Это небольшое (66×45.7 см.) полотно называется "Чаша любви". Красивая молодая женщина с богато заплетенными каштановыми волосами и закутанная в темно-красное одеяние подносит к губам золотую чашу. Левой рукой она прижимает крышку чаши к груди. Ее взгляд мечтательно устремлен вдаль. Чаша украшена узором в форме сердец.
Натурщицей для картины стала Алекса Уайлдинг, хотя в том же году Россетти создал несколько акварельных копий этой картины, для них позировала Эллен Смит.
Едва ли не первая ассоциация, на которую намекают средневековые одежды девушки на картине, да и название самой картины - это легенда о Тристане и Изольде. Как известно, герои этой легенды выпили колдовское зелье, которое заставило их любить друг друга несмотря "на все преграды и напасти". Добрая половина девушек с чашами в творчестве прерафаэлитов - это Изольда.
Однако, чаша любви - это не только кубок с приворотным зельем, но и куртуазное развлечение средневековых пиров и празднеств. По правилам игры каждый из участвующих должен был выполнить задание: спеть песню, сложить стих, загадать загадку и т. д. Призом в таком турнире и становилась "чаша любви" - кубок с вином или иным напитком. Кроме того, подобный приз мог вручаться и женщинам, получавшим на пире местной «королевы любви и красоты». Возможно, девушка на картине счастливая победительница одного из таких турниров.
Кстати, на раме картины есть надпись:
Douce nuit et joyeux jour
A chevalier de bel amour
Сладки ночи и дни веселы
Для рыцаря чарующей любви
Источник этих строчек доподлинно не известен. Считается, что автор строчек сам Россетти, который написал их в пору увлечения артуровскими легендами.
Тем не менее, возможно эта надпись указывает на то, что девушка на картине произносит тост в честь своего возлюбленного, уходящего на войну или возвращающемся с нее. Такое предположение, кстати, роднит картину с работой другого прерафаэлита - Джона Уильяма Уотерхауса, у которого есть свою девушка с чашей - картина "Судьба".
Об этой работе у нас есть отдельная статья.
На заднем плане картины видна узорчатая скатерть и четыре латунные блюда. Покрытую скатертью стену за спиной девушки также обвивает плющ - традиционный символ верности, чьи листья по форме напоминают сердечки и перекликаются с узором, которым украшена чаша.
Изображения на латунных блюдах не четкие, но все же читаемые. Крайнее блюдо слева и второе справа украшены изображениями оленей - традиционный символ благородства и рыцарских побед. На втором блюде слева изображен библейский сюжет - Иисус Навин возвращается из Земли Обетованной с виноградной ветвью, а крайнее правое блюдо демонстрирует, как Адам и Ева едят запретный плод.
Выбранные для блюд сюжеты намекают нам на двойственность любви, которая может стать как землей обетованной, так и источником огромных мук, что, в принципе, перекликается с любой из трактовок картины.
Какая из трактовок кажется Вам более удачной?
Присоединяйтесь к нам в Telegram, чтобы быть всегда на связи https://t.me/the_last_romantics_brotherhood