Найти в Дзене
Литература

Литература

Заметки о литературе
подборка · 46 материалов
455 читали · 2 недели назад
Перечитывая Стругацких. "Попытка к бегству" (1962) #6
«Что означает концовка повести "Попытка к бегству"?» – такой заезженный заголовок тут был бы как раз уместен. Потому что именно в финале "ПкБ" Стругацкие использовали литературный приём, который даже по нынешним временам озадачивает читателя и вводит в некий ступор. Это продолжение заметок о повести братьев Стругацких "Попытка к бегству". Начало здесь >> Речь идёт об эпилоге повести, из которого мы узнаём, кто такой Саул и почему его поведение с самого начала выглядело таким странным, то есть раскрывается та первая и основная тайна, создавшая интригу в сюжете...
412 читали · 2 месяца назад
Перечитывая Стругацких. "Попытка к бегству" (1962) #5
"Попытка к бегству" – ещё полностью "коммунистическая", казалось бы, вещь. Слово "коммунизм" здесь употребляется чаще, чем в "Стране багровых туч" и "Полдне, XXII век". Ещё не возникает сомнений ни в самом концепте исторического прогресса, ни в том, что высшей его ступенью является коммунистическое общество, желанный, мечтаемый вариант которого являет собой Мир Полудня. И вопросы, которые возникают в "ПкБ", касаются лишь методов и средств, того, как с низшей ступени перебраться на верхнюю (патетический ответ Саула: "коммунизм надо выстрадать", "за коммунизм надо драться")...
554 читали · 2 месяца назад
Перечитывая Стругацких. "Попытка к бегству" (1962) #4
Отношение Стругацких к религии не такое простое, как может показаться. Легко их объявить атеистами или агностиками, как это часто делают, или даже обвинить в богохульстве за поздний роман "Отягощённые злом", который, подобно "Мастеру и Маргарите" Булгакова, крайне вольно обращается с христианской мифологией. Кстати, это сравнение неслучайно, и Булгаков вообще значимый автор для братьев, к нему есть отсылки и в "Хромой судьбе". И в обоих случаях (и с Булгаковым, и со Стругацкими) мы имеем дело со...
2 месяца назад
Раскольников и Декстер: может ли антигерой удержаться в рамках "оправданного зла"?
Так повелось, что антигерой-преступник, стоящий в центре истории, с неизбежностью должен понести наказание, лучше всего умереть (сериалы "Декстер", "Во все тяжкие", "Убивая Еву" и другие). Более того, если этот антигерой начинает с того, что его зло служит благой цели (возмездие убийцам, избежавшим наказания, в "Декстере" или обеспечение своей семьи в "Во все тяжкие"), то неминуемо ему придётся причинять зло и невинным. Так работает логика зла. Собственно, этой логике следовал уже Достоевский: в...
548 читали · 4 месяца назад
Перечитывая Стругацких. "Попытка к бегству" (1962) #3
Центральный образ "Попытки к бегству" – шоссе с бесконечно движущейся колонной машин. Они выходят из одной воронки, наполненной дымом, и уходят в другую, такую же, и этот поток машин необъяснимым образом никак не прекращается. Борис Стругацкий, отвечая на вопросы читателей, растолковывал этот образ так: "«Дорога машин» – символ неуклонности хода Истории, который (ход) задан не нами и не нам его изменить". Собственно, в повести эта тема хода истории и невозможности его изменить, она лежит на поверхности и в первую очередь обращает на себя внимание...
1385 читали · 4 месяца назад
Перечитывая Стругацких. "Попытка к бегству" (1962) #2
В "Попытке к бегству" Стругацкими впервые заявляются, ещё очень робко и обобщённо, новые для них темы социальных конфликтов, неравенства и угнетения, столкновения человека с государственной машиной, репрессий и вообще социального насилия. Это продолжение заметок о повести братьев Стругацких "Попытка к бегству". Начало здесь >> В Мире Полудня по основополагающим вопросам царит единомыслие, здесь все, в общем, разделяют одни и те же ценности и желают одного и того же – работать на благо общества и мира...