В обществе, где остается все меньше доверия к информации, окружающим, очень важно уметь разбираться в людях. Как «прочитать» собеседника, понять, кто он, и подобрать к нему правильный подход? Это важно понимать как при построении рабочих, так и при налаживании личных отношений. У меня есть несколько советов, которые помогут научиться читать человека.
Избавьтесь от стереотипного мышления
Мы уже разбирали, как важно создать положительный имидж с момента знакомства. Мы часто делаем ошибочные выводы исходя из внешности собеседника. Но чтобы объективно оценить, понять человека, нужно избавиться от стереотипов в мышлении. То есть не доверять своей первой реакции.
Например, нам не понравилось, как собеседник одет – и тут же записываем его в «нищеброды». Или, наоборот, одет отлично, у него кожаный портфельчик и очки с толстыми линзами. Нам и здесь «все ясно» – это «ботан». Или у оппонента слегка «помятое» лицо и заспанный вид. Возможно, он всю ночь работал или просто не мог уснуть из-за головной боли. А мы думаем – понятно, всю ночь пил.
Помните актера Георгия Вицина? Исходя из его ролей, многие считали его алкашом. А он никогда не пил!
Чтобы не делать подобных ошибок, не домысливать в худшую сторону, не спешите с выводами. Бывает, только увидим человека, сразу говорим: «О, я хорошо знаю этот типаж, с такими лучше не связываться».
Вы не прочитали человека, просто получили сигнал из участка мозга и доверились стереотипному мышлению. А оно часто бывает ошибочным. Поэтому я рекомендую – скажите своей первой реакции «стоп». Составить мнение о человеке можно только в процессе общения, по разным признакам, о которых расскажу дальше.
Учитесь считывать сигналы
Понять собеседника помогают невольные посылы, которые он подает нам в процессе общения. Эти сигналы бывают вербальными, которые передаются речью, и невербальными, выражающимися жестами, мимикой, позами.
Если вы хотите «раскусить» человека, не следует пренебрегать ни первыми, ни вторыми. Важно, как то, что он говорит, так и то, как, каким тоном, с какой мимикой, жестами он доносит свою мысль.
Вербальные маркеры общения
Особенности личности можно определить при помощи вербальных маркеров, то есть голоса и речи:
1. Позиция влияния, доминанты, властителя. Собеседник использует нарративы долженствования: «вы должны», «ваша обязанность». Торопит: «как можно быстрее», «срочно».
2. Потребность безопасности. Человек демонстрирует неуверенность, сомнение. Просит привести доводы, обоснования: «ну, я не знаю, как-то сомнительно» и т.п.
3. Позиция охотника. Человек горит желанием немедленно заняться делом: «давайте приступим к подготовке» и тому подобные сигналы.
4. Потребность в группе. Призывает организоваться, сообща что-то обсудить или сделать: «давайте всех соберем, подумаем».
Далее рассмотрим, как эти же особенности подчеркивают позы, взгляды и жесты.
Невербальные сигналы
Обращайте внимание на позы. Если человек вальяжно развалился в кресле, небрежно закинув ногу за ногу, это свидетельствует о потребности доминировать. К нему нужно подбирать ключик с позиции преданного, но решительного партнера.
Поза согнутого над стулом буквой С. Характерна для людей с потребностью безопасности. Таких не стоит продавливать, прессовать. К ним нужен очень мягкий подход, а тон разговора – вызывающий доверие.
«Живчикам», которые бегают по кабинету, нетерпеливо потирая руки и подстрекая всех заработать как можно больше денег, можно сразу предлагать схему сотрудничества. Если вы уверены в их надежности.
Проверить надежность за несколько минут или часов общения невозможно. Иногда доверие формируется годами. Но есть такой сигнал, как взгляд, по которому можно хотя бы интуитивно определить истинные мотивы собеседника.
О чем говорит взгляд
Если у человека прямой, уверенный взгляд «глаза в глаза», это также косвенный признак властителя. Он ничего не боится, так как считает, что у него все под контролем. В том числе, собеседники. Поэтому от него можно ожидать манипуляций, давления и даже абьюза.
Человека с потупленным взглядом необязательно воспринимать как робкого. Просто на данный момент у него потребность безопасности. «Не трогайте меня, у меня все хорошо, все есть, не надо ничего предлагать». Понятно, что заключить сделку с человеком в такой позиции вряд ли удастся.
Наконец, собеседник с живым или, как говорят, горящим взглядом. Он проявляет нетерпение, потребность в охоте – «давайте сделаем, закупим, предложим». А значит, ему можно сразу обозначить задачи и начать сотрудничать.
Вот лишь небольшая часть информации о том, как объективно «читать» людей. А разбираться в этом необходимо, чтобы подбирать подход, оказывать влияние. То есть, не будем скрывать истинных мотивов, вовлекать в игру по нашим правилам.
Чтобы узнать еще больше способов разбираться в людях, регистрируйтесь на мой бесплатный мастер-класс. И, как всегда, жду ваших комментариев по теме статьи.
Читайте еще: