Найти в Дзене
История транспорта

Когда был выполнен последний пассажирский рейс на Ту-104?

Год назад я написал серию статей о последних пассажирских рейсах самолетов Ли-2, Ил-12, Ил-14 и Ту-114. Завершаю цикл статьёй о последнем пассажирским рейсе Ту-104.

Ту-104Б СССР-42403 Ленинградского ОАО. Фото © flugzeug-bild.de
Ту-104Б СССР-42403 Ленинградского ОАО. Фото © flugzeug-bild.de

Итак, в Советском Союзе самолёты типа Ту-104 эксплуатировались в тринадцати авиапредприятиях: 235-м ОАО, Бориспольском 208 ло, Внуковском 200 ло, Домодедовском 211 ло, Иркутском 201 ло, Одесском 90 ло, Ленинградском 205 ло, Симферопольском 79 ло, Ташкентском 203 ло, Тбилисском 112 ло, Толмачевском 204 ло, Шереметьевском 207 ло, Хабаровском 202 ло.

Раньше всех, в конце 1962 года эксплуатация Ту-104 была прекращена в Симферопольском авиаотряде. Более подробно об этом написано в статье про эксплуатацию Ту-104 в Симферополе.

После Симферополя Ту-104 ушли из 235-го ОАО. Это было в 1964 году. Говорят, что новый Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, пришедший на эту должность в 1964 году, боялся летать на Ту-104. Так это или нет, но долгие годы личным самолётом Ильича оставался турбовинтовой Ил-18.

Климат и ряд эксплуатационных условий заставили заменить первенец реактивной эры на Ил-18 в 203-м ташкентском авиаотряде в конце 1965 года.

В конце 1972 года прекращена эксплуатация Ту-104 сразу в трёх авиаотрядах: 200 (Внуково), 211 (Домодедово) и 207 (Шереметьево). «Сто четвёртые» заменили на более современные типы воздушных судов – Ту-154 и Ил-62, а высвободившиеся машины передали в другие авиапредприятия страны.

Начиная с 1973 года в СССР осталось 7 авиаотрядов, эксплуатировавших Ту-104. Пик внутрисоюзных авиаперевозок на Ту-104 пришёлся в Аэрофлоте на 1974 год. А дальше началась постепенная его замена на более современные типы – Ту-154 и Ту-134.

В июле 1977 года самолёты Ту-104 ушли из Киевского аэропорта Борисполь.

В январе 1978 года пассажирские перевозки на Ту-104 прекращены в 112 ло Тбилисского ОАО. 5 января 1979 года Ту-104 в 204-м Толмачёвском ло заменены на более современные типы воздушных судов.

15 марта 1979 года Ту-104А СССР-42451 Хабаровского ОАО совершил свой последний в истории полёт, и встал на вечную стоянку перед зданием аэровокзала хабаровского аэропорта.

После чего, в Советском Союзе осталось три авиапредприятия, эксплуатировавших Ту-104.

К этому моменту министерство гражданской авиации СССР планировало работать на Ту-104 до полной выработки их ресурса в конце 1980 года. Но тут вмешался случай. 17 марта 1979 года в районе московского аэропорта Внуково произошла катастрофа самолёта Ту-104Б СССР-42444, унёсшая 59 жизней. После этой катастрофы было принято решение о досрочном выводе из эксплуатации всех пассажирских Ту-104.

Ту-104А СССР-42461 Иркутского авиапредприятия совершил свой последний полёт 26 июня 1979 года из Иркутска в Читу, где стал памятником на одной из площадей города.

Ту-104 205-го Ленинградского авиаотряда перестали возить пассажиров в последний день лета, 31 августа 1979 года. При этом, два Ту-104А из состава отряда – 42460 и 42464 выполняли тренировочные полёты вплоть до конца 1979 года.

Самая сложная ситуация с заменой Ту-104 сложилась в 90 ло Одесского ОАО. По состоянию на 17 марта 1979 года в отряде было 14 Ту-104 модификаций «А» и «Б», на которых работало 52 экипажа. Несмотря на то, что переучивание одесситов на Ту-154 началось за полтора года до катастрофы 42444, весной 1979 года не хватало ни экипажей, ни, собственно, Ту-154, которые в то время брались в аренду в киевском 208 отряде.

К началу летней навигации 1979 г. авиаторы 90-го отряда выполняли на «сто четвертых» 22 ежедневных рейса: 9 на направлении Одесса–Москва, 11 Москва–Симферополь и по одному Одесса–Симферополь и Москва–Киев. 4 рейса отменили летом, 8 — в самом конце летнего сезона, 7 — в течение сентября.

Известны даты последнего полёта некоторых одесских Ту-104:

42508 – 16.05.1979

42459 – 01.07.1979

42455 – 31.08.1979

42474 – 31.08.1979

42477 – 31.08.1979

42507 – 31.08.1979

42502 – 11.09.1979

42462 – 12.09.1979

42463 – 12.09.1979

42469 – 12.10.1979

42473 – 13.11.1979

42465 – 21.11.1979

Последний одесский Ту-104 поднялся в небо с пассажирами рейсом 1691/1692 Одесса – Москва (Внуково) 5 ноября 1979 года. Ниже – расписание этого рейса с учётом правок ЦРДС.

Расписание движения самолётов на линии Москва – Одесса в 1979 году. Из моей коллекции
Расписание движения самолётов на линии Москва – Одесса в 1979 году. Из моей коллекции

Предыдущие статьи на тему:

Последний пассажирский рейс на Ил-12

Последний пассажирский рейс на Ил-14

Последний пассажирский рейс на Ли-2

Последний пассажирский рейс на Ту-114

Эксплуатация Ту-104 в Симферополе

Спасибо за внимание!