Сколько работал таксист во времена СССР, какой был план, сколько длилась смена, какой был график и сколько платил пассажир такси за поездку - обо всем этом я расскажу в этой части цикла статей посвященных истории такси в СССР.
В таксопарках СССР было две смены. Каждая смена это 14 часов. В эти 14 часов входили два часа на обед и пересмену. По официальному графику первая смена начиналась с 6:00 до 20:00, вторая (ночная) смена с 16:00 до 6:00. В месяц водитель такси должен был отработать 173 часа.
При этом учитывался так называемый "холостой" пробег, то есть это километраж с таксопарка до места посадки первого пассажира, и с места высадки последнего пассажира до таксопарка. Даже существовал коэффициент холостого пробега. В советское время он равнялся 0.78, то есть на 100 км - должно быть 78 оплаченных километров. Водитель такси должен был сам планировать и составлять свой маршрут, чтобы как можно больше минимизировать холостой пробег автомобиля.
О том, в какую смену работает водитель такси на определенном автомобиле, это было указано на небольшой табличке на лобовом стекле автомобиля. При завершении смены, водитель выключал зеленый фонарик в правом углу лобового стекла и ставил табличку "В парк". В советское время было развито движение социалистического соревнования, и если таксопарк или отдельная бригада (колонна) принимала социалистические обязательства, то соответственно мог снизиться "холостой" пробег, увеличиться план, пробег автомобиля между ТО.
Если водитель не выполнял план, у него был большой холостой пробег - ему сначала выносилось предупреждение. Затем, если ситуация не исправлялась - лишение премии. Если на предприятии, была очередь на мебель, жилье, автомобиль - нарушитель двигался в конец очереди. Были случаи увольнения, если к невыполнению плана и увеличению "холостого" пробега прибавлялись дорожно-транспортные происшествия (аварии), конфликтные ситуации с пассажирами, частные поломки автомобиля - то следовало увольнение водителя. Но такие ситуации были крайне редкие.
Советские таксисты были одной из категорий водителей, где была самая высокая безаварийная езда. Какой был план у советского таксиста? За смену (14 часов) он должен был заработать сумму 65 рублей (среднемесячная заработная плата в СССР была 120 рублей), то есть - 5 рублей 50 копеек в час. Фиксировал оплаченные поездки, посадки в такси пассажиров (они были платные - стоимость посадки была 20 копеек), "холостой" километраж - счетчик, который был установлен под центральной консолью доски приборов.
Доступу к счетчику у водителя не было, хотя существовало множество уловок, о которых я еще расскажу. Таксометр был опломбирован, его показания перед выездом вносились в путевой лист автомобиля, как и показания одометра (который был также опечатан пломбой). Два этих прибора - таксометр и одометр работали в паре. В последние советские времена на такси были установлены таксометры "ТАМ-Л1". Таксометр был с "Знаком качества". Заключен в крепкий, антивандальный корпус.
Этот прибор фиксировал следующее - сумму общей кассы, количество посадок, общий пробег, оплаченный пробег и стоимость поездки. Стоимость поездки была 20 копеек за 1 км + 20 копеек посадка. В 1988-1990 годы стоимость 1 км повысилась до 36 копеек. Ранее, с 1961 до 1970 года стоимость была 10 копеек один километр пути. Включался счетчик большим переключателем в верхней части таксометра.
По прибытию в пункт назначения, таксометр выключался. В среднем небольшая поездка на такси составляла от 1 до 3 рублей. Сдачи, то есть мелочи у таксистов не было никогда. Это была одна из фишек таксистов СССР. Редкий таксист находил мелочь для сдачи, если нужно было сдать 5,10,15 копеек. Если сдача была больше 25-30 копеек, она вручалась пассажиру.
О других страницах истории такси в следующий раз, то есть продолжение следует. Подписывайтесь на канал, если понравился материал - ставьте лайки, комментируйте. Спасибо за ваше внимание к каналу!
Источники фото: Back-in-USSR.com, drive2.ru, meshok.net, khapov.ru.
Копирование более 30% текста запрещено, при репосте обязательно активная ссылка на яндекс дзен канал "Новосибирский журнал".
________________________________