Найти тему
Сегодня, 9 апреля, вспоминаем Матрону Солунскую. Святая Матрона была служанкой знатной еврейки по имени Пантилла, жены командующего императорскими войсками в городе Фессалонике. Матрона почитала Иисуса Христа как истинного Бога и молилась ему втайне, не привлекая внимания госпожи. Каждый день та ходила в синагогу. Матрона сопровождала ее до дверей, а затем сразу тайком уходила в церковь, где возносила молитвы Господу. Когда Пантилла выходила из синагоги, служанка уже ждала ее там. Наступила иудейская Пасха. Матрона захотела принять участие в богослужениях, предваряющих праздник Воскресения Господня – истинной Пасхи, которая привела нас от смерти к жизни. Она отправилась в церковь, но опоздала вернуться к синагоге, и один из слуг донес на нее хозяйке. Пантиллу охватил ужасный гнев. Она заявила, что если Матрона обманывала ее в этом, то она, должно быть, так же плохо исполняла и свои обязанности. Госпожа приказала другим слугам привязать ее к скамье и бить розгами. На обвинения госпожи Матрона ответила: «Да, я христианка, но всегда была послушна вашим приказаниям за исключением того, что относится к моей вере. В чем я совершила оплошность против вашей службы, что вы так терзаете мое тело? Если вы хотите предать меня смерти, потому что я почитаю Иисуса Христа, то вы обладаете полной властью над моей жизнью, но у вас нет никакой власти над моей душой, которая принадлежит одному Богу. Я не страшусь никаких пыток, потому что Иисус, мой Спаситель и мой Господин, придет мне на помощь!» Матрону заперли на три дня в комнате, а когда освободили, Пантилла с изумлением обнаружила, что та стоит свободная от пут, без всяких ран на теле и с сияющим лицом воспевает хвалу Богу. Ее злоба стала от этого еще ужасней, и она приказала вновь и с еще большей жестокостью бичевать служанку. Чудесное исцеление повторилось три раза, но палочные удары в конце концов превозмогли стойкость, которую выказывала Матрона. В тот миг, когда ее душа отходила ко Господу, она сказала: «Господи Иисусе, Пречистый Спаситель, ради Которого я претерпела все эти мучения, предаю сейчас душу мою в руки Твои. Удостой меня быть среди Твоих мучеников!» Пантилла, боясь быть обвиненной в убийстве, приказала сбросить тело Матроны с высокой скалы, чтобы все поверили, будто та стала жертвой несчастного случая. Впоследствии Александр в начале IV века повелел перенести драгоценные останки в Фессалонику, где соорудили храм, посвященный святой Матроне. Текст скопировала из этого источника. Матрона Солунская, ты предпочла служение Господу Иисусу Христу своей безопасности и комфорту. Помоги и нам быть достойными слугами Иисуса Христа. Моли Бога о нас!
12 часов назад
Сегодня, 8 апреля, вспоминаем Архангела Гавриила. На другой день после Благовещения Пречистой Девы Богородицы   Церковь   издавна постановила иерусалимским уставом и уставом великой обители святого Саввы праздновать собор святого архангела Гавриила особым днем и песнопением, почитая сего радостного благовестника. Святой Иоанн Богослов в книге Откровения своего воспоминает о сих семи начальствующих ангелах, говоря: «Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и идет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его» (Откр.1:4). В числе сих семи считается и Гавриил, вторым по числу, а после Михаила первым. Все они по именам исчисляются так: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил. Если же кто спросит: почему Бог не послал к Пречистой Деве первейшего по чину из своих ангелов – Михаила, но второго за ним Гавриила, – тому да будет известно, что сии семь высших ангелов все равны по своему достоинству, и Михаил есть первый между ними только по числу. Каждый из них имеет свое особенное служение. Михаил – победитель супостатов; Гавриил – вестник Тайн Божьих; Рафаил – врач недугов человеческих; Уриил, будучи сиянием огня божественного, есть просветитель потемненных; Селафиил – молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и людей возбуждающий к молитве; Иегудиил – прославляет Бога: его служение в том, чтобы укреплять людей, трудящихся в чем-либо ради славы Божией и ходатайствовать о воздаянии за их подвиги; Варахиил – раздаятель благословений Божьих и ходатай, испрашивающий нам Божии благодеяния. Послан же Гавриил, потому что то свойственно его служению – извещать таинства Божии. Он возвещал святому пророку Даниилу об освобождении людей Божиих из плена Вавилонского и о времени пришествия Мессии; он же возвестил святому Захарии о рождении Иоанна Предтечи от матери неплодной. Он и святого пророка Моисея наставлял в пустыне при написании книги Бытия, передавая ему откровения Божии о первых родах и летах, начиная от создания Мира. Благочестивое предание свидетельствует, что он благовестил святым праведным Иоакиму и Анне о зачатии Пречистой Богородицы и был Пренепорочной Отроковице ангелом-хранителем от самого зачатия и рождения Ее, и пищу Ей приносил во святое святых; он же посему благовестил Ей и о зачатии Сына Божия. Текст составлен на основе выжимки из этой статьи. Архангел Гавриил и все Силы Небесные, молите Бога о нас, грешных.
1 день назад
Сегодня, 7 апреля, вспоминаем Благовещение. Название праздника указывает на какое-то особое, неслыханное ранее «радостное известие», прозвучавшее единожды в мировой истории. Этим и объясняется отсутствие у праздника уточняющего смысл подзаголовка (особенно в обиходной речи): произнося одно лишь слово «Благовещение», мы не боимся быть неверно понятыми, ибо «радостных известий» было много, но Благовещение случилось лишь однажды. Таким образом, название праздника «Благовещение Пресвятой Богородице» буквально означает: «Радостная весть [сообщенная] Пресвятой Богородице». Какая же радостная весть составляет существо праздника? Кто был вестником? Из Евангелия от Луки (ибо только он описывает данное событие) мы узнаём, что немногим более двух тысяч лет тому назад в маленьком палестинском городке Назарете совершилось превосходящее наше разумение событие — природа Бога соединилась с природой человека. Здесь жила скромная подданная римского императора Августа, юная Мария, к тому времени сирота. Она происходила из династии царя Давида, к которой принадлежал и Иосиф, хранитель девства Марии, пожилой вдовец, которому Она была обручена во исполнение традиции, воспрещавшей добродетельной женщине оставаться одинокой. Иосиф был беден, разумеется, не афишировал свое происхождение (это было смертельно опасно!) и вел жизнь простого ремесленника. Можно представить чувства юной Девы, Которой, во время отсутствия Иосифа, вдруг зримо предстал небесный вестник, ангел Гавриил. «Ангел, войдя к Ней, сказал: "Радуйся, Благодатная! С Тобою Господь!" Но Она сильно смутилась от его слов и стала раздумывать, что же значит такое приветствие. И сказал Ей ангел: "Не страшись, Мариам, ибо Ты обрела милость у Бога: и вот, Ты зачнешь и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. И будет Он велик, и назовут Его Сыном Всевышнего." <…> И сказала Мариам ангелу: "Как же будет это, если Я не знаю мужа?" И ангел сказал Ей в ответ: "Дух Святой сойдет на Тебя, и Сила Вышнего осенит Тебя, потому Дитя Твое будет свято и наречется: Сын Божий."<…> Тогда Мариам сказала: "Пред тобою раба Господня; да будет со Мною, как ты сказал." И удалился от Нее ангел» (Лк.1:28-32, 34-35, 38). О совершившемся в эти мгновения таинстве трудно говорить: любые слова кажутся непростительной дерзостью. Здесь пристало только благоговейное созерцание тайны: «удобее молчание» (приличествует молчание), как поется в одном из богородичных гимнов. Постараемся лишь понять: то, что занимает несколько строк евангельского повествования, подготавливалось всей историей ветхозаветного человечества, и в диалоге ангела и Девы Марии эта история обрела свой смысл и долгожданное завершение. Ветхий завет (что значит буквально «древний союз», «старый договор") Бога с человеком, имевший характер подготовительный и временный, отныне сменяется новым союзом со всем человечеством и на все времена. Одними лишь своими силами человек не мог преодолеть глубочайшую пропасть, разверзшуюся между ним и Богом, ибо страшный удар, сотрясший его в незапамятные времена ("грехопадение прародителей"), расколол его сверху донизу: от высшего сознания до телесной природы. Он перестал принадлежать Своему Создателю, а значит — и своему разумному "я". Потребовалась встреча и реальное соединение Божественной и человеческой природы через Боговоплощение. Только так могла быть возвращена в первозданное достоинство целостная природа человека. И в лице Марии человечество достигло высшей точки своего духовно-нравственного развития и очищения на путях восстановления Союза с Богом. Незамеченным было явление Деве Марии вестника Небес, никто не слышал происшедшего между ними разговора. Ничуть не изменилась видимая жизнь ни в самом Назарете, ни тем более в горделивом Риме после исчезновения ангела. Но как удивились бы жители огромной многоязычной Империи, если бы узнали, что именно в этом неприметном событии нашла свое оправдание и завершение вся история человечества от Адама и что их потомки станут отсчитывать Новую эру от Дня Рождения Младенца. Скопировала отсюда.
3 дня назад
Сегодня, 6 апреля, вспоминаем икону Божией Матери "Тучная гора". Несколько сотен лет она находилась в одном из монастырей Твери. Затем была подарена за хорошо выполненную в монастырском Храме работу Косме Волчанинову. Икона благочестиво передавалась из поколения в поколение. Но один из предков Космы убрал ее на чердак, так что о ней забыли. Невестка этого неблагочестивого человека страдала от его семьи и от его сына настолько, что решила добровольно прекратить свою жизнь. Она пошла исполнить свое намерение. Но встретила монаха. И тот сказал ей: "Куда ты, несчастная, идешь? Воротись назад; иди, помолись Божией Матери Тучной Горе – и будешь жить хорошо и покойно". Женщина опомнилась. И с тех пор ее жизнь наладилась. А монаха так и не нашли. Никто его даже не видел, кроме спасенной от бесовского наваждения женщины. Икону очистили от грязи и пыли и с почетом передавали друг другу 150 лет. В 1863 году ее тогдашний владелец передал ее в Смоленский Храм Божией Матери. При этом Георгий Коняев (ему было 97 лет) сказал: "Я считаю самым лучшим для нее храм Смоленской иконы Божией Матери, потому что место, на котором построена церковь, в старину называлось горой, как самое высокое место в городе. На эту гору в прежнее время жители во время наводнений сносили свое имущество и здесь спасались сами от погибели. Пусть же Царица Небесная – Тучная Гора – почивает своей благодатью на этой горе и покрывает всех здесь погребенных Своей милостью". Так икону "Тучная Гора" разместили при кладбищенской церкви Смоленской иконы Божией Матери было решено устроить придел в честь святителя Тихона и преподобного Макария Калязинского. Помолимся же перед иконой Божией Матери "Тучная гора", братья и сестры: О, всемилостивая Владычице наша Пресвятая Богородице Марие! Призри на ны погибающия рабы Твоя, бехом бо мы мерзкия, бехом бо мы блудныя, бехом бо мы злоречивыя, а паче всего гордыя, ныне же видехом всю мерзость нашу пред очесами Господа и уже несмь достойны предстати пред лицем Его, и токмо Тя Владычице, яко Многомилостивую себе Заступницу призываем. О Мати Божия, во гресех сущих не остави нас. Надеждо наша несумненная, обнови нас в покаянии, возстави ко исполнению заповедей Божиих, учини нас в Церкве Святей и сотвори достойными Святаго Причастия Животворящим и Божественным и Страшным Тайнам; Ты бо присно молиши за ны Сына Своего и Бога, вемы яко много бо может моление матернее. И да испроси у Христа Бога здравия нам телесного, и яко Милостивая, облагодати души наша, посли мир и благое поспешение всем ближним нашим, призри на град наш хранимый покровом Твоим, емуже яви скорое заступление от чудотворныя и благолепныя святыя Твоея иконы, юже ныне благодарне лобызаем, и сохрани его и вся инии гради и веси и весь род православный от всяких напрасных бедствий; и отрази ересей нашествие от язык иноплеменных на нас находящия, расколы разори, распри и иныя разделения в Церкви Божией, яко елеем Твоим целебным, любовию нелицемерной умастив, надежно управи, да мирное и благочестивое житие будет в удел нам, и да сподобимся добрыя глаголы от Сына Твоего и Судии нашего слышати под Судом Его правым, Ему же слава и честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Всеблагодатным Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь. Примечание: первообраз иконы вы видите слева, а второй образ (более современный) - справа. Название "Тучная гора" дает отсылку к псалму 67. «Гора Божия, гора тучная; гора усыренная, гора тучная; вскую непщуете (от ред. - то есть смотрите с завистью) горы усыренныя! гора, юже благоволи Бог жити в ней». Пресвятая Дева, по толкованию Святой Церкви, есть «Тучная Гора и усыренная Духом» (иначе говоря - орошенная благодатью Святого Духа). Вот по этой ссылке есть подробная и качественная статья про икону Царицы Небесной "Тучная гора".
3 дня назад
Сегодня, 5 апреля, вспоминаем преподобного Никона, игумена Киево-Печерского. Имя святого всегда связано с другими настоятелями обители, преподобными Антонием и Феодосием. Антоний постриг в монахи Никона и был его наставником и учителем. Никон постриг в монахи Феодосия. И был его наставником и другом. Известно, что Никон владел искусством переплета книг. А его отношения с Феодосием были столь братскими, что он часто сидел рядом и прял нитки для переплета. Антония и Феодосия вы можете увидеть на втором изображении, которое прикреплено к тексту. А Никона - на первом. Антоний, Никон и Феодосий - три светильника Киево-Печерского монастыря, и православной веры вообще. Вместе с преподобным Феодосием Никон постриг и блаженного Ефрема. За это он претерпел многочисленные скорби. Дело в том, что Феодосий был из знатного боярского рода. А Ефрем был из окружения князя Изяслава. Потому правитель разгневался. Изяслав поставил такое условие Никону. Либо тот уговорит Феодосия и Ефрема вернуться к светской жизни, либо Изяслав раскопает пещерный Храм, в котором служил Никон и другие. Иными словами - подвергнет гонениям и преследованиям. Святой ответил, что не будет отвлекать воинов Царя Небесного от служения Ему. А Изяслав пусть делает все, что считает нужным. Никон решил уйти с братьями, раз Изяслав настаивал на своем. Жена князя была из рода ляхов (устар. название западнославянских племен). И она напомнила, что когда в свое время ее отец (Болеслав Храбрый) преследовал тех, кто постриг Моисея Угрина, были большие проблемы. Изяслав решил оставить в покое Никона, Феодосия и Ефрема. Прошло некоторое время. Братья все умножались. И Никон вместе с неким иноком Болгарином решил удалиться от суется. Антоний его благословил. И он отправился на остров Тмутараканский. Болгарин отправился к Константинополю. Нашел уединенный остров, там провел все время жизни в молитве и скончался. Остров тот называется Болгаров с тех пор. Никону не пришлось долго быть в уединении на острове Тмутараканском, где он поселился недалеко от города и безмолствовал. Люди тянулись к Богу, видя его благочестивую жизнь. В итоге Никоном там была организована церковь в честь пресвятой Богородицы, а потом и монастырь. Через некоторое время Никон вернулся в Киево-Печерский монастырь к Феодосию. Позднее блаженный безмолвник снова ушел на остров. А потом снова вернулся. К тому времени игуменство принял уже блаженный Стефан. А Феодосия уже не было в живых. После Стефана братья вновь выбрали игуменом Никона. Он был старше всех. И к тому же любезен Антонию и Феодосию. Во время этого игуменства Никона произошло такое чудо. Уже почившие игумены Антоний и Феодосий явились неким иконописцам и поручили им украсить Киево-Печерский монастырь иконами. И даже заплатили золотом. Иконописцы все это выполнили. Но лишь потом узнали, что нанимали их уже преставившиеся святые отцы. Икона Пресвятой Богородицы во время их работы изобразилась сама по себе. А изо рта Небесной Заступницы вылетел голубь. Вот так земными молитвами игумена Никона, и небесными Антония и Феодосия, все устроилось. А сам Никон почил мирно в 1088 году. И его нетленные мощи были положены в Киево-Печерском монастыре. Отче Никон, Антоний и Феодосий, Троичные светильники, молите Бога о нас, грешных. Помогите мне всегда делать все только по Божией Воле и ничего против. Такова моя воля отныне и навсегда с Божией Помощью!
4 дня назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала