Найти в Дзене
Размышления на общекультурные темы

Размышления на общекультурные темы

Заметки свободного характера (философия, общество, культура)
подборка · 33 материала
3 месяца назад
Что общего между дневником Тома Риддла и ChatGPT?
Во второй книге про Гарри Поттера важную роль играет такой артефакт, как дневник Тома Риддла (Волдеморта в юности). Через этот дневник он магическим образом может общаться с тем, кто им владеет. Ты пишешь ему в дневник, он тебе отвечает там же. Том таким образом находит себе жертву в лице Джинни, которой манипулирует: – Ужасно утомительно выслушивать о дурацких ничтожных проблемах одиннадцатилетней девчонки, – продолжил он. – Но я запасся терпением. Я отвечал ей и был чутким и добрым. Джинни просто влюбилась в меня...
8803 читали · 4 месяца назад
Почему Двинятин был неправ в вопросе про серсо
Это один из самых известных вопросов в "Что? Где? Когда?" и точно самый мемный (главный паблик с мемами про ЧГК так и называется "А как же серсо!?"). Некоторые видят в розыгрыше этого вопроса квинтэссенцию ЧГК, мол, чтобы объяснить, что это за игра и как она устроена, достаточно показать видео с вопросом про серсо. Его многократно потом разбирали с точки зрения филологии, кто тут был прав, можно ли считать "серсо" русским словом по происхождению, что это вообще такое – "русское слово по происхождению" или "исконно русское слово" и т...
3454 читали · 9 месяцев назад
"Гениальный лицедей" и "глуповатый националист": Мамардашвили о Достоевском
В комментариях к посту про встречу/невстречу Бродского и Мамардашвили вспомнили, что последний не очень благосклонно отзывался о Достоевском, назвав его, в частности, «недалеким, узким националистом». На самом деле точное выражение звучало как «глуповатый русский националист», но, прежде чем вскакивать со стула в пафосе негодования, давайте посмотрим, в каком контексте это было сказано, и в чём, собственно, состояла мысль Мамардашвили. Спойлер: он противопоставляет Достоевского как гениального писателя Достоевскому как посредственному мыслителю...
11 месяцев назад
Словарь нашего времени: оптика
Сейчас всё чаще встречается понятие оптики в значении определённого способа видеть мир, определённой направленности взгляда, будь то исследовательская оптика в науке, оптика автора (художника) в искусстве или оптика читателя (зрителя). Иногда можно определить направление такого взгляда (постколониальная оптика, психоаналитическая оптика, феминистская оптика и т. д.). В других случаях под оптикой понимается индивидуальная, особенная точка зрения конкретного человека или группы, или даже произведения (можно говорить, наверное, об оптике того или иного фильма, романа, картины)...
11 месяцев назад
В романе Милорада Павича "Хазарский словарь" есть такой образ: "Представьте себе двух людей, которые держат пуму, набросив на нее с двух сторон лассо. Если они захотят приблизиться друг к другу, пума бросится на одного из них, так как лассо ослабнет. Они в равной безопасности только тогда, когда тянут каждый в свою сторону. Поэтому с таким трудом могут приблизиться один к другому тот, кто пишет, и тот, кто читает, между ними общая мысль, захлестнутая петлей, которую двое тянут в противоположные стороны. Если мы спросим пуму, то есть мысль, каково ее мнение об этих двоих, она ответит, что концы лассо держат те, которые считают пищей кого-то, кого не могут съесть…" Образ очень графичный (так и просится на какой-нибудь ассирийский барельеф), но ещё и точный. Мысль нельзя "съесть", употребить, присвоить раз и навсегда. Её можно только удерживать в напряжении. И не случайно здесь именно двое. Это могут быть писатель и читатель или собеседники в сократовском диалоге. Но, может быть, даже человеку, мыслящему наедине, нужно внутренне раздвоиться для того, чтобы возникло напряжение мысли: один формулирует, артикулирует мысль, другой - ставит её под вопрос. В этом напряжении и просвечивает, являет себя нечто настоящее, истинное. Ту же идею напряжения передаёт, например, гераклитовский образ лука, о котором говорит Мамардашвили, поясняя, что такое бытие, краеугольная философская категория: "Следовательно, слово “бытие”... означает то, о чем мы должны думать и что мы можем видеть только в особом состоянии двойственного или совмещенного в противоположностях мышления. И так и должны держать — как напряженные стороны лука; если я их удерживаю в напряжении, а оно разнонаправленно; только в той мере, в какой я их держу вместе, может полететь стрела. Такое напряженное состояние между противоположно направленным, данное в образе лука, и есть состояние, в котором мы можем видеть и понимать бытие." Кстати, про образ лука уже говорилось в связи с одной песней "Машины времени". И там натяжение тетивы соединяло прошлое и будущее, а сорвавшаяся стрела (ведь невозможно долго удерживать натянутую до предела тетиву), с одной стороны, улетает в небо, в небытие, если мы не успели в этом напряжении что-то увидеть и понять, а с другой - если успели, если постарались и если сошлось ещё что-то (Бог, удача, назвать можно разными именами), то стрела уходит в вечность, в бытие, что-то случилось, и этого уже не отнять.
2897 читали · 1 год назад
Почему Шариков никогда не узна́ет себя в зеркале?
В фильме Владимира Бортко "Собачье сердце" (1988) ближе к концу есть запоминающийся эпизод, отсутствующий в тексте повести Булгакова. Шариков бродит ночью по дому со свечой, останавливается возле зеркала и выразительно всматривается в себя, явно переживая некую рефлексию, задуманность о самом себе. Причём это происходит на наших глазах единственный раз с того момента, как он стал человеком. Вероятно, тут было желание режиссёра внести некоторую "неоднозначность" в фигуру Шарикова, пробудить сочувствие...