Сегодня, 24 декабря, вспоминаем Луку Столпника Халкидонского, иеромонаха. Преподобный Лука, Новый Столпник был воином при византийском императоре Константине Багрянородном (912–959). Во время войны с Болгарией (917) Промыслом Божиим святой Лука остался невредим. После этого он принял монашество и, преуспевая в подвигах, был возведен в сан пресвитера. Стремясь к высшим ступеням совершенства, преподобный возложил на себя вериги и встал на столп. Через три года стояния по Божественному внушению он пошел на гору Олимп, потом в Константинополь и, наконец, в Халкидон, где также избрал себе столп, на котором простоял 45 лет, являя обретенный дар чудотворения. Скончался около 980 г. Скопировала отсюда. Отче Лука Столпник, моли Бога о нас! Также сегодня, 24 декабря, вспоминаем святого Никона Сухого. Этот удивительный подвижник поразил своим терпением и смирением своего мучителя настолько, что когда святой был чудом перенесен из плена в монастырь, прежний хозяин пришел к нему через много лет. Принял крещение и стал послушником преподобного Никона. Писала о нем здесь год назад.
Твоя и моя Семья из Царствия Небесного
18
подписчиков
Сначала я думала, что меня удочерили в Великую Семью. Но теперь, когда веду канал почти год, поняла, что это и есть единственная Родная Семья. Нет Рода более Великого, чем Христианский.
Сегодня, 23 декабря, вспоминаем преподобного Фому Дефуркина, игумена (X). Преподобный родился в Вифинии в семье людей простого звания, но не бедных. Фома с детства сторонился удовольствий и стремился стать иноком. Он соблюдал пост, изучал Псалтырь, послание Апостолов, церковную службу. Когда Фома повзрослел, он окончательно был уверен в выбранном пути. Он стал начальником нового монастыря при реке Сагарисе, поскольку, несмотря на молодой возраст, был уже опытным иноком. Кому-то из братии все же не понравилось, что их наставник так молод. Начались споры. И тогда святой Фома Дефуркин удалился в пустыню, чтоб не давать повода к раздорам. Большая часть послушников любили преподобного и искали Фому. А когда нашли, просили вернуться. Но он не согласился. Зато разрешил этим монахом построить рядом с ним келью. Но потом все же попросил Господа, чтобы вновь остаться одному. Так и случилось, иноки ушли. Но зато к преподобному стали стекаться благочестивые миряне, которые желали стать иноками и жить возле него. Так появилось много монахов. Преподобного преследовали козни диавольские. Огромное количество комаров постоянно нападало на него. Они забивались в рот так, что он не мог говорить. И в пище тоже постоянно были комары. Это испытание длилось целых три года. Затем появились большие мухи. Они кусали святого Фому Дефуркина. И эту напасть он терпеливо переносил еще три года. Затем отовсюду начали появляться змеи. Это было не видение. Вполне реальные змеи окружали святого целых одиннадцать лет. Они приползали даже на ложе святого. Но святой остался невредим. Избавление от змей произошло так. Однажды святой совершал литургию. А ближе к концу службы увидел, что громадный змей как кольцом опоясал церковь. Преподобный спокойно закончил службу, а потом подошел к змею и сказал. – Если это появление твое здесь, змей, означает кончину твою помощью Бога моего, то следуй за мною. Змей последовал за святым. А святой низверг его в яму. Тогда испытания со змеями закончилось. Все маленькие змеи тоже ушли. А святой Фома, наконец, избавился от искушений. Ему был дан Богом дар исцеления и прорицания. Но он старался как можно больше молчать. Ученики преподобного часто принимали посетителей вместо него. Известен случай, когда благочестивый греческий царь Лев написал письмо святому и просил помочь в сложном деле. Это запечатанное царской печатью письмо привез посол. Не читая царское послание, святой Фома отдал собственное запечатанное письмо. И к удивлению посла и царя, там оказался ответ, который помог правителю... Хотя преподобный не мог знать даже вопрос, но дал на него ответ с Божией Помощью. До конца жизни святой Фома давал утешение в духовных и физических болезнях. И скончался в глубокой старости. Это житие я кратко изложила по этому первоисточнику. Преподобный Фома Дефуркин, моли Бога о нас! Наступи на окружающих нас змей и скорпионов, чтобы они отползли раз и навсегда... Если на это есть Воля Бога! Также сегодня, 23 декабря, вспоминаем Иоанна Бранковича, деспота Сербского и все святое семейство Бранковичей. Сербский деспотат - это государство, которое существовало на Балканском полуострове в XV-XVI веках. Так то термин "деспот" в данном случается означает просто "правитель" и лишен отрицательного значения, это не синоним слову "тиран". Писала об этом семействе святых здесь год назад.
Сегодня, 22 декабря, вспоминаем икону Божией Матери "Нечаянная Радость". На иконе изображен человек, молящийся на коленях перед иконой Пресвятой Богородицы. Иконографическим сюжетом для образа послужило предание об исцелении некоего юноши от плотской страсти через святой образ Владычицы Небесной, описанное в сочинении святителя Димитрия Ростовского «Руно Орошенное». Некий юноша, одержимый многими грехами и ведя порочную жизнь, имел обыкновение молиться перед образом Пречистой, произнося архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Однажды, собираясь вновь на грешное дело, он вдруг увидел, что изображение Божией Матери на иконе ожило, а у Божественного Младенца открылись и кровоточат язвы на руках и ногах, из ребра Его также текла кровь. На вопрос пораженного ужасом молодого человека: «О, Госпожа, кто это сделал?» Богородица ответила: «Ты и прочие беззаконники грехами своими вновь распинаете Сына Моего». Только тогда раскрылась перед потрясенным до глубины души юношей бездна его грехопадения, долго молил он в слезах Богородицу и Спасителя о помиловании. Пречистая Дева не оставляла Своих молитв за грешного юношу, пока Господь Иисус Христос не произнес: «Ныне прощаются ему грехи Тебе ради». Молодой человек оставил прежнюю греховную жизнь, стал жить честно и благочестиво и до конца своих дней со слезами благодарил Заступницу рода человеческого, молитвами Которой дана была ему не чаянная уже им радость прощения и оставления грехов. Время и место происхождения первообраза неизвестны. В настоящее время икона Божией Матери «Нечаянная Радость» пользуется большим почитанием среди верующих, списки с образа пребывают почти в каждом православном храме, хотя распространение святой иконы в Москве началось с середины XIX века. Наиболее почитаемые иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» пребывают в храме в честь этой иконы в Марьиной Роще, в церкви святого Феодора Стратилата близ Чистопрудного бульвара. Одним из наиболее известным и чтимым списком является образ Божией Матери «Нечаянная Радость», находящийся у левого клироса в храме в честь пророка Илии в Обыденном переулке. Эта икона изначально помещалась в Кремле, в малом храме святых равноапостольных Константина и Елены, затем, после разрушения церкви она была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках. В смутные времена туда свозили все чудотворные и наиболее почитаемые иконы из разрушенных московских храмов. В Ильинский храм икона была передана в июне 1994 года. С тех пор к чудотворному образу Божией Матери в храм, который в народе называют храмом «Нечаянной Радости» прибегают за помощью и утешением многочисленные верующие. Матушка Богородица, моли Бога о нас! Также сегодня, 22 декабря, вспоминаем день чудесного зачатия Пресвятой Девы Марии праведной Анной. Писала здесь год назад.
Сегодня, 21 декабря, вспоминаем преподобного Патапия Фивского Преподобный Пата́пий — константинопольский святой VIII столетия от Рождества Христова. Уроженец египетского города Фивы, будущий святой, по достижении совершеннолетия оставил мир и удалился ради монашеских духовных подвигов в пустыню Египта, где жил в полной аскезе и постоянных молитвах. Постепенно слава об этом подвижнике распространилась очень широко, и многие люди стали приходить к отцу Патапию за духовными наставлениями. Ради монашеского уединения старец направился в Константинополь, где поселился в городской стене близ знаменитой Влахернской церкви, но и здесь о нем вскоре узнали христиане. К отцу Патапию стали стекаться верующие, многим из которых он помог, в том числе благодаря своему дару исцелений, которому старец сподобился от Господа. Скопировала отсюда. И вот одно из чудес, которое я нашла в подробном житии (можно прочесть по этой ссылке). В 435 году, прожив около семи лет в Коринфе, преподобный Патапий покинул свой скит в Геранийских горах и продолжил путь в Константинополь. Вместе с ним поехал его первый ученик, монах Сечнути. В Константинополе они явились инкогнито во Влахернский монастырь. Патапий не сказал никому, кто он такой (его имя к тому времени было известно всему христианскому миру), а просто продолжал и там поститься, молиться и бодрствовать, и все считали его простым монахом. Ему назначили послушание – быть в монастыре привратником. Однажды, сидя у ворот, он увидел, что к монастырю приближается похоронная процессия. Умерла молодая женщина, и ее родители горько рыдали, оплакивал ее. Процессия поравнялась с воротами, где сидел Патапий, и вдруг усопшая поднялась, перекрестилась и с благоговейным страхом стала глядеть на Патапия, а потом подошла, опустилась на колени у его ног, и, целуя ему руки, назвала его по имени. Так братии монастыря, а также и всей столице, стало известно, кто живет рядом с ними. Отче Патапий, моли Бога о нас! Также сегодня, 21 декабря, вспоминаем Апостолов от 70-ти Сосфе́на, Аполло́са (Апе́ллия), Ки́фы, Ти́хика, Епафроди́та, Ке́саря и Онисифо́ра. Писала о них здесь год назад.
Сегодня, 20 декабря, вспоминаем святителя Амвросия, епископа Медиоланского Святой Амвросий родился в 340 году в Северной Италии в богатой и знатной римской семье. Получив прекрасное юридическое образование, он скоро возвысился и с 370 года занял должность консульского профекта (правителя) провинций Лигурии и Эмилии. Однажды в Медиолане (современном Милане), главном городе Лигурии, происходили выборы епископа, и между православными и арианами шли горячие споры. Амвросий явился в храм для водворения порядка, и вдруг какой-то голос, как бы детский, прозвучал: «Амвросий – епископ». Народ и сам император Валентин увидели в этом Божие избрание. Напрасно Амвросий, бывший тогда еще в числе оглашенных, готовящихся ко Крещению, отговаривался и даже скрылся из Милана. Он вынужден был согласиться на единодушное избрание, принял Крещение и в течение восьми дней прошел все церковные степени и был посвящен во епископа (374 г.). Первым делом после посвящения он раздал бедным свое имущество. Потом стал усердно изучать Священное Писание и творения отцов Восточной Церкви. Только после этого он выступил на поприще епископской деятельности. Святой Амвросий мужественно боролся против арианской ереси, которой покровительствовала императрица Юстина. В память победы над арианством он составил гимн «Тебе Бога хвалим», который до сих пор поется на благодарственных богослужениях. По его настоянию вычеркнуто было из императорского титула языческое звание верховного священника (pontifex maximus), жрецы и идольские капища были лишены казенного содержания, был погашен так называемый священный огонь весталок и вынесена из сената статуя Победы. Святой Амвросий явил образец пастырской твердости, когда решился не допустить в храм императора Феодосия, после кровавого избиения возмутившихся против него фессалоникийцев. Амвросий сказал императору: «Человек, проливший столько крови, не может быть в храме Бога мира». Император возразил: «И Давид согрешил, но не лишился милости Божией». На что Амвросий ответил: «Ты подражал Давиду в преступлении, подражай же ему и в раскаянии», и наложил на него епитимью для примирения с Богом и Церковью. В 387 г. под влиянием его проповедей уверовал и принял Крещение блаженный Августин, ставший потом епископом и величайшим богословом Западной Церкви. Последние годы жизни Амвросий провел в постоянной молитве, спокойно и радостно ожидая своей кончины, которая наступила в 397 году. Святой Амвросий почитается в числе величайших богословов и отцов Церкви. Он известен также как преобразователь церковного пения: он ввел размерный такт, правильные ритмы и разнообразные мелодии в пении. Многие тексты песней он заимствовал у святого Илария, но и сам написал около 30 гимнов. Скопировала текст выше отсюда. Более подробную версию жития святого Амвросия Медиоланского, составленную святителем Дмитрием Ростовским, можно прочитать здесь. Там рассказано о том, как святой воскрешал и исцелял. И о том, что когда его хотели убить, у убийцы отсохла рука. А также о бесстрашии святого перед земными правителями и перед кем бы то ни было. И о том, что он стал епископом неожиданно для себя (на тот момент даже не был крещен). Также найдете еще много всего интересного о святом Амвросии здесь. Отче Амвросий, епископ Медиоланский, моли Бога о нас! Также сегодня, 20 декабря, вспоминаем святого Антония Сийского. Писала о нем здесь год назад.
Сегодня, 19 декабря, вспоминаем Владыку Николая, епископа Мирликийского. Помолимся, братья и сестры! Тропарь, глас 4: Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́/ я́же веще́й и́стина;/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая./ О́тче священнонача́льниче Нико́лае,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим. Кондак, глас 3: В Ми́рех, свя́те, священноде́йствитель показа́лся еси́:/ Христо́во бо, преподо́бне, Ева́нгелие испо́лнив,/ положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твои́х/ и спасл еси́ непови́нныя от сме́рти;// сего́ ра́ди освяти́лся еси́, я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия благода́ти. Молитва: О, вели́кий засту́пниче, архиере́ю Бо́жий, Нико́лае преблаже́нне, и́же подсо́лнечную осия́вый чудесы́, призыва́ющим же тя ско́рый услы́шатель явля́йяся, и́хже при́сно предваря́еши и спаса́еши, и избавля́еши, и от бед вся́ческих изъима́еши, от Бо́га да́нною ти чуде́с и даро́в благода́тию! Услы́ши мя недосто́йнаго, с ве́рою тя призыва́юща и моле́бное тебе́ принося́ща пе́ние; тебе́ бо хода́тая на умоле́ние ко Христу́ предлага́ю. О преслову́щий в чудесе́х, святи́телем высото́! я́ко име́яй дерзнове́ние, ско́ро Влады́це предста́ни, и преподо́бнии свои́ ру́це моле́бне к Нему́ простри́ о мне гре́шнем, и от Него́ щедро́ты бла́гости пода́ждь ми, и приими́ мя в свое́ заступле́ние, и от всех бед и зол мя изба́ви, от наше́ствия враго́в ви́димых и неви́димых свобожда́я, и тех всех наве́ты и злохи́трства погубля́я, и борю́щих мя во всей жи́зни мое́й отража́я; прегреше́нием же мои́м проще́ние испроси́, и спасе́на мя Христу́ предста́ви и Ца́рствия Небе́снаго сподо́би улучи́ти за мно́жество того́ человеколю́бия, Ему́же подоба́ет вся́ка сла́ва, честь и поклоне́ние, со безнача́льным его Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. Здесь писала о святом Николае Чудотворце год назад. Владыка Николай, моли Бога о нас!
Сегодня, 18 декабря, вспоминаем преподобных Кариона монаха и сына его Захарию (IV век). Жил в Египте один человек, по имени Карион. У него было двое детей, которых он оставил своей жене, а сам ушел в скит и стал иноком. Через некоторое время случился голод в Египте; жена Кариона, натерпевшись нищеты, пошла к скиту, неся с собою детей, одного – мальчика, по имени Захарию, другую – девочку, и села под деревом на берегу источника. В ските был обычай: если придет какая женщина для беседы с иноком, то они должны были разговаривать издали, через реку. И сия женщина через реку сказала Кариону: – Вот ты – инок, а теперь большой голод: кто же прокормит твоих детей? Карион сказал жене: – Возьми ты себе ребёнка женского пола и уходи, а мне пусть останется мальчик. И взял себе Карион ребенка Захарию, воспитал его в скиту, и все знали, что это – его сын. Когда отрок вырос, произошло из-за него неудовольствие среди иноков. Услыхав о сем, Карион сказал Захарии: – Встань и уйди отсюда, потому что из-за тебя ропщут на меня отцы. Захария же отвечал: – Я твой сын; куда я пойду от тебя? Тогда они оба, отец Карион с сыном, взяли и ушли в Фиваиду, и прожили там в келье несколько дней. Но и там поднялся ропот, и они опять вернулись в скит, хотя братия и здесь не переставала роптать. Тогда Захария пошел к озеру с ядовитой водой, погрузился до ноздрей в воду и пробыл так час; после этого он стал похож на прокаженного, и отец с трудом узнал его. Когда он пришел к святому Причащению, то святому пресвитеру Исидору было откровение о Захарии, и тот сказал ему: – Чадо, в прошлое воскресенье ты пришел причаститься, как человек, а теперь, как Ангел. Когда же Карион готовился преставиться к Богу, то сказал братии: – Многие труды исполнил я, подвизаясь более сына моего Захарии, но не дошел до такой степени смирения и безмолвия, как он. И преставился старец. После этого сказал отец Моисей (здесь и далее речь идет о святом Моисее Мурине - прим. авт. блога) Захарии: – Скажи же, что сделать мне, чтобы спастись? Захария бросился ему в ноги, говоря: – Тебе ли спрашивать меня, отче? А старец сказал ему: – Поверь мне, чадо Захария, я видел Духа Святого, сошедшего на тебя, потому я и спросил тебя. Тогда Захария снял клобук со своей головы, положил его у ног, растоптал его и сказал: – Если не сотрётся человек вот так, не может быть иноком. Когда Захария готовился преставиться, Моисей спросил его: – Что видишь, брат? Он же отвечал: – Не лучше ли молчать, отче? Тогда Моисей сказал: – Да, чадо, молчи. В самый же час его кончины отец Исидор, посмотрев на небо, сказал: – Радуйся, чадо мое Захарий, тебе отверзлись врата Царствия Небесного! И тогда Захария предал душу свою Богу и был погребен честными отцами в скиту. Житие составил святитель Дмитрий Ростовский. Здесь первоисточник. Святые Карион и Захария, молите Бога о нас! Также сегодня, 18 декабря, вспоминаем преподобного Савву Освященного. Писала о нем здесь год назад.
