Что такое стратегия компании мы знаем, догадываемся или интуитивно представляем. В кругу бизнесменов стратегическое мышление в тренде. Мало-мальски уважающая себя фирма имеет документ стратегического развития.
Со стратегией жизни дело обстоит сложнее: либо мы вообще не заморачиваемся на этот счет и плывем по течению, либо путаем личностный рост с безудержными поисками себя, бросаясь из крайности в крайность.
В общем, собственная стратегия жизни – зверь загадочный, который либо маскируется хорошо, либо постоянно в спячке находится.
Предлагаю разобраться с понятиями.
В широком смысле слова стратегия представляет собой перспективу или определяющее направление в любой деятельности, на реализацию которой направлены все усилия.
Поэтому жизненная стратегия будет отличаться от корпоративной стратегии лишь тем, что мы ставим во главу угла. В то время как корпоративная стратегия – это все о компании и для компании, жизненная стратегия ориентирована исключительно на личность.
Честно говоря, стратегический менеджмент и стратегическое планирование – очень сложные дисциплины, которые усердно изучают управленцы и экономисты. Поэтому для упрощения предлагаю сравнить понятия жизненной и корпоративной стратегии с помощью схемки.
Во главе угла в жизненной стратегии стоит сам человек и, соответственно, его жизнь.
Корпоративная стратегия, как можно догадаться, сконцентрирована на компании.
При этом в глобальном смысле жизненная стратегия – это стратегия личностного роста, а корпоративная стратегия – стратегия корпоративного развития. Человеку или компании для осуществления своей глобальной стратегии необходимо разработать и реализовать функциональные стратегии. И вот именно в этой точке эти понятия пересекаются.
Функциональные стратегии компании работают в тесной связке и направлены на реализацию корпоративной стратегии развития. Они делятся на продуктовую, операционную, управленческую, ресурсную.
В компании при разработке продуктовой стратегии стараются ответить на вопросы: что производим, куда и кому реализуем, как превосходим конкурентов?
Формирование операционной стратегии зависит от реализации повседневной деятельности в области продаж, производства, снабжения, транспортировки, складирования и т.д.
Управленческая стратегия предполагает разработку механизмов принятия решений относительно маркетинга, финансов, управления персоналом и т.д.
Ресурсная стратегия направлена на решение вопросов выбора и распределения ресурсов.
Перейдем к функциональным стратегиям жизни.
В жизненной стратегии из функциональных стратегий выпадает продуктовая стратегия. Почему? Правильно! В жизненной стратегии «продукт» – это и есть сам человек.
Среди функциональных стратегий жизни особняком стоит ценностная стратегия личности, которая ориентирована, прежде всего, на определенные ценности: семейные, религиозные, нравственные.
Ресурсная стратегия – это грамотное распределение личных ресурсов. К ним относятся: ум, интеллект, образование, внешность, здоровье, время, воспитание, финансовая среда, в некоторых случаях – родители, супруги ( ну вы понимаете на что я намекаю).
Операционная стратегия основывается на самореализации личности в повседневной деятельности. К повседневной деятельности можно отнести учебу, карьеру, спорт, творчество, бизнес, супружество, материнство/отцовство и прочее.
Управленческая стратегия предполагает эффективное использование имеющихся личных ресурсов в процессе самореализации в повседневной жизни. К управленческим стратегиям личности можно отнести: стратегию персонального маркетинга, стратегию управления собственными финансами, стратегию Self-PR.
Жизненная стратегия, как и любая другая стратегия, имеет две фундаментальные составляющие:
во-первых, стратегические цели;
во-вторых, стратегическое планирование.
Функциональные стратегии жизни (ресурсная, операционная, управленческая) – это ближе к стратегическому планированию. А вот вопрос стратегического целеполагания мы только сейчас начнем рассматривать. С какой-то точки зрения, я пошла от обратного. «Правильный» процесс планирования начинается с формирования целей, а вернее, с изложения миссии.
Корпоративная миссия является основой для стратегического уровня целей, который, в свою очередь, формирует тактический и оперативный уровни. Миссия – это обоснование деятельности организации, описание ее ценностей. Четко определенная миссия становится основой для стратегических целей.
Стратегические цели компании - это ориентиры долгосрочного развития, на основании которых формируется политика по направлениям деятельности.
А теперь попробуем разобраться с личным стратегическим целеполаганием.
Да, у личности тоже есть миссия по отношению к этому миру и к самой себе. Стратегические цели человека будут связаны в первую очередь с его ценностями и ресурсами. Тактические цели будут реализуются с помощью ресурсных и операционных стратегических решений. Оперативные задачи – это уже о принятии решений, о разработке плана действий в определенной области.
Попробую проиллюстрировать данную мысль на примере фрагмента собственной жизненной стратегии.
Моя миссия – быть счастливой. Для того, чтобы реализовать данный посыл мне необходимо:
иметь гармоничную семью («семья» в данном случае и ценность и ресурс (т.к. она у меня есть),
быть здоровой и красивой («здоровье» и «красота» могут быть как ценностями, так и ресурсами; я их расцениваю как ресурс),
быть профессионалом (профессионализм и знания – ресурсы),
быть финансово-независимой (а для вас деньги – ценность или ресурс?),
реализовать свой творческий потенциал (потенциал – всегда ресурс).
Заметили, мои стратегические цели основаны на ценностях и ресурсах?
Когда я спускаюсь на уровень тактических целей, я использую ресурсы и опираюсь на сферы своей жизнедеятельности. Так, например, чтобы достигнуть стратегической цели по достижению финансовой независимости, мне надо иметь и наращивать постоянный ежемесячный доход и дополнительный ежемесячный доход. Постоянный доход приходит от куда? Правильно от дяди, на которого я работаю. Работа, профессиональная среда – это сфера жизнедеятельности. При этом занимая должность – ресурс. Дополнительный ежемесячный доход я планирую получать от фотографии (мои навыки и умения в области фотосъемок – ресурс), а также от написания студенческих работ (подобного рода авторство результат полученного образования, а образование, когда оно уже получено, это ресурс; а вот процесс получения образования является сферой жизнедеятельности, но это уже совсем другая история).
После определения тактических целей мы переходим на уровень оперативных задач. То есть разрабатываем план мероприятий по каждой тактической задаче. В моем фрагменте оперативные задачи не представлены (держу их в секрете).
Процесс конструирования жизненной стратегии схож с процессом самоопределения. Однако если самоопределение свойственно формирующейся личности, то разработка жизненной стратегии удел зрелой личности.
Резюмируя, смогу озвучить следующие рекомендации по формированию жизненной стратегии:
1. Приступая к формированию собственной стратегии, хорошо подумайте о своей миссии в этом мире. Сформулируйте ее емко из двух-трех слов;
2. Подумайте о том, что действительно для вас важно. Составьте список своих ценностей. Отведите на это несколько дней. Пополняйте этот список, анализируйте, вычеркивайте лишнее, корректируйте формулировки.
3. Проанализируйте свои сильные и слабые стороны. Оцените себя максимально объективно, будто со стороны взгляните на себя. Определите ресурсы, которыми вы располагаете.
4. Переходя к разработке планов мероприятий, выберите сначала одно направление, максимально погрузитесь в него, учитывайте причинно-следственные связи, расставляйте задачи в хронологическом порядке, проанализируйте уровень сложности каждой задачи, делите сложные задачи на несколько простых.
5. Разрабатывайте планы мероприятий по каждому направлению поступательно.
6. Не торопитесь. Возвращайтесь к своим стратегическим изысканиям, корректируйте.
7. Не бойтесь удалять «дубляжи» в разных уровнях стратегии. Скорее всего, где-то нарушена причинно-следственная связь.
8. После формирования жизненной стратегии отложите ее на несколько дней. Посмотрите потом на нее свежим глазом. Корректируйте, удаляйте, добавляйте.
Дерзайте, друзья!