Сейчас очень популярны методики раннего развития ребенка. Говорить раньше, чем сидеть. Читать раньше, чем говорить. Извлекать квадратные корни раньше, чем держать голову. Ладно, чего греха таить, я и сама в свое время ребенку в кровать ставила картинки с черно-белыми полосками и вешала на стенку над кроватью карту мира.
- Не мешайте ей делать из ребенка Эйнштейна! – ехидно говаривала тогда Ведьма Анафемовна.
Кстати, поколение «раннеразвитых» детей уже давно пошло в школу. По логике, они все должны быть гениями. Ау, гении, где же вы?
***
Но, конечно, первое место удерживает раннее изучение языков. «Чем раньше, тем лучше»! – под этим лозунгом трехлеток ведут на курсы английского. А лучше ли?
Знаете, тут с какой точки зрения смотреть.
Если вы хотите, чтобы ребенок овладевал иностранным языком, как родным, тогда три года – это уже поздно. Это надо практически до рождения начинать. Надо, чтобы один из родителей с детства разговаривал с ребенком на иностранном языке, причем все время. Может, кто-нибудь помнит, что я писала о Пушкине и Лермонтове?
Если вы хотите, чтобы ребенок начал учить язык на сознательном уровне, тогда три года – это еще рано. Надо начинать, как было в мое время– с 5 класса, когда у человека уже будут сформированы основы грамматической структуры родного языка.
***
Что обычно в таких случаях говорят родители?
Один раз мне позвонила мама трехлетнего ребенка насчет занятий. И, когда я отказалась (я работаю с детьми, которые как минимум пошли во 2 класс) с вызовом спросила:
- А вы вообще знаете, что дети моментально усваивают информацию?
- Да, - говорю печально, - знаю. Но еще знаю, что они моментально ее забывают, если с ними не повторять эту информацию ежедневно.
***
Еще один раз мама привела ребенка, с которым занимались с трех лет. Возмущалась:
- Он ничего не знает, кроме цифр, нескольких слов (да, ребенок знал hello, banana, orange и еще что-то) и пары песенок.
- А что вы хотите, чтобы он знал в таком возрасте?
- Ну, например, алфавит.
- А он русский алфавит знает?
Понимаете, тут дело ведь не в преподавателе. Это физиология, выше нее не прыгнешь. Это все равно, что ребенку в первом классе вместо «два плюс два» начнут логарифмы объяснять. Всему свое время.
***
Опять пришла мама.
- Я хочу, чтобы моего ребенка обучали по коммуникативному методу.
Спрашиваю ее, что она подразумевает под коммуникативным методом.
- Чтобы он учил иностранный язык, как родной. Ну, мы же не учили, что это глагол, его надо ставить так-то, а просто разговаривали – и все. И научились.
- Отлично! – говорю. – А с вами родители на русском языке говорили строго два раза в неделю по 30-40 минут?
Кстати, могу еще сказать, ко мне приходили дети лет 10-11: те, кто занимался с трех лет, и те, кто начал со 2 класса в школе. Разницы никакой. А если нет разницы, зачем платить больше?
Впрочем, на мой взгляд, есть две основные причины, по которым стоит отдавать детей на «ранний английский»:
1. Ребенку нравится, на занятиях веселая атмосфера, там поют-пляшут, играют.
2. Пожалуй, самый главный фактор - для вас не проблема за все это платить.
Тогда почему бы и нет? Глядишь, языкового барьера потом не будет.
Продолжение размышлений на эту же тему:
Три правила, которым стоит следовать, если вы ищете курсы английского для дошкольников
Еще примерно об этом же читайте:
Мы хотим быть аристократами. И чтобы нам это ничего не стоило
Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.