Найти тему

Выпьем за любовь. За что на самом деле пьет девушка с картины Россетти

Чаша любви. Данте Габриэль Россетти. 1867 г.
Чаша любви. Данте Габриэль Россетти. 1867 г.

Это небольшое (66×45.7 см.) полотно называется "Чаша любви". Красивая молодая женщина с богато заплетенными каштановыми волосами и закутанная в темно-красное одеяние подносит к губам золотую чашу. Левой рукой она прижимает крышку чаши к груди. Ее взгляд мечтательно устремлен вдаль. Чаша украшена узором в форме сердец.

Натурщицей для картины стала Алекса Уайлдинг, хотя в том же году Россетти создал несколько акварельных копий этой картины, для них позировала Эллен Смит.

Тристан и Изольда. Джон Дункан. 1912
Тристан и Изольда. Джон Дункан. 1912

Едва ли не первая ассоциация, на которую намекают средневековые одежды девушки на картине, да и название самой картины - это легенда о Тристане и Изольде. Как известно, герои этой легенды выпили колдовское зелье, которое заставило их любить друг друга несмотря "на все преграды и напасти". Добрая половина девушек с чашами в творчестве прерафаэлитов - это Изольда.

Однако, чаша любви - это не только кубок с приворотным зельем, но и куртуазное развлечение средневековых пиров и празднеств. По правилам игры каждый из участвующих должен был выполнить задание: спеть песню, сложить стих, загадать загадку и т. д. Призом в таком турнире и становилась "чаша любви" - кубок с вином или иным напитком. Кроме того, подобный приз мог вручаться и женщинам, получавшим на пире местной «королевы любви и красоты». Возможно, девушка на картине счастливая победительница одного из таких турниров.

Чаша любви. Фрагмент. Данте Габриэль Россетти. 1867 г.
Чаша любви. Фрагмент. Данте Габриэль Россетти. 1867 г.

Кстати, на раме картины есть надпись:

Douce nuit et joyeux jour
A chevalier de bel amour
Сладки ночи и дни веселы
Для рыцаря чарующей любви

Источник этих строчек доподлинно не известен. Считается, что автор строчек сам Россетти, который написал их в пору увлечения артуровскими легендами.

Тем не менее, возможно эта надпись указывает на то, что девушка на картине произносит тост в честь своего возлюбленного, уходящего на войну или возвращающемся с нее. Такое предположение, кстати, роднит картину с работой другого прерафаэлита - Джона Уильяма Уотерхауса, у которого есть свою девушка с чашей - картина "Судьба".

Об этой работе у нас есть отдельная статья.

Судьба. Джон Уильям Уотерхаус. 1900 г.
Судьба. Джон Уильям Уотерхаус. 1900 г.

На заднем плане картины видна узорчатая скатерть и четыре латунные блюда. Покрытую скатертью стену за спиной девушки также обвивает плющ - традиционный символ верности, чьи листья по форме напоминают сердечки и перекликаются с узором, которым украшена чаша.

Изображения на латунных блюдах не четкие, но все же читаемые. Крайнее блюдо слева и второе справа украшены изображениями оленей - традиционный символ благородства и рыцарских побед. На втором блюде слева изображен библейский сюжет - Иисус Навин возвращается из Земли Обетованной с виноградной ветвью, а крайнее правое блюдо демонстрирует, как Адам и Ева едят запретный плод.

Чаша любви. Фрагмент. Данте Габриэль Россетти. 1867 г.
Чаша любви. Фрагмент. Данте Габриэль Россетти. 1867 г.

Выбранные для блюд сюжеты намекают нам на двойственность любви, которая может стать как землей обетованной, так и источником огромных мук, что, в принципе, перекликается с любой из трактовок картины.

Какая из трактовок кажется Вам более удачной?

Присоединяйтесь к нам в Telegram, чтобы быть всегда на связи https://t.me/the_last_romantics_brotherhood

Чаша любви. Акварельная копия. Данте Габриэль Россетти. 1867 г.
Чаша любви. Акварельная копия. Данте Габриэль Россетти. 1867 г.