Найти в Дзене
Великие святые

Великие святые

Святые, которых называли Великими. Здесь я подбираю материалы не только именно о них, но также те, в которых они упоминаются. Например, в житии Павла Препростого подробно описана встреча с Антонием Великим.
подборка · 17 материалов
Сегодня, 9 сентября, вспоминаем Пимена Великого. Святой прожил около 110 лет. Жил в IV веке. Родом был египтянин и ушел подвизаться с двумя братьями. Один из них, Анувий также является святым (вот здесь я писала о нем). Известно, что мать хотела увидеть своих сыновей, после того как они отреклись от мира. Но Пимен Великий спросил: хочет она узреть их в этой жизни или в вечной. Мать после этих слов поняла, что не должна мешать Спасению сыновей и ушла. Был случай, когда один из правителей нарочно посадил племянника Пимена Великого, чтобы тот начал просить за него и поговорил бы с ним. Но даже получив гневное письмо от сестры (матери этого молодого человека) святой лишь написал письмо, в котором попросил судить юношу по справедливости. В итоге его отпустили. Вот некоторые из поучений Пимена Великого (взяла из этого источника). Некто спросил авву Пимена, говоря так: – Если я увижу брата моего, согрешившего, должен ли я скрыть грех его? Пимен отвечал: – Если мы скроем грехи братьев наших, то и Бог скроет грехи наши. Некий брат спросил авву Пимена, сказав так: – Отче! Я совершил тяжкий грех. Я хочу провести в покаянии три года. Но достаточно ли трех лет для покаяния? Старец отвечал: – Этого много. Тогда брат сказал: – Итак, ты приказываешь каяться только один год? На это старец отвечал: – И этого много. Когда об этом услышали другие братья, то сказали: – Следовательно каяться следует не более сорока дней? Но старец на это сказал: – И этого много. И потом прибавил: – Я думаю, что, если человек покается от всего сердца своего и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и трехдневное покаяние его. Другой инок спросил: – Каким образом уберечься мне от козней врага? Отвечал отец: – Когда котел, разжигаемый снизу, кипит, то ни муха, никакое другое насекомое не может коснуться его; когда же он остынет, то на него садятся и мухи, и насекомые. Подобно сему и к иноку, со усердием подвизающемуся в делах добродетели, враг не смеет приступить и увлечь его в свои сети; к человеку же, проводящему жизнь в беспечности и лености, враг приступает с легкостью и увлекает ко греху, как хочет. Иной спросил старца: – Что лучше: говорить, или молчать? Старец отвечал: – Кто говорит Бога ради, тот хорошо делает; также и тот, кто молчит Бога ради, хорошо поступает. Говорил также авва Пимен: – Нестяжание, терпение и рассудительность – вот три основы иноческого жития; ибо написано: если бы нашлись в ней сии три мужа: «Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души» (Иез.14:14). Ной – образец нестяжательности, Иов – терпения, Даниил же рассудительности; если в иноке окажутся сии три добродетели, то Бог, спасающий Его, возобитает в нем. Говорил еще старец: – Если инок возненавидит два предмета, то может быть свободным от соблазнов мира сего. Брат спросил старца: – Какие же это предметы? На это старец ответил: – Покой плоти и тщеславие. Говорил еще старец: – Подобно тому, как пчелы бегут от дыма, позволяя людям пользоваться сладкими плодами их работы, так покоем тела отгоняется от души нашей страх Господень и она (душа) лишается всякого доброго дела. Сказал: – Бывает иногда, что человек кажется молчащим: но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда. И есть такие, которые с утра до вечера говорят языком, но в то же время соблюдают молчание (ибо не осуждающий ближнего – то же, что молчащий). Был такой случай. Один старец рассердился на него по непонятной причине. Святой взял еду, питие и со спутниками смиренно стоял под знойным солнцем у дверей обидевшегося. Сначала тот отказывался впустить и говорил, что нет времени. Но потом понял, что был не прав. Так они помирились. А между тем Пимен ни словом ни укорил старца и ничем не заслужил такого его отношения. Пимен Великий имел такое смирение, что часто со вздохом повторял: – Я буду брошен на то место, куда будет брошен сатана! Но, конечно, в итоге оказался в Царствии Небесном. Мы не подвижники, но какие-то из цитат, можно применить к нам хотя бы в какой-то степени. Отче Пимен Великий, моли Бога о нас!
Сегодня, 19 июля, вспоминаем Сисоя Великого. Преподобный Сисой Великий († 429) был монахом-отшельником, подвизался в Египетской пустыне в пещере, освященной молитвенными трудами его предшественника – преподобного Антония Великого. За шестьдесят лет пустынного подвига преподобный Сисой достиг высокой духовной чистоты и воспринял дар чудотворения, так что однажды даже своей молитвой вернул к жизни умершего отрока. Чрезвычайно строгий к себе, преподобный Сисой был очень милостив и сострадателен к ближним и всех принимал с любовью. Тех, кто посещал его, преподобный всегда прежде всего учил смирению. На вопрос одного пустынника, как он мог достичь непрестанного памятования о Боге, преподобный заметил: "Это еще немного, сын мой, важнее того – считать себя ниже всех, потому что такое уничижение способствует приобретению смирения". Спрошенный монахами, достаточно ли одного года для покаяния впадшему в грех брату, – преподобный Сисой сказал: "Я верую в милосердие Человеколюбца Бога, и если человек покается всей душой, то Бог примет его покаяние в течение трех дней". Вот выдержка из жития святого, которое написал Дмитрий Ростовский: – Как поступить мне, отче, так как я впал в грех? " – Исправься, чадо, – отвечал старец, – и спасешься. – Но я, по исправлении, снова пал, – отвечал брат. – Снова исправься, – сказал старец. – До каких же пор, – спросил брат, – будет продолжаться мое падение и восстание? – Пока не наступит твой конец и застанет тебя или в добре, или во зле; поэтому должно всегда пребывать в исправлении, дабы в нем же и кончина застигла." Когда преподобный Сисой лежал на смертном одре, окружавшие старца ученики увидели, что лицо его просияло. Они спросили умирающего, что он видит. Авва Сисой ответил, что он зрит святых пророков и апостолов. Ученики спросили, с кем преподобный беседует? Он сказал, что пришли Ангелы за его душой, а он просит их дать ему еще хоть краткое время на покаяние. "Тебе, отче, нет нужды в покаянии", – возразили ученики. Но преподобный Сисой, по своему великому смирению, ответил: "Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего". После этих слов лицо святого аввы просияло так, что братия не дерзали на него смотреть. Преподобный успел сказать им, что видит Самого Господа, и святая душа его отошла в Царство Небесное. Скопировала из этого источника. Все, кроме выдержки из Дмитрия Ростовского (там где она идет дана отдельная ссылка в кавычках). Отче Сисой, моли Бога о нас!
Сегодня, 2 июля, вспоминаем Паисия Великого. Родители святого были благочестивыми людьми. И давали милостыню из всего, что у них было. Когда отец Паисия умер, вскоре его матери явился Ангел и объявил, что младший из детей будет служить Богу. Мама святого с благоговением выполнила этот наказ. И вскоре под началом старца Памвы Паисий с успехом подвизался. Более подробно вы можете прочитать здесь. А я приведу фрагмент из жития Паисия Великого: "Однажды, когда Паисий сидел в пещере и воспевал Божественные песни, явился ему Спаситель и сказал: – Мир тебе, Моему возлюбленному угоднику! Он же, объятый страхом и трепетом, встал и сказал: – Христе Человеколюбче, Спасе, я раб Твой, и за что Ты, Владыка, оказываешь мне столь великую милость, что теперь Сам изволил снизойти к моему недостоинству? На это Господь ему ответил: – Видишь ли пустыню эту, – как она велика и широка? Ради тебя я наполню ее постниками, которые будут прославлять имя Мое. Тогда избранный угодник Божий Паисий, пав на землю, сказал: – Владыка Господи! Твоей крепкой руке всё повинуется, и что Ты пожелаешь, то и совершается: – молю же Твою благость, – дай мне уразуметь, – откуда явится всё потребное и нужное для тех, кто в сей пустыне будет подвизаться? Господь на это ответил: – Поверь Мне, говорящему тебе истину, – что если Я увижу в них любовь, – матерь всем добродетелям, – и если они будут исполнять все заповеди Мои, то пусть они ни о чем не пекутся: Я Сам буду заботиться о них. Тогда Паисий снова вопросил Господа: – Еще раз вопрошу Твою благость: как они беспреткновенно перейдут вражьи сети, и избегнут лютых бесовских искушений? На это Господь ответил: – Если они заповеди Мои, как Я тебе сказал, будут соблюдать с кротостью, правдою и смиренным сердцем, то Я не только соделаю их выше всяких вражьих браней и лукавых коварств, но и дам в наследие Царство Небесное. Сказав это, Спаситель со славою восшел на небеса." Много чудес совершил Паисий Великий. Но основное в его житии, на что я обратила свое внимание, это то, что он всю жизнь оставался ребенком в душе в самом хорошем смысле слова. Например, на него говорил ложь один из подвизающихся. Но Паисий Великий не обижал его, а только молился за него. И в итоге бес хулы и насмешничества вышел из того человека. Также Паисий "возился" с каждым человеком как в детском саду или даже в яслях (духовных). Кому-то рекомендовал заниматься рукоделием. Другим безмолствовать. Третьим - что-то еще. То есть святой обладал огромным снисхождением хотя Ангелы и даже сам Спаситель прямо говорили с ним. Был даже случай, когда один человек изобразил из себя прозорливого и ложно обвинил двух монахов в краже скудного имущества еще одного насельника. Но святой Паисий просто сказал, что это неправда. Изгнал духа злобы из лжепрорицателя. И разъяснил ситуацию остальным. В итоге никто не отпал от Христа. Еще один интересный случай в житии... Один из хороших и очень глубоко верующих послушников просто из вежливости согласился с иудеем по поводу того, что Спаситель может быть обычным человеком. Скорее даже не поддержал, а просто не прекословил. Когда послушник вернулся к Паисию, тот не узнавал его и не разговаривал с ним долгое время. И только когда послушник осознал свой грех - Паисий Великий помог ему вернуть благодать Святого Духа, которая отошла от него. Есть и другие интересные и понятные примеры. Стоит прочитать житие Паисия Великого полностью. Я запомнила то, что написала здесь. А вы найдете для себя какие-то еще подсказки. И еще один важный момент - Паисий Великий обладал благодатью молиться за любого человека, даже очень сильно согрешившего, и получал для него прощение от Господа. Обладает святой этим даром и сейчас, когда вечно живет в Царствии Небесном. Потому я прошу... Отче Паисий Великий, помоги мне избавиться от грехов, даже от тех, которые не осознаю, если на то есть Божия Воля. Моли Бога о мне. Вы же, читающие этот пост и заглянувшие краешком глаза в жизнь по-настоящему великого человека и святого, можете попросить о том же.
Сегодня, 25 июня, вспоминаем Онуфрия Великого. Преподобный Онуфрий жил в полном одиночестве в дикой пустыне 60 лет. В молодости он воспитывался в Фиваидском монастыре Эрити. Узнав от старцев о великой тяжести и высоте жизни пустынников, которым Господь посылает через Ангелов Свою помощь, преподобный Онуфрий возгорелся духом подражать их подвигам. Ночью он тайно вышел из обители и увидел пред собой светлый луч. Святой Онуфрий испугался и решил вернуться, но голос Ангела-хранителя подвиг его на дальнейший путь. В глубине пустыни преподобный Онуфрий нашел пустынника и остался учиться у него пустынному житию и борьбе с диавольскими искушениями. Когда старец убедился, что святой Онуфрий укрепился в этой страшной борьбе, он довел его до указанного для подвигов места и оставил одного. Ежегодно старец приходил к нему и через несколько лет, придя к преподобному Онуфрию, скончался. Мы знаем об Онуфрии и о других молитвенниках Фиваидской пустыни от преподобного Пафнутия. По просьбе преподобного Пафнутия преподобный Онуфрий рассказал о своих подвигах и трудах и о том, как Господь утешил его: около пещеры, где он жил, выросла финиковая пальма и открылся источник чистой воды. Двенадцать ветвей пальмы поочередно приносили плоды, и преподобный не терпел голода и жажды. Тень пальмы укрывала его от полуденного зноя. Ангел приносил святому хлеб и каждые субботу и воскресенье причащал его, как и других пустынников, Святых Тайн. Преподобные беседовали до вечера. Вечером между старцами появился белый хлеб, и они вкусили его с водой. Ночь старцы провели в молитве. После утреннего пения преподобный Пафнутий увидел, что лицо преподобного Онуфрия изменилось, и испугался за него. Святой Онуфрий сказал: "Бог, Милосердный ко всем, послал тебя ко мне, чтобы ты предал погребению мое тело. В сегодняшний день я окончу мою временную жизнь и отойду к жизни бесконечной, в покое вечном ко Христу моему". Преподобный Онуфрий завещал святому Пафнутию, чтобы он рассказал о нем всем братьям-подвижникам и всем христианам ради их спасения. Преподобный Пафнутий просил благословения остаться в пустыне, но святой Онуфрий сказал, что на это нет воли Божией, и велел вернуться в обитель и поведать всем о жизни Фиваидских пустынников. Благословив преподобного Пафнутия и простившись с ним, святой Онуфрий долго со слезами молился, затем возлег на землю, произнес свои последние слова: "В руки Твои, Боже мой, предаю дух мой", – и скончался. Преподобный Пафнутий с плачем отодрал от своей одежды подкладку и завернул в нее тело великого пустынника, которое положил в углубление большого камня, наподобие гроба, и засыпал множеством мелких камней. Затем он стал молиться, чтобы Господь разрешил ему до конца жизни остаться на месте подвигов преподобного Онуфрия. Внезапно пещера обвалилась, пальма засохла, а источник иссяк. Поняв, что ему нет благословения остаться, преподобный Пафнутий отправился в обратный путь. Скопировала из этого источника. Онуфрий Великий и преподобный Пафнутий, молите Бога о нас!
Сегодня, 28 мая, вспоминаем Пахомия Великого. Этот святой жил в конце III и IV вв. Прожил всего 53 года. Но является столпом пустынножительства в Египте. За время его жизни было построено около десятка монастырей, в каждом из которых было около тысячи насельников. И за всеми Пахомий Великий присматривал лично. Это были еще и огромные хозяйства. Например, Дмитрий Ростовский в житии Пахомия Великого пишет: " В одно время в Тавеннисийском общежитии было 15 портных, 7 кузнецов, 4 плотника, 15 красильщиков, 20 дубильщиков кож, 12 погонщиков верблюдов, 20 садовников, 15 сапожников, 12 иноков, приготовлявших покрывала, 10 ночных стражей и 10 переписчиков. Иноки своим трудом приготовляли для обители все необходимое, и лишь немногое им приходилось покупать в городах. Особенно распространено было среди киновитов выделывание рогож, и это не только было хорошим рукоделием для монахов, но и могло усиливать денежные средства киновии, а деньги необходимы были и здесь." И речь идет только об одном монастыре. Кстати, если вы захотите прочитать более подробную версию жития Пахомия Великого, найдете по этой ссылке. Задача же этого блога в общих чертах дать жизнеописание святого. Каким же был этот великий и скромный учитель? Пахомий родился в языческой семье, получил хорошее образование и был воином. В одном из городов он заметил, что люди заботятся о них, чужих людях. Узнал, что те делают так ради Христа. И пообещал сам себе, что примет это зацепившее его учение. Так Пахомий и сделал. Было молодому воину в то время около 20 лет. В пустыне святой начал подвизаться под началом Паламона, фиваидского пустынника. Прошло около 10 лет в таких подвигах. И он услышал от Бога повеление построить первую обитель. Старец Паламон благословил это намерение. Ангел Божий в образе схимника вручил святому Устав монашеского жития, который потом и соблюдался святым. В частности, нельзя было иметь своих вещей и самовольно придумывать себе послушания. Пришел старший брат Пахомия Иоанн и поселился вместе с ним. Позднее пришла и сестра Мария. Но Пахомий решил не видеться с ней. И передал, чтоб она шла в монастырь. Обещал в этом всяческое содействие. Мария так и поступила, хотя и расстроилась, что не увиделась с Пахомием. Всех насельников обители поражало трудолюбие святого. Он возделывал сад. Служил больным. Беседовал с приходящими. Молился. И еще было много чисто административной работы. Например, однажды в его отсутствие повар решил не варить еду. Якобы потому, что братии полезно поститься. Вместо этого повар делал рогожи. Когда Пахомий вернулся, он сжег все сделанное поваром. И велел не поступать больше самочинно. При этом Пахомий вовсе не был суров. Например, один подвизающийся упорно молил о мученичестве. Святой его отговаривал. Тщетно... В итоге этот человек получил искушение. На него напали разбойники и заставили принести жертву идолам. После этого насельник вернулся к Пахомию. И его больше уже не тянуло на подвиги. Пахомий Великий делал послабления для больных и неопытных. Вообще, проявлял милосердие. И требователен был более всего к самому себе. Более всего Пахомий Великий боялся осуждения. Даже мысленно осуждать было с его точки зрения тяжким грехом. Также святой уповал на Милость Божию. Был случай, когда кончились все запасы. Пахомий Великий молился. И на следующий день привезли достаточно всего. И платы никакой не взяли. У Пахомия был любимый ученик Феодор Освященный. Завтра (29 мая) его день памяти. Особенно Феодор преуспел в подвиге любви к братии. Подборка святых, которые остались в памяти православных как великие, здесь. Отче Пахомий, моли Бога о нас! Помоги никого не осуждать и уповать на Божию Милость!
Сегодня, 21 мая, вспоминаем Арсения Великого. Преподобный Арсений учил: «Есть много таких людей, которые всячески стараются соблюдать чистоту телесную и для этого умерщвляют тело свое постом, бдением и многими трудами; но мало таких, которые ревниво оберегают душу свою от греха тщеславия, гордости, сребролюбия, зависти, братоненавидения, гнева, памятозлобия, осуждения. Таковые снаружи чисты телом, но душа их грязна, они подобны гробам, снаружи разукрашенным, внутри же полным костей смердящих. Блажен тот, кто старается сохранить от скверны как тело, так и душу свою, истинно блаженны чистые сердцем (а не только телом), потому что они Бога узрят». О себе великий авва часто говорил такие слова: «Арсений! Для чего ты сюда пришел? Ты пришел сюда не для отдыха а для трудов, не для лености, а для подвига. Подвизайся же, трудись и не ленись». Часто говорил также преподобный и такие слова: «Много раз я сожалел о словах, которые произносили уста мои, но о молчании я не жалел никогда». Стяжал блаженный Арсений и дар благодатных слез. Великий подвижник и безмолвник провел 50 лет в иноческих трудах и подвигах, постом и молитвой благоугождая Богу. В ските пробыл сорок лет, десять лет жил на месте, называвшемся Трогин, около Вавилона, напротив города Мемфиса; затем преподобный пробыл три года в Канопе, близ Александрии и в некоторых других пустынных местах, так что никто не знал его образа жизни, потом снова возвратился в Трогин, прожил там два года и там же почил о Господе в возрасте 95 лет в 449 г. или в начале 450 г., заслужив от современников название Великого. Более подробно можно прочитать в первоисточнике. Отче Арсений, моли Бога о нас!