Найти в Дзене
Записки репетитора

Раннее обучение языку – слишком рано или слишком поздно

Сейчас очень популярны методики раннего развития ребенка. Говорить раньше, чем сидеть. Читать раньше, чем говорить. Извлекать квадратные корни раньше, чем держать голову. Ладно, чего греха таить, я и сама в свое время ребенку в кровать ставила картинки с черно-белыми полосками и вешала на стенку над кроватью карту мира.

- Не мешайте ей делать из ребенка Эйнштейна! – ехидно говаривала тогда Ведьма Анафемовна.

Кстати, поколение «раннеразвитых» детей уже давно пошло в школу. По логике, они все должны быть гениями. Ау, гении, где же вы?

***

Но, конечно, первое место удерживает раннее изучение языков. «Чем раньше, тем лучше»! – под этим лозунгом трехлеток ведут на курсы английского. А лучше ли?

Знаете, тут с какой точки зрения смотреть.

Если вы хотите, чтобы ребенок овладевал иностранным языком, как родным, тогда три года – это уже поздно. Это надо практически до рождения начинать. Надо, чтобы один из родителей с детства разговаривал с ребенком на иностранном языке, причем все время. Может, кто-нибудь помнит, что я писала о Пушкине и Лермонтове?

Если вы хотите, чтобы ребенок начал учить язык на сознательном уровне, тогда три года – это еще рано. Надо начинать, как было в мое время– с 5 класса, когда у человека уже будут сформированы основы грамматической структуры родного языка.

***

Что обычно в таких случаях говорят родители?

Один раз мне позвонила мама трехлетнего ребенка насчет занятий. И, когда я отказалась (я работаю с детьми, которые как минимум пошли во 2 класс) с вызовом спросила:

- А вы вообще знаете, что дети моментально усваивают информацию?

- Да, - говорю печально, - знаю. Но еще знаю, что они моментально ее забывают, если с ними не повторять эту информацию ежедневно.

***

Еще один раз мама привела ребенка, с которым занимались с трех лет. Возмущалась:

- Он ничего не знает, кроме цифр, нескольких слов (да, ребенок знал hello, banana, orange и еще что-то) и пары песенок.

- А что вы хотите, чтобы он знал в таком возрасте?

- Ну, например, алфавит.

- А он русский алфавит знает?

Понимаете, тут дело ведь не в преподавателе. Это физиология, выше нее не прыгнешь. Это все равно, что ребенку в первом классе вместо «два плюс два» начнут логарифмы объяснять. Всему свое время.

***

Опять пришла мама.

- Я хочу, чтобы моего ребенка обучали по коммуникативному методу.

Спрашиваю ее, что она подразумевает под коммуникативным методом.

- Чтобы он учил иностранный язык, как родной. Ну, мы же не учили, что это глагол, его надо ставить так-то, а просто разговаривали – и все. И научились.

- Отлично! – говорю. – А с вами родители на русском языке говорили строго два раза в неделю по 30-40 минут?

Кстати, могу еще сказать, ко мне приходили дети лет 10-11: те, кто занимался с трех лет, и те, кто начал со 2 класса в школе. Разницы никакой. А если нет разницы, зачем платить больше?

Впрочем, на мой взгляд, есть две основные причины, по которым стоит отдавать детей на «ранний английский»:

1. Ребенку нравится, на занятиях веселая атмосфера, там поют-пляшут, играют.

2. Пожалуй, самый главный фактор - для вас не проблема за все это платить.

Тогда почему бы и нет? Глядишь, языкового барьера потом не будет.

Продолжение размышлений на эту же тему:

Три правила, которым стоит следовать, если вы ищете курсы английского для дошкольников

Еще примерно об этом же читайте:

Мы хотим быть аристократами. И чтобы нам это ничего не стоило

Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!

Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.