Найти в Дзене
Евангелисты

Евангелисты

Официально признаны Православной церковью Евангелия от Матфея, Иоанна, Марка и Луки.
подборка · 7 материалов
Сегодня, 29 ноября, вспоминаем святителя Фулвиана. В Крещении его назвали Матфей. И это не просто так. Фулвиан, князь и епископ Эфиопский в пору, когда был язычником, приказал убить Апостола Матфея (его также вспоминаем сегодня, 28 ноября, писала об Апостоле год назад здесь). Еще раз расскажу о том, как связаны эти двое святых. Скопировала из этого источника. Святой апостол и евангелист Матфей, именуемый также Левием (Мк.2,14; Лк.5,27), обошел с благовестием Сирию, Мидию, Персию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон. Когда святой апостол усердно просил Бога об обращении ефиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, ефиопы изменят свой дикий нрав и станут добрыми и кроткими. Когда святой апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана, одержимых нечистым духом. Святой апостол Именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников. Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой, а вокруг костра, поставить 12 идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный ефиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и, по молитве мученика, пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, а он отошел ко Господу († 60). Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном, но сомнений своих еще не оставил. По его приказу тело святого Матфея положили в железный гроб и бросили в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться этому Единому Истинному Богу. В ту же ночь епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей, повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Вместе с епископом на берег моря пришел и правитель Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у святого апостола Матфея прощения, после чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему, повинуясь повелению Божию. Вскоре святой Фулвиан-Матфей отказался от власти и стал пресвитером. По смерти епископа Платона ему явился апостол Матфей и увещал возглавить Ефиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей-Фулвиан много потрудился в проповеди Слова Божия, продолжая дело своего небесного покровителя. Слева вы видите икону святителя Фулвиана (в Крещении Матфея); справа - икону Евангелиста и Апостола Матфея. Праведный Фулвиа́н, князь Ефиопский, во Святом Крещении Матфе́й и Апостол и Евангелист Матфей, молите Бога о нас!
Сегодня, 21 мая, вспоминаем Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя. Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли. Каждый год из могилы святого апостола Иоанна в мае выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и в этот день, сегодня. Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя "Сынов Грома" – вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел – символ высокого парения богословской мысли – иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих. Более подробно об Иоанне Богослове можно прочитать в источнике, из которого я скопировала сегодня информацию. А здесь приведу только один случай, который характеризует Апостола. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь. Также я писала об Иоанне Богослове здесь. Апостол Иоанн Богослов, помоги нам любить ближних и тех, кого мы такими не считаем. Моли Бога о нас!
Сегодня, 8 мая, вспоминаем Апостола от 70-ти и Евангелиста, Марка. Святой Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян.12:12), племянник апостола Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк.14:51-52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян.12:12). Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян.13,6-12). После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь. Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне (1Пет.5,13). Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей. Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62–63). Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий, святитель Григорий Чудотворец и другие. Ревнуя о устроении церковного богослужения, святой апостол Марк составил чин литургии для александрийских христиан. Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе. Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина – пресвитерами. Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой". Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени. В древней иконографической традиции, усвоившей святым евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр.4,7), святой евангелист Марк изображается со львом – в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (Откр.5,5). Тест скопировала отсюда. Апостол Марк, моли Бога о нас и о тех, о ком не кому молиться на данный момент или вообще. Дай каждому из нас, немощных, по нужде! Мы не ведаем, о чем просить. Но Бог знает точно, что нам потребно.
Сегодня, 5 мая, вспоминаем Апостола от 12-ти Варфоломея (Нафанаила). Апостола от 70-ти Луку и Апостола от 70-ти Климента (епископа в Сардике). Апостол от 12-ти Варфоломей (Нафанаил (изображение 1 из 3)) был родом из Каны Галилейской. Емувыпал жребий проповеди Евангелия в Сирии и Малой Азии. Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились вновь. Святому апостолу Филиппу сопутствовала сестра, дева Мариамна. Проходя города Сирии и Мизии, они перенесли много скорбей и напастей, их побивали камнями, заключали в темницы. В одном из селений они встретились с апостолом Иоанном Богословом и вместе отправились во Фригию. В городе Иераполе силой своих молитв они уничтожили громадную ехидну, которой язычники поклонялись как божеству. Святые апостолы Варфоломей и Филипп с сестрой свою проповедь подтверждали многими знамениями. В Иераполе жил человек, по имени Стахий, бывший 40 лет слепым. Когда он получил исцеление, то уверовал во Христа и крестился. Молва об этом разнеслась по городу, и к дому, где жили апостолы, стеклось множество народа. Больные и бесноватые освобождались от своих недугов, многие крестились. Начальник города приказал схватить проповедников и бросить в темницу, а дом Стахия сжечь. На суде языческие жрецы выступили с жалобой, что чужестранцы отвращают народ от поклонения отечественным богам. Считая, что волшебная сила заключается в одежде апостолов, правитель приказал сорвать её. Дева Мариамна предстала в их глазах, как огненный факел, и никто не смел коснуться ее. Святых приговорили к распятию. Апостол Филипп был вознесен на крест вниз головой. Началось землетрясение, разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Прочие испугались и бросились снимать апостолов с креста. Так как апостол Варфоломей был подвешен невысоко, то его сняли скоро. Апостол же Филипп умер. Поставив Стахия епископом Иераполя, апостол Варфоломей и блаженная Мариамна оставили этот город. Благовествуя Слово Божие, Мариамна пошла в Ликаонию, где мирно скончалась. Апостол Варфоломей отправился в Индию, там перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея и обратил ко Христу много язычников. Он посетил также Великую Армению (страна между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата), где сотворил многие чудеса и исцелил одержимую бесом дочь царя Полимия. В благодарность царь послал апостолу дары, но тот отказался принять их, сказав, что ищет только спасения душ человеческих. Тогда Полимий с царицей, исцеленной царевной и многими приближенными приняли Крещение. Их примеру последовали жители десяти городов Великой Армении. По проискам языческих жрецов брат царя Астиаг схватил апостола в городе Альбане (ныне город Баку) и распял вниз головой. Но он и с креста не переставал возвещать людям благую весть о Христе Спасителе. Тогда по приказу Астиага содрали с апостола кожу и отсекли главу. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли. Около 508 года святые мощи апостола Варфоломея перенесли в Месопотамию, в город Дары. Когда в 574 году городом завладели персы, христиане взяли мощи апостола и удалились к берегам Черного моря. Но так как их настигли враги, они были вынуждены опустить раку в море. Силою Божией рака чудесно приплыла к острову Липару. Здесь источник. Апостол Лука (изображение 2 из 3) - врач из греческих интеллектуалов, Евангелист и также писал иконы Богородицы еще при ее жизни. Сегодня день перенесения его мощей. А 31 октября - день преставления. Здесь я писала о нем подробнее. Святой апостол Климент (изображение 3 из 3) был епископом в Сардике (в древности богатый город Лидии в Малой Азии). Его имя упоминает святой апостол Павел в Послании к Филиппийцам ( Флп.4:3). Обращаясь к некоему "искреннему своему сотруднику", он просит его: "Помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена в Книге Жизни". Важно не путать его с другим Апостолом Климентом от 70-ти, Папой Римским. Апостол от 12-ти Варфоломей, Апостолы от 70-ти Лука и Климент, епископ в Сардике, молите Бога о нас!
Сегодня, 29 ноября, вспоминаем Апостола от 12-ти и Евангелиста Матфея. Святой в буквальном смысле иллюстрировал всей своей жизнью заповедь о том, что надо возлюбить врагов своих. Тот, кто его убил, затем принял Крещение с именем Матфея и стал проповедовать вместо Апостола. Вот как это было. В конце жизни Матфей пришел в Эфиопию, которая была населена не только идолопоклонниками, но еще и каннибалами. И все же Апостолу удалось обратить к вере каких-то людей. И он воздвиг Храм в городе Мирмены. Епископом там стал Платон, спутник Матфея. Когда апостол усердно молил Бога об обращении эфиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, эфиопы изменят свой дикий нрав, станут добрыми и кроткими. Когда апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана, одержимых нечистым духом. Матфей исцелил родных правителя. И благодаря этому еще много язычников стали христианами. Сам правитель (Фулвиан) не хотел, чтобы его подданые перестали поклоняться идолами, обвинил Матфея в колдовстве. Велел казнить Апостола. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой и поставив вокруг двенадцать идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный эфиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и по молитве апостола пламя улеглось. Но и после этого Фулвиан еще не был готов принять христианство. Ему нужны были еще доказательства того, что Бог всемогущ. Тело святого апостола осталось невредимым, и он отошел ко Господу (60 г.). Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном, но сомнений своих не оставил. Он велел положить тело святого Матфея в железный гроб и бросить в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться этому Единому Истинному Богу. В ту же ночь к епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей и повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Пришел на берег и Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у Матфея прощения, после, чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему по велению Божиему. Фулвиан впоследствии принял епископство и продолжил дело просвещения своего народа. До своего обращения Христом сам Апостол от 12-ти Матфей собирал подати (был мытарем). Собирать дань для захватчков-римлян - мягко говоря, непопулярная работа (хуже коллектора). Так что Матфей привык к тому, что все вокруг его не любят. Но когда Иисус позвал его, нисколько не медлил и сразу все оставил. Брат Апостола Матфея - также Апостол от 12-ти, Иаков Алфеев. Алфей - это имя отца Матея и Иакова. Матфей написал Евангелие. Речи и деяния Спасителя Матфей излагает в соответствии трем сторонам служения Христа: как Пророка и Законодателя, Царя над миром невидимым и видимым и Первосвященника, Приносящего Жертву за грехи всех людей. В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн. Апостол Матфей, помоги нам молиться за своих врагов и просто за крайне неприятных людей также горячо как ты. Дай силы прощать ближним их небольшие грехи (а даже если и большие, то в большинстве случаев сделанные ненамеренно и всегда под влиянием тангалашек). Если будут силы на одно, их хватит и на второе. И Бог простит нам наши грехи...
Сегодня, 31 октября, вспоминаем Апостола от 70-ти Евангелиста Луку. Он был врачом из просвещенной греческой среды. Когда услышал об Иисусе Христе, прибыл из Палестины и воспринял Учение, которому посвятил свою жизнь и на земле, и на Небе. Евангелист Лука написал свою версию Евангелия. Также создал книгу Деяний Апостолов. И еще Апостол написал несколько икон Матушки Богородицы, которые она благословила еще при земной жизни. "Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет", – сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Также он создал иконы Апостолов Петра и Павла. Все эти образы Евангелист смог воссоздать, лично зная тех, кто был отображен. Евангелист Лука был одним из тех, кому Господь явился после Воскресения по пути в Эммаус (рядом был также Клеопа). Большую часть своей проповеднической деятельности Лука провел рядом с Апостолом Павлом, когда тот совершал второе миссионерское путешествие. Известно, что когда Павла оставили все другие сотрудники, Лука остался с ним до конца земной жизни. В 62-63 гг. в Риме под руководством Апостола Павла Лука и написал свое Евангелие. Известно, что он также изучил множество фактов, расспросил Деву Марию, изучил достоверные предания других свидетелей и дал в итоге твердое историческое обоснование христианского учения, последовательно изложил все факты. В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. В это же время Лука пишет и книгу Деяний Апостолов. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования – Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом) как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян.15,6-29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова. После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахаию, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь. Евангелие от Луки самое протяженное, и оригинального (не встречающегося у других евангелистов) материала в нем больше всего — по подсчетам автора «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, около ¼ всего текста! Только у Луки мы находим, например, подробный рассказ о событиях, предшествовавших Рождеству Христову; уникальное (совершенно иное, чем у Матфея!) повествование о самом Рождестве; целую россыпь нигде не повторяющихся притч (о милосердном самарянине, о блудном сыне, о мытаре и фарисее, о богаче и Лазаре). Только здесь есть важнейший эпизод с покаянием одного из разбойников, распятых около Спасителя. Наконец, из всех евангелистов один только Лука описывает Вознесение Христово. Все это стало возможно благодаря таланту упорного исследователя Истины, Апостола Луки. И теперь мы в течение жизни имеем возможность узнать о том, что ему удалось узнать и для нас. Вырисовывается образ преданного, горящего пламенем Веры Христовой исследователя, стремящегося собрать все сокровища Истины, все бесценные ускользающие факты до малейшего. Апостол Лука не просто достоверно излагает факты, но еще и делал это в максимально точной хронологической последовательности. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн. Апостол Лука, моли Бога о нас! Исцели наши раны, духовные, душевные и физические если на то есть Божия Воля!