Великий храм пророка Иезекииля и вселенский шатер пророка Исаии

201 прочитал

В первых публикациях канала уже отмечалось, что небесные образы и видения, представленные в книге Откровение, раскрывают в новозаветном смысле самые сложные для разумения библейские свидетельства, — а одним из самых загадочных эпизодов ветхозаветных писаний являются «храмовые» видения пророка Иезекииля (Иез.40 – Иез.47), где представлены два разных храма, первый из которых является рукотворным, и соответствует ветхозаветным временам, а второй прорисовывает скинию, соответствующую тем духовным реалиям, которые будут явлены вселенной вместе с грядущим Совершенным Заветом.

Реконструкция Иерусалима и храма Ирода (второго храма). Джеймс Тиссо
Реконструкция Иерусалима и храма Ирода (второго храма). Джеймс Тиссо

Так, у первого из храмов, показанных пророку Иезекиилю, предел «Святое святых» имеет размер двадцать локтей в длину на двадцать в ширину (Иез.41:4), что в точности соответствует устройству походной скинии Моисея и рукотворного храма в Иерусалиме. И хотя соответствующий этим размерам храм Соломона во времена видений Иезекииля был обречен на разрушение, — по возвращении народа из вавилонского плена такой храм должен был быть восстановлен (на время) на том же месте по «ветхозаветным» принципам и схемам (т.е. по тем образам, которые были показаны Моисею на горе Синай, воплощены в камне Давидом и Соломоном, а перед вавилонским пленом подтверждены в «храмовых» видениях пророку Иезекиилю).

При этом во «втором храме», явленном Иезекиилю, предел «Святое Святых» занимает всю вершину горы Сион, — и даже то пространство, которое находится вокруг него:

Вот закон храма: на вершине горы все пространство его вокруг - Святое Святых; вот закон храма! (Иез.43:12)

Соответственно, и общие габариты этого «великого мессианского храма» разительно отличаются от размеров рукотворных строений на Храмовой горе в буквальном Иерусалиме.

Так, например, если в скинии Первого Завета все измерялось в «десятках локтей» (10 локтей это около 5 метров), — то в отношении «второго храма Иезекииля» речь идет о десятках тысяч тростей (а одна тысяча тростей это более 3 километров), сравн.:

Когда будете по жребию делить землю на уделы, тогда отделите священный участок Господу в двадцать пять тысяч [тростей] длины и десять тысяч ширины; да будет свято это место во всем объеме своем, кругом. От него к святилищу отойдет четырехугольник по пятисот [тростей] кругом, и кругом него площадь в пятьдесят локтей. Из этой меры отмерь двадцать пять тысяч [тростей] в длину и десять тысяч в ширину, где будет находиться святилище, Святое Святых (Иез.45:1-3)

Что касается духовных различий между «малым» и «великим» храмами из видений Иезекииля, — эти различия намного более существенны, чем разница в их «линейных» размерах. Ведь в грядущем «великом храме» пророк Иезекииль видит величайшую святыню мироздания, то есть Престол Божий, на котором не символически, а буквально восседает Сам Господь в облачении Своей Истинной Славы (Иез.43:2-7, сравн. – Мф.23:22).

Более того, о грядущем мессианском храме свидетельствует и пророк Исаия, когда представляет гору Сион особой «духовной возвышенностью», где в свое время будет явлен Божественный «покров» и «шатер», осеняющий все, что почитается в Церкви как святое и как святыня (само слово «скиния», греч. σκηνή, в буквальном смысле обозначает «шатер» или «палатку»):

Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня. И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров. И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя (Ис.4:3-6)

То есть и пророк Иезекииль, и пророк Исаия в разных по форме, но единых по смыслу свидетельствах возвещают времена и события, когда на горе Сион будет устроено совершенно особенное святилище вселенского масштаба и беспрецедентного «уровня святости», прославленное не словесными установлениями, а нахождением там Божественного Престола и священнодействием в нем Самого Господа (т.е. Сам Господь будет Первосвященником этого святилища, и будет пребывать в нем постоянно, и дарует входящим в это святилище вечное непреходящее искупление, сравн. – Лев.16:32-34, Евр.8:1-2, Евр.9:6-12).

Кроме того, согласно свидетельствам ветхозаветных пророков во времена этого святилища все рожденные от горы Сион (т.е. новозаветные собрания Церкви Христовой) будут иметь над собой небесный покров (шатер, скинию), — а «духовное странствование» земных христианских собраний будет сопровождаться чудесными событиями, явленными народу Израиля при переходе Синайской пустыни (Ис.4:5-6, сравн. – Исх.13:21, 1 Пет.1:17, Откр.12:6).

А поскольку утверждение во вселенной нерукотворной скинии такой значимости и такого духовного масштаба должно было потрясти все уровни мироздания, — одним из самых очевидных знамений тех глобальных перемен, которые преобразили все видимое и невидимое мироустройство, стали удивительные вселенские катаклизмы, связанные с ключевыми новозаветными событиями. Так, например, евангелисты свидетельствуют о том, что при Распятии Христа на небе померