Найти в Дзене
История и культура Евразии

Кто первым в Евразии оседлал коня - Ботайцы

В 1980 году около села Никольское Айыртауского района Северо-Казахстанской области в местности, называемой местными "Скотомогильник" (поэтому ее не трогали) археологическая экспедиция Виктора Зайберта нашла городище. Названо оно было по близлежащему селу Ботай - Ботайским.

Бота́йская культура — археологическая культура энеолита, существовавшая в 3700—3100 годах до н. э. на севере Казахстана (Акмолинская область). Открыто около 20 поселений вдоль степных рек Иманбурлык, Терсаккан, Тобол, Тургай, Убаган, Чаглинка
Бота́йская культура — археологическая культура энеолита, существовавшая в 3700—3100 годах до н. э. на севере Казахстана (Акмолинская область). Открыто около 20 поселений вдоль степных рек Иманбурлык, Терсаккан, Тобол, Тургай, Убаган, Чаглинка

Датировка Ботайского городища была определена 4 тысячелетием до нашей эры.

Ботайская культура является своеобразным переходным пластом нового каменного века (неолит) рыбаков и охотников и новой сообщностью охотников на лошадей.

Эти охотники примерно 5,5 тысячелетий назад смогли одомашнить лошадь.

  • По данным палеогенетиков лошади Пржевальского являются одичавшими потомками ботайских лошадей, а современные породы домашних лошадей имеют лишь 2,7 % примеси от лошадей из Ботая. Таким образом, современные лошади были одомашнены в других центрах. При этом ботайцы, владея навыками приручения лошадей, не вели направленную селекцию, позволяя скрещиваться с дикими сородичами - Википедия
Ло́шадь Пржева́льского (лат. Equus przewalskii caballus, лат. Equus ferus przewalskii) — вид или подвид дикой лошади, обитающий в Азии.
Ло́шадь Пржева́льского (лат. Equus przewalskii caballus, лат. Equus ferus przewalskii) — вид или подвид дикой лошади, обитающий в Азии.

При этом сами Ботайцы принадлежали к разным антропологическим типам. Это были монголоиды, европеоиды, представители средиземноморской расы, и даже экваториальной расы.

Также были получены данные о том, что антропологически отдельные представители Ботайцев имеют схожесть с типами погребений североамериканских индейцев.

То есть, возможно в Батае был своеобразный хаб, где скапливались люди различных рас, осваивавшие здесь какое-то ремесло - скажем коневодство. И освоив здесь коневодство они уходили к своим расам, чтобы использовать эти знания на родине.

-3

Население Ботайского городища было оседлым и занималось домашними промыслами и хозяйством. Они строили жилища полуземлянного типа, со стенами из глины, скреплявшаяся костями животных.

Это опровергает теорию о том, что северные казахские степи были проходным двором Евразии. Наоборот, именно здесь были постоянные поселения, которые служили определенным центром новаций, откуда уже знания о коневодстве, земледелии, строительству жилищ распространялись по всей лесостепной Евразии.

Читайте в блоге: Общие корни чувашей и татар

Подписывайтесь на канал: здесь пишут об истории и культуре народов Евразии, отделяя зёрна от плевел. Автор статей - не профессиональный историк, стремящийся узнать о причинах происходящего из источников, а не домыслов. А если поставите лайк, то новые материалы канала будут у вас в ленте. Поставив дизлайк вы также сделаете хорошо, так как мои статьи вам показываться не будут.