Найти тему

«Склонные к насилию люди в конечном счете — просто дети»: автор «Саги о Винланде» о понятии отцовства и читательских ожиданиях

Неутомимый Макото Юкимура работает почти без перерыва уже четверть века — и последние 18 над «Cагой о Винланде», удостоенной аниме-адаптации: первый сезон делала студия Wit («Семья шпиона», «Хал»), второй та же команда уже делала в стенах MAPPA («Адский рай», «Магическая битва»). Фанат оригинала, режиссер Сюхэй Ябута обещает перенести историю Торфинна целиком на малый экран — и поддерживает с Юкимурой очень тесные отношения. А что сам мангака думает о персонажах, порочном круге насилия и собственном росте? Для аниме-канала «Покебол с предсказанием» мы перевели интервью ANN, взятое у Макото Юкимуры во время Comic-Con San Diego, где он отвечает на эти вопросы.

— Тема отцовства важна не только для центральных персонажей, Торфинна и Кнуда, но и для многих других. Почему вы решили сосредоточиться именно на ней?

— Удивительно, но это всего лишь совпадение. Когда я начал работать над серией, я сосредоточился в основном на насилии и не особенно на отцовстве. Но когда я оглянулся на свою историю, то понял, что существует так много разных типов отношений, которые укладываются в понятие отцовства. Интересно, как так вышло. Это какой-то комплекс, который у меня есть, или тому есть психологическая причина? Понятия не имею.

— Почему так важно было противопоставить Торфинна и Кнуда? У обоих в жизни были отцы или отцовские фигуры, воспитаны они были по-разному — Рагнаром и Торсом.

— Вероятно, я понимал, что нужно будет думать не только о Торфинне. Что мне нужно будет сбалансировать свой образ мышления, особенно как рассказчику: найти отклик в главном герое, сродниться с ним действительно легко. Философия центрального персонажа, его мотивы становятся определяющими, именно что героическими. Я тоже начал чувствовать это влияние. Для баланса я и создал Кнуда. Это напоминание самому себе о том, что есть люди, которые думают иначе, чем я, что мир бывает очень разнообразным.

-2

— Еще одна тема, к которой обращается «Сага о Винланде», — месть, связанная с Торфинном, Эйнаром и Хильдой. В эпоху викингов месть была необходима для сохранения чести. По сюжету разорвать этот порочный круг социально обусловленной мести сложно — требуются годы, чтобы выйти из него. Как вы решили, насколько долгим будет путь прощения и исцеления для каждого персонажа?

— Выбор такой: написать историю, которая подпитывала бы насилие насилием, идеей «око за око», или же изобразить мир, где этому положен конец. Если бы мне пришлось выбирать между двумя путями развития истории, я бы определенно выбрал путь исцеления и прощения. Однако я признаю, что месть и насилие создают интересную драму внутри сюжета. Если бы я был хорошим рассказчиком, я бы, наверное, больше писал о насилии, чем о мести.

— Война — это тоже порочный круг. У Торкеля склонность к насилию настолько велика, что вы назвали его ребенком в глубине души. Почему вы решили не изображать его злым, а сделали весьма приятным персонажем?

— Есть две основные причины, по которым Торкелль вообще появился. Главная — я ненавижу насилие. Создавая жестокого персонажа, я автоматически делаю из него плохого парня. Часть меня при этом считает, что это несправедливо. Чтобы сохранить баланс, я создал привлекательного жестокого персонажа. Другая причина, по которой Торкель изображен как ребенок, в том, что, на мой взгляд, все склонные к насилию люди в конечном счете — просто дети. Я хочу показать, насколько инфантильна их тяга к жестокости, даже если речь о могущественном правителе страны или о ком-то, кто мыслит аналитически или тактически.

-3

— Ранее вы упоминали, что вам не нравится насилие. Сериал называется «Сага о Винланде», и в начале Лейф Эрикссон описывает Винланд как новый мир без войн и рабства. Что бы вы хотели сказать читателям, глубоко интересующимся именно насилием в манге?

— Если вам нравится история из-за её жестокого аспекта, то в какой-то момент я, вероятно, не смогу оправдать ваши ожидания. Если вы действительно хотите почитать о таких вещах, как насилие, вам следует обратить внимание на «Атаку титанов». Я правда слышу комментарии от фанатов о том, что им нравится прежний Торфинн. Мол, что с ним случилось? Он теперь только и делает, что занимается сельским хозяйством! Я слышу ваши жалобы, но в то же время ничего не могу с собой поделать. Извините.

— «Сага о Винланде» отличается тонким подходом к повествованию, затрагивающим важные темы для взрослеющих подростков. Многие люди начинают читать сёнэн-мангу именно в юные годы, и она может быть более жестокой, чем ваша. Какой бы урок вам хотелось, чтобы читатели извлекли из «Саги»?

— Даже если правительство прикажет мне идти на войну, я не захочу идти на войну. Даже если мне придется сесть за это в тюрьму. Я бы не хотел слушаться приказа и браться за оружие. Если бы все люди на этой планете мыслили одинаково — были против насилия, — у нас никогда бы не было войн; даже при угрозах со стороны правительства или власть предержащих. Я надеюсь, что в будущем молодое поколение разделит такого рода ценности, чтобы войн не было во всем мире. Это единственное желание, которое у меня есть. Я человек оптимистичный, и это единственная надежда, которую я хочу выразить в своей истории.

-4

— В этом году исполнится 24 года с тех пор, как вы дебютировали в манге — «Странниками» в 1999-м. Вы отмечали, что вам нравится видеть рост персонажей, а как вы оцениваете свой рост как мангаки?

— Думаю, у меня улучшился стиль. Когда я смотрю на старые работы, мне становится весьма неловко. Что касается навыков рассказчика — я горжусь тем, что у меня нашлось время, чтобы написать историю, для понимания которой тоже требуется время. В каком-то смысле, наверное, я стал более терпеливым. Не знаю, связано ли это с личностным ростом, или нет, но я стал более расслабленным.