Продолжаю серию небольших заметок про Героев Советского союза и полных кавалеров ордена Славы, судьба и биография которых так или иначе связана с Норильском (увы, с Норильлагом и ГОРЛАГом тоже).
Наш сегодняшний герой Новиков Константин Афанасьевич – летчик-истребитель, гвардии капитан, Герой Советского Союза.
Довоенная биография Константина Новикова очень типична для предвоенных лет - родился в деревне, школа-семилетка, автозавод, аэроклуб, военное авиаучилище:
Родился 6 августа 1919 года в селе Орлово-Медвежье Медвежинской волости Ливенского уезда Орловской губернии (ныне село Медвежье Краснозоренского района Орловской области). Русский. В 1934 году окончил 7 классов школы. С 1934 года жил в Москве. В 1935-1936 годах работал слесарем на строительстве метро, в 1936-1937 – слесарем на автомобильном заводе имени И.В. Сталина, в 1938-1939 – слесарем на Московском лакокрасочном заводе. В 1937 году окончил Центральный аэроклуб (Тушино).
В армии с сентября 1939 года. До января 1940 года обучался в Борисоглебской военной авиационной школе лётчиков. В сентябре 1940 года окончил Серпуховскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком в штурмовом и истребительном авиаполках (в Западном особом военном округе).
Военная биография Константина Афанасьевича яркая и насыщенная - в действующей армии с июня 1941 года, участвовал в битве за Кавказ, освобождении Северного Кавказа, Курской битве, Белгородско-Харьковской, Сумско-Прилукской, Киевской, Ровно-Луцкой, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Верхнесилезской, Берлинской и Пражской операциях, совершил около 500 боевых вылетов, лично сбил тараном самолёт-корректировщик FW-189, кроме него сбил лично ещё около 30 самолётов и около 10 - в группе, ранен один раз тяжело и три раза легко, летал на истребителях И-16, Як-1, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7.
О Константине Афанасьевиче и его боевых делах писали в газетах.
Из армии Константин Новиков демобилизовался в звании гвардии капитана уже в августе 1945 года. А вот послевоенная биография героя слишком напоминает движение по нисходящей, причем совершенно без видимых причин...
В 1945—1947 Константин Новиков лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института (город Жуковский Московской области), Участвовал в проведении нескольких испытательных работ по тематике института. К этому периоду относится интересный эпизод, высоко характеризующий героя - в одном из биографических очерков есть упоминание о том, что в 1947 году Новиков на личные сбережения приобрёл две грузовые машины ЗИС-5 и передал их колхозникам!
Далее, судя по эпизодам биографии, Новикова как будто специально отсылали летать всё дальше и дальше от Москвы: в 1948-1949 гг. - лётчик транспортного отряда авиационного завода № 64 (город Воронеж), в 1950-1952 гг. работал лётчиком в Игаркской авиационной группе Полярной авиации, наконец окончание летной карьеры, ставшее его норильским эпизодом:
в 1952-1953 гг. был лётчиком на Норильском комбинате
Скорее всего, Константин Новиков в это время был лётчиком авиаотряда Норильского комбината ГУ ЛГМП НКВД (Авиаотряд Норильстроя НКВД, Отдельный авиаотряд Норильского комбината МВД СССР), существовавшего в 1939–1955 годах.
Гидросамолет Г-1 № Х-299 авиаотряда Норильского комбината, предположительно, на одном из норильских озер. Фото 1943 года.
Сохранился любопытный документальный отзыв 1944 года о положении дел в этом авиаотряде:
Из Акта обследования Енисейской авиагруппы инспектором по безопасности полетов УПА ГУСМП Е.Д. Филипцевым от 12.08.1944 г.:
«О работе авиации Норильского комбината.
Самолеты авиации Норильского комбината при полетах Дудинка – Красноярск – Дудинка базируются в аэропортах Енисейской авиагруппы. Во время полетов и нахождения в аэропортах авиагруппы пилоты совершенно не подчиняются существующим правилам и демонстративно их игнорируют, ссылаясь на то, что они авиация особого типа и у них свое начальство. Полеты без связи с аэропортом, прилеты без предупреждения, вылеты без разрешения и без погоды, большая перегрузка самолетов и другие нарушения в летной работе определяют стиль работы авиации Норильстроя. Летный состав летает с просроченными пилотскими свидетельствами, а среди бортмехаников летают лица, отбывавшие наказание.
Подобные нарушения вносят дезорганизацию в работу аэропортов
и разлагающе действуют на пилотов Енисейской авиагруппы».
Неожиданно в книге летчика Веселовского Б.В. Скрытая биография. — М.: Воениздат 1996 отыскалось очень важное упоминание о норильском эпизоде биографии Константина Новикова:
К нам, авиаторам, несколько раз приходил из города бывший летчик-истребитель Герой Советского Союза Константин Новиков. Судьба привела его в Норильск из Москвы, где он ранее работал летчиком-испытателем на авиазаводе. Там произошел конфликт с руководством летно-испытательной службы, его уволили, и Костя собирался устроиться пилотом в норильском аэропорту Надежда. Оказалось, Костя Новиков был на фронте в составе полка, в котором летал Алексей Маресьев, тоже мой однокашник. Он уже был известен по книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Во время таких встреч в конторке Кости Шарова мы вспоминали минувшие дни и боевые дела. Иногда из города Новиков приносил бутылку спиртного. Тогда поминали тех, кто не вернулся, и себе желали счастливого будущего.
В биографиях героя пишут, что завершению лётной карьеры Новикова способствовали серьезные последствия боевых ранений летчика (напомню - одно тяжёлое и три лёгких), однако следующим эпизодом биографии Константина Новикова была работа в 1953-1954 годах молотобойцем Колбинского леспромхоза (Манский район Красноярского края) - согласитесь, не самая лёгкая работа, требующая определенных здоровья и физической силы... Далее в биографии уже бывшего летчика новый резкий поворот - он возвращается в Москву и с марта 1954 устраивается работать грузчиком. 15 июня 1957 года в отделе ЗАГС Щербаковского района заключил брак с Чиняковой Анастасией Ивановной. Складывается субъективное впечатление, что Константин Новиков вернулся в Москву безо всякого приглашения, желая устранить некую несправедливость, по которой ему пришлось работать всё дальше и дальше от Москвы... Как бы там ни было, не дожив и до сорока лет, Герой Советского Союза Новиков Константин Афанасьевич умер 9 сентября 1958 года. Похоронен на Пятницком кладбище.
ОГЛАВЛЕНИЕ КАНАЛА severok1979 ЗА 2019-2023 ГОДЫ:
Полное оглавление канала severok1979 за 2019 год
Полное оглавление канала severok1979 за 2020 год
Полное оглавление канала severok1979 за 2021 год