Сегодня, 17 декабря вспоминаем Дамаскинскую икону Божией Матери. Древнее благочестивое предание сообщает, что образ этот написал прп. Иоанн Дамаскин, живший в VIII столетии. Свой благоговейный труд этот святой муж совершил в благодарность Царице Небесной за свое чудесное исцеление. Богоматерь исцелила руку Иоанна, усеченную нечестивыми иконоборцами. Местонахождение Дамаскинской иконы в настоящее время неизвестно. В Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой лавры, в деревянной церкви Успения Богоматери, на левой стене есть икона Богородицы, называемая Иорданской. Образ этот привезен А. Н. Муравьевым в дар митрополиту Московскому Филарету. Говорят, что Иорданская икона некогда находилась в келье прп. Иоанна Дамаскина и, может быть, она и есть подлинная Дамаскинская икона, или же точный список ее. В некоторых гравюрах упоминается еще «Дамасская» икона Богоматери, явившаяся 9 февраля 732 года в городе Дамаске. Не известно местонахождение и этой иконы. В окрестностях Дамаска существует монастырь, называемый Сендный или Садданэйя. В этой обители находится замечательная чудотворная икона Богоматери Сейданая или Садданэйская. Время явления этого образа с точностью неизвестно. Но одна ли и та же – Дамасская и Садданэйская икона, сказать трудно. Скопировала отсюда. Матушка Богородица, моли Бога о нас!
Сегодня, 17 декабря, вспоминаем преподобного Иоанна Дамаскина. А также икону Богоматери "Дамаскинскую", которую написал преподобный в благодарность за свое исцеление. Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии Дамаске, в христианской семье. Его отец, Сергий Мансур, был казначеем при дворе халифа. У Иоанна был приемный брат, осиротевший отрок Косма, которого Сергий принял к себе в дом. Когда дети подросли, Сергий позаботился об их образовании. На дамасском невольничьем рынке выкупил он из плена ученого монаха Косму из Калабрии и поручил ему учить детей. Мальчики обнаружили необыкновенные способности и легко освоили курс светских и духовных наук. После смерти отца Иоанн занял при дворе должность министра и градоправителя. В то время в Византии возникла и быстро распространялась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717–741). Став на защиту православного иконопочитания, Иоанн написал три трактата "Против порицающих святые иконы". Мудрые Богодухновенные писания Иоанна привели императора в ярость. Но автор не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо Лев Исавр отослал халифу. Тот немедленно приказал отстранить Иоанна от должности, отрубить ему кисть правой руки и повесить ее на городской площади. В тот же день к вечеру Иоанну вернули отрубленную руку. Преподобный стал молиться Пресвятой Богородице и просить исцеления. Заснув, он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сообщивший ему, что он исцелен, и вместе с тем повелевший без устали трудиться исцеленной рукой. Проснувшись, он увидел, что рука его невредима. Узнав о чуде, свидетельствовавшем о невиновности Иоанна, халиф просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность, но преподобный отказался. Он роздал свое богатство и вместе с приемным братом и товарищем по учению Космой отправился в Иерусалим, где поступил простым послушником в монастырь Саввы Освященного. Нелегко было найти ему духовного руководителя. Из монастырской братии на это согласился лишь один очень опытный старец, который стал умело воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Прежде всего старец запретил Иоанну писать, полагая, что успехи на этом поприще станут причиной гордыни. Однажды он послал преподобного в Дамаск продавать корзины, изготовленные в монастыре, причем поручил продать их гораздо дороже их настоящей цены. И вот, проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа Дамаска очутился на рынке в рваных одеждах простого продавца корзин. Но Иоанна узнал его бывший домоправитель и скупил все корзины по назначенной цене. Однажды в монастыре скончался один из иноков, и брат покойного попросил Иоанна написать что-нибудь в утешение. Иоанн долго отказывался, но из милосердия написал свои знаменитые надгробные тропари. За это непослушание старец изгнал его из своей келлии. Все монахи начали просить за Иоанна. Тогда старец поручил ему одно из самых тяжелых и неприятных дел – убирать из монастыря нечистоты. Преподобный и здесь явил образец послушания. Через некоторое время старцу в видении было указано Пречистой и Пресвятой Девой Богородицей снять запрет с писательства Иоанна. О преподобном узнал Иерусалимский патриарх, рукоположил его во священника и сделал проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру преподобного Саввы, где до конца своих дней проводил время в писании духовных книг и церковных песнопений, и покинул монастырь только для того, чтобы обличить иконоборцев на Константинопольском Соборе 754 года. Его подвергли тюремному заключению и пыткам, но он по милости Божией остался жив. Преставился около 780 г., в возрасте 104 лет. Скопировала отсюда. Отче Иоанн Дамаскин, моли Бога о нас! Также сегодня, 17 декабря, вспоминаем великомученицу Варвару Илиопольскую и святую Иулианию Илиопольскую. Писала о святых здесь.
Сегодня, 16 декабря, вспоминаем Иоанна Безмолвника Молчальника, епископа Колонийского (V-VI вв). Святой родился в Никополе Армянском у родителей-христиан, Енкратия и Евфимии. Енкратий был воеводой и пользовался благоволением царя. И в целом семья была богатой. Но также родители святого были благочестивыми. Иоанн и другие дети в семье рано усвоили Божественное Писание. Святой стал сиротой совсем юным. И плоды благочестия уже дали свои всходы. Юноша отдал свою часть имения на то, чтобы построить в Никополе церковь во имя Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. В то время святом Иоанну не исполнилось еще и восемнадцати лет. Когда Иоанну исполнилось 28 лет, скончался епископ города Колонийского. И на престол возвели святого, поскольку имя этого смиренного человека было уже у всех на устах. Приняв на себя церковное правление, святой остался верен иноческим правилам. На его примере учились и паства, и родные святого. Когда Иоанну исполнилось 38 лет, править Арменией стал Пасиник, муж сестры святого Иоанна. Новый правитель вел себя неблагочестива. Вмешивался в церковные дела, извлекал из храмов тех, кто искал там защиту и причинял много зла. Иоанн много раз пытался вразумить Пасиника по-доброму, но это не возымело результата. Когда же умерла Мария, сестра святого и жена правителя, тот стал вести себя еще хуже. Тогда блаженный Иоанн решил оставить епископство и удалиться в Иерусалим. В этот момент он решил стать Безмолвником, каким его и запомнили. По прибытии в Иерусалим, он под видом нищего поселился в больнице во имя святого великомученика Георгия. И ждал от Бога указаний что ему делать дальше. Наконец, он увидел крестообразную звезду и пошел за ней. И так оказался в лавре святого Саввы. Преподобный не знал, что что Иоанн был епископом, хотя и был прозорливым. Так что Иоанн с полной покорностью просто исполнял назначенные экономом послушания. В частности служил в странноприимном доме, варил пищу, носил воду и помогал строителям. Через три года Преподобный Савва дал святому Иоанну келлию для безмолвия. А потом сделал экономом. А через некоторое время задумал поставить во пресвитера и отправился к патриарху Илии в Иерусалим, чтобы тот его рукоположил. Святой Иоанн наедине рассказал патриарху о том, что был епископом Колонийским и оставил все ради того, чтобы когда-нибудь безмолствовать. И положился на волю Божию. Партриарх Илия сказал преподобному Савве, что благословляет иноку безмолствование и попросил ему не докучать. Преподобный Савва опечалился, но не из-за того, что лишился хорошего эконома. А потому что подумал, что упустил что-то и не заметил, почему на его взгляд совершенный инок может быть недостойным этой должности. Тогда Ангел явился святому Савве и сказал: «Иоанн есть не непотребный, а избранный сосуд, но он – епископ, и не может быть поставлен в пресвитера». Преподобный обрадовался и пообещал святому Иоанну никому не говорить о его тайне. А святой поселился в затворе, как давно мечтал. Святой ни с кем не говорил. Не выходил даже в церковь. К нему входил только один послушник, который служил святому. Только один раз в праздник Пречистой Богородицы, во имя которой была освящена церковь, Иоанн вышел поклониться патриарху Илие, который прибыл. Так прошло 4 года. А затем святой Иоанн удалился в пустыню Рува и провел там 9 лет, питаясь лишь травой. Он не возвращался из добровольного изгнания ни из-за голода, ни из-за разбойников, которых стало много. Но когда Савва Освященный попросил его вернуться, сделал это и снова поселился в келлии. Когда святому Иоанну исполнилось 70, умер его наставник, святой Савва. А сам святой Иоанн Молчальник прожил до 104 лет. Он прервал молчание, чтобы противодействовать ереси и спас многие души. А также исцелял души и тела. Известно чудо, когда два инока призвали его имя, встретив льва, и хищник отпрянул. Были и многие другие чудеса. Подробнее можно прочесть здесь. Отче Иоанн Безмолвник (Молчальник), епископ Колонийский, моли Бога о нас! Также сегодня, 16 декабря, вспоминаем пророка Софонию. Писала здесь год назад. Пророк Софония предвидел всеобщее воскресении и умер в чаянии сего.
Сегодня, 15 декабря, вспоминаем святую мученицу Миропию (III век) Святая дева родилась в городе Ефесе в христианской семье. Она часто приходила ко гробу святой мученицы Ермионии (одной из дочерей Апостола Филиппа; день памяти 17 сентября по новому стилю). Там она брала целебное миро и с его помощью исцеляла больных. Начались гонения на христиан в царствование Декия. И мать Миропии переселилась с дочерью на остров Хиос, в родовое имение. А отца святой к тому времени уже не было в живых. Мать и дочь жили в затворе и постоянно молились Богу. Через какое-то время на острове был казнен блаженный Исидор Хиосский (день памяти 27 мая по новому стилю). По званию он был воином, но не пожелал отречься от Христа. Потому князь Нумериан долго мучил его и затем велел убить. Тело же бросили на съедение зверям и птицам. А чтобы христиане не похоронили его, приставили стражу. Не обращая внимания на опасность тоже быть схваченной и казненной, святая дева Миропия ночью пришла вместе со служанками и забрала тело. А затем с честью погребла в заранее приготовленном месте. Князь Нумериан заковал стражей в оковы. Их водили по острову и пытали. А также объявили: если тело блаженного Исидора не найдут, проворонивших его стражей и вовсе казнят. Святая дева Миропия не хотела быть виновной в смерти стражей. И призналась в том, что это она похоронила тело блаженного Исидора. После этого ее схватили, били палками. А затем, схватив за волосы, влачили по всему острову и всячески истязали. Когда святая Миропия была уже еле жива, ее посадили в темницу. Святая молилась. И в полночь увидела Ангелов, посреди которых был и святой Исидор, тело которого она похоронила и за это терпела муки. И Ангелы, и святой пели трисвятую песнь. А святой Исидор сказал Миропии: – Мир тебе, Миропия, – дошли молитвы твои до Бога, и вот ты будешь с нами и приимешь венец, тебе уготованный. В то время, когда святой Исидор это произнес, святая мученица умерла. А темница наполнилась благоуханием. Интересно, что имя "Миропия" означает "приготовляющая благовония". Стражи были изумлены происходящим, тем более, что один их них все хорошо видел и слышал. Он-то и побежал к священнику. И все рассказал об увиденном. А также принял святое Крещение, поскольку уверовал во Христа. Затем этот страж также принял муки за веру. А тело святой Миропии христиане с честью погребли. Написала на основе этого источника. Святая дева Миропия, моли Бога о нас! Святой Исидор Хиосский (икона 2), моли Бога о нас! Святая мученица Ермиония (икона 3), моли Бога о нас! Также сегодня, 15 декабря, вспоминаем пророка Аввакума. Святой пророчествовал о том, что халдеи нападут на евреев и их ждет рабство Вавилонское; правда, потом они будут освобождены, а захватчиков самих постигнет скорбная участь. Когда все это случилось, Аввакум удалился из Иерусалима и поселился в городе Остракине (земле Аравийской). И жил добровольным изгнанником. Когда халдеи были изгнаны, вернулся на родную землю и ждал возвращения соотечественников из плена. Но не дожил до этого времени, хотя твердо знал, что это свершится. Писала об этом год назад здесь. Книга Пророка Аввакума есть в Ветхом Завете. Она по объему чуть больше двух страниц. Меня больше всего тронула молитва Аввакума. Вот фрагменты из нее: "Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости...Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог - сила моя; Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты моя возведет меня!"
Сегодня, 14 декабря, вспоминаем праведного Филарета Милостивого. праведного Филарета Милостивого День памяти - 14 декабря Праведный Филарет Милостивый, сын Георгия и Анны, воспитанный в благочестии и страхе Божием, жил в VIII в. в селении Амнии Пафлагонской области (Малая Азия). Жена его, Феозва, была из богатой и знатной семьи, у них были дети: сын Иоат и дочери Ипатия и Еванфия. Филарет был богатым и знатным вельможей, но богатство его не радовало. Зная, как много людей страдает от бедности, вспоминал он слова Спасителя о Страшном Суде и о "малых сих" (Мф.25:40), слова апостола о том, что человек, умирая, ничего не уносит из мира (1Тим.6:7), строки царя Давида о вознаграждении праведника (Пс.36:25). И Филарет прославился нищелюбием. Однажды измаильтяне (арабы) напали на Пафлагонию, опустошили страну и разграбили имущество Филарета. У него осталось 2 вола, корова, несколько ульев и дом. Но и это, последнее, он постепенно раздал бедным. Стойко и кротко переносил он упреки жены и насмешки детей. "Я имею в тайниках, вам неизвестных, такое богатство и такие сокровища, – отвечал он родным, – которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживете без труда и ни о чем не заботясь". И Господь воздал Филарету за его милосердие: когда была отдана последняя мера пшеницы, его старый друг прислал ему сорок мер, а после того, как была отдана нищему теплая одежда, к нему вернулось богатство. В то время византийская императрица Ирина (797–802) искала невесту для сына – будущего соправителя Константина Багрянородного (780–797) и для этого по всей империи разослала послов. Послы не миновали и Амнии. Когда Филарет и Феозва узнали, что высочайшие гости должны посетить и их дом, Филарет очень обрадовался, а Феозва опечалилась: в доме не было вообще никакой еды, а о подобающем угощении нечего было и думать. Но Филарет приказал жене хорошенько убрать в доме. Соседи, узнав, что ожидаются царские послы, принесли в изобилии всё для богатого пира. Послы отобрали для царских смотрин вместе с 10 красивейшими девушками внучку Филарета Марию. Мария превзошла своих соперниц добротой и скромностью и стала царицей, а Константин Багрянородный щедро одарил Филарета. Так вернулись к Филарету слава и богатство. Но, как и прежде, святой нищелюбец щедро раздавал милостыню и устраивал трапезы для нищих, и сам служил им во время этих трапез. Все удивлялись смирению Филарета и говорили: "Поистине человек этот весь Божий, истинный ученик Христов". Слуге он приказал сделать три ящика и наполнить их порознь золотыми, серебряными и медными монетами: из первого получали милостыню совсем неимущие, из второго – лишившиеся средств, а из третьего – те, кто лицемерно выманивал деньги. Так, не приемля почестей, в смирении и нищелюбии достиг блаженный старец 90 лет. Предвидя свою кончину, он отправился в константинопольский монастырь Родольфию, роздал там всё, что имел при себе, на монастырские нужды и нищим. Призвав родных, наставлял их в нищелюбии и нестяжательности и мирно преставился Богу. Скончался он в 792 году и погребен в обители Суда Родольфия в Константинополе. Святость праведного Филарета подтвердило явленное после его смерти чудо. Когда тело святого несли к месту погребения, один человек, одержимый бесом, схватился за гроб и следовал с погребальной процессией. На кладбище произошло исцеление бесноватого: бес повалил человека на землю, а сам вышел из него. Многие другие чудеса и исцеления совершались при гробе святого. После смерти праведного Филарета его жена Феозва трудилась, восстанавливая в Пафлагонии монастыри и храмы, разрушенные во время иноземных нашествий. Скопировала текст отсюда. Отче Филарет Милостивый, моли Бога о нас! Также сегодня, 14 декабря, вспоминаем пророка Наума. Писала о нем здесь год назад. Книга пророка Наума входит в Ветхий Завет и занимает примерно две страницы. "Так говорит Господь: хотя они безопасны и многочисленны, но они будут посечены и исчезнут; а тебя, хотя Я отягощал, более не буду отягощать. И ныне Я сокрушу ярмо его, лежащее на тебе, и узы твои разорву." См. подробнее здесь.