Силы противников
Истребители
У немцев основными истребителями были:
- Мессершмитт Bf 109
- Мессершмитт Bf.110
У англичан:
- Hurricane Mk I
- Spitfire Mk I
У немецких самолетов была выше скороподьемность. Также скорость на "мессере" была до 650 км/час. А у "Харрикейна" до 500 км/час.
Цикл статей о Западноевропейском театре военных действий Второй мировой войны
Bf.109 использовался и в качестве истребителя-бомбардировщика, что увеличивало его боевые возможности. Поэтому его использовали чаще чем "Штуку" - Junkers Ju 87, который не мог противостоять истребителям.
Из-за недостатка техники против немецких налетов использовались британские двухместные истребители Дефайнт. Его технической особенностью было то, что пилот управлял самолетом, а для воздушного боя имелся стрелок в кабинке.
Эта концепция считалась устаревшей, и Дифайнты вместе с малоэффективными бомбардировщиками Fairey Battle предлагалось снять с вооружения. А дефицитные моторы "Мерлин" с них установить на другие самолеты. Но они провоевали практически до конца войны.
Англичане - те, ещё консерваторы!
Тактика немецких истребителей
Немцы применяли свободные пары истребителей - ведущего и ведомого. Это был принцип, который впервые применил еще немецкий ас Первой мировой войны - Освальд Бёльке. Эту же тактику применяли ВВС Финляндии во время советского-финского конфликта. Во время Гражданской войны в Испании немецкий летчик-ас Вернер Мёльдерс отточил эту тактику до совершенства в боях с советскими и республиканскими летчиками. Благодаря ей он был первым, кто сбил более 100 самолетов противника.
В боях ведущий вел воздушный бой, а ведомый прикрывал его. Поэтому немецкие летчики шутили, что те, кто получил награду за сбитые самолеты страдали болезнью горла - им часто приходилось кричать "Прикрой".
Бомбардировщики
Четырьмя основными немецкими бомбардировщиками были Heinkel He 111, Dornier Do 17, Junkers Ju 88 и пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 87.
В Королевских ВВС тремя основными типами средних бомбардировщиков были Armstrong Whitworth Whitley, Handley-Page Hampden и Vickers Wellington. Британский скоростной лёгкий бомбардировщик Bristol Blenheim был самым многочисленным и использовался в любое время дня и ночи, в любую погоду.
Также использовался одномоторный цельнометаллический лёгкий бомбардировщик Fairey Battle. Но лётчики не любили его за то, что он медленный, ограниченный в радиусе действия и подвержен зенитному огню. В вылетах нес потери свыше 50 %.
Экспедиционный авиационный корпус ВВС Королевства Италия
В битве за Британию принимал участие итальянский воздушный корпус под командованием выходца с французской Корсики генерала ВВС Королевства Италии Рино Корсо Фужьером. Корпус был сформирован 10 сентября из семи десятка бомбардировщиков Fiat BR.20 Cicogna и почти сотни истребителей прикрытия Fiat CR.42 и Fiat G.50. Также в него входила 172-я разведывательная эскадрилья с пятью самолётами CANT Z.1007bis.
29 октября итальянцы совершили без потерь первый дневной налёт на город-порт в графстве Кент - Рамсгейт. Но уже во время следующего налёта 11 ноября на важнейший город-порт Гарвич итальянцы понесли тяжелые потери в три сбитых бомбардировщика и три истребителя, вынужденных сесть на британской территории.
В последний дневной налет итальянцы слетали 23 ноября. После этого их использовали только во время ночных налётов.
Статьи канала "История и культура Евразии" за ноябрь 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы