Манипуляции окружают нас на работе, деловых переговорах, в личных отношениях. Словом, везде. Но никто не хочет быть марионеткой. Расскажу о самых популярных манипуляциях и объясню, как не позволить управлять собой и своими решениями.
Манипуляция и влияние
Это схожие понятия. Но у них есть существенная разница. Влияние важно отличать от манипуляции, чтобы правильно реагировать на слова и действия оппонента:
- В первом случае человек старается улучшить вашу жизнь, пытаясь воздействовать на ваши поступки и решения.
- Во втором – речь всегда идет про выгоду. То есть манипулятор добивается, чтобы вы поступили так, как удобно ему. При этом он не берет во внимание ваши интересы и желания.
Часто к нам применяют 2 коварные манипуляции.
Обесценивание
У каждого есть собственная система ценностей. При обесценивании манипулятор жестко вторгается в нее, диктуя свои порядки и условия.
Рассказываю о случае из моей жизни.
В комментариях мне написали: «Игорь, а вы же занимаетесь инфоцыганством». Этими словами человек пытается обесценить мою работу, как бы намекает, что я обманываю людей и ничего полезного не делаю.
Основная цель такого манипулятивного приема – «опустить» вас и поднять свою цену. В продажах это делается, чтобы купить дешевле или, наоборот, продать дороже.
К примеру, я продавал велосипед. Он был качественный, все в нем работало идеально. Я связался с перекупщиком. И тот с ходу начал: «Ой, а колеса такие сейчас никому не нужны» и так далее. Я даже не стал продолжать общение.
Подобными методами пользуются на работе и в семье. «И это все, на что ты способен», «Я думала, ты можешь лучше»... Такие фразы сводят к нулю старания и работу человека.
Манипуляциям можно и нужно сопротивляться.
Снова пример из жизни. Я продавал квартиру. Один из потенциальных покупателей начал говорить: «Стены не те, ремонт несовременный…». Я сразу понял, что он пытается сбить цену. Поэтому ответил просто: «В таком случае я не буду продавать вам квартиру».
У человека шок, он замешкался: «Как так?! Я же клиент!». И дальше уже попал в невыгодную позицию и сам начал уговаривать меня продать ему недвижимость. Чувствуете, как поменялась ситуация? Мне больше не нужно было прилагать усилия, чтобы заключить сделку.
Комплименты
Это обратный прием, когда человека пытаются подвести к определенному решению при помощи лести. Ведь люди смягчаются, когда слышат что-то приятное. Они как мышки из сказки идут за дудочкой.
«Только ты можешь сделать…», «Вы такой профессионал…», «Ты у меня добытчик…». Ловушка в том, что после таких фраз, как правило, следует просьба: «Ты так хорошо делаешь эту работу, поэтому выйдешь в субботу».
Причем, друзья, любой подобный комплимент сводится к навешиванию ярлыков. И человек стремится соответствовать им.
Бывший президент Египта Анвар Садат был мастером ярлыков.
Например, на деловых переговорах он часто произносил: «Вы человек, с которым легко договориться». И все, оппонент после этого начинает примерять роль, которую ему навязали.
Я тоже использую подобное в работе. Например, с менеджерами разговариваю так: «Давайте говорить как два руководителя». То есть я стираю границу в отношениях босс-сотрудник и возвышаю человека.
Такое очень полезно, когда приходится принимать непопулярное решение.
Как избежать этой манипуляции? Следуйте своей цели, ведь никто не имеет права навешивать на вас ярлыки. Когда слышите комплимент, задумайтесь: человек говорит это искренне или преследует выгоду?
Друзья, я точно знаю, что не стал бы основателем собственной Академии и не смог бы добиться того, что имею сейчас, без навыков ведения переговоров с разными людьми. И я рад, когда мои советы помогают другим. Именно поэтому постоянно делюсь опытом.
Уже скоро пройдет бесплатный 3-дневный онлайн-интенсив «Переговоры на каждый день», на котором вы сможете получить инструментарий из простых и эффективных приемов для победы в бытовых и деловых переговорах. Я приглашаю на интенсив:
- всех, кто хочет взаимопонимания и спокойствия в семье и в общении с детьми и пожилыми родителями;
- людей, которые в своей работе часто сталкиваются с конфликтными ситуациями, грубостью и хамством;
- руководителей, которым важно уметь договариваться с подчиненными;
- предпринимателей, которым нужно вести переговоры, чтобы продвигать свой бизнес.
Вас ждут интересные и полезные уроки и приятные бонусы. Регистрируйтесь.
Читайте еще:
Как противостоять грубой манипуляции, при помощи которой вас выводят из равновесия
Почему ваши знания не работают? Спойлер: дам важный совет управленцам
Как правильная подготовка к переговорам помогла мне сохранить 1,5 млн долларов