный еще Уставом 1865 года!

К началу войны ординарный профессор получал в качестве ос­новного жалованья 3600 рублей в год (300 рублей в месяц), экстра­ординарный профессор — 2400 рублей в год (200 рублей в месяц), доцент — 1440 рублей в год (120 рублей в месяц). Эти исчис­ленные по официальным актам оклады подтверждаются и материа­лами Совета Казанского универси­тета. Согласно этому же источни­ку, почасовики приват-доценты по­лучали 200 рублей за академический час в год (количество часов в курсе, деленное на количество недель в учебном году).

Но что значило в 1913—1914 го­дах, в период процветания россий­ской экономики и государственнос­ти, 3600 рублей годового дохода?

Можно ли было прожить аспиран­ту на 50—100 рублей в месяц?

Попробуем сопоставить эти циф­ры с доходами других групп насе­ления. Средняя годовая заработная плата промышленного рабочего составляла в 1913 году 263 рубля 60 копеек. Высококвалифицирован­ные мастера, например плотники, работали по казенным заказам за 1,73 рубля в день. То есть даже университетская стипендия аспиран­та вдвое превышала среднюю зар­плату рабочих. Профессора же по­лучали куда больше.

Самому высокооплачиваемому писателю России начала века А. М. Горькому, с другой сторо­ны, нужно было сдать в издатель­ство три печатных листа (72 ма­шинописные страницы), чтобы по­лучить сумму, равную годовому профессорскому окладу, а И. Бу­нину — семь (как раз такой объ­ем, к примеру, у бунинской повес­ти «Деревня», опубликованной в 1910 году).

Все это говорит о том, что до революции работа в университете приносила достаток и оценивалась государством достаточно высоко. По зако­ну, в случае вступления в граждан­скую службу доктору наук автома­тически присваивался чин VIII клас­са (соответствует армейскому зва­нию капитана), магистру — IX клас­са (штабс-капитан), выпускнику университета с дипломом первой степени по табели соответствовал поручик.

Если же учесть, что посте­пенно происходило продвижение по классной лестнице вверх за вы­слугой лет, ординарный профессор чаще всего имел чин действитель­ного статского советника (IV класс, эквивалент генерал-майора армии) или, в крайнем случае, статского советника (V класс, но тоже гене­ральская номенклатура).

Нажмите на палец!

Подписывайтесь на канал"ИСТОРИЯ ВРЕМЕН И НАРОДОВ".

У нас много интересного и полезного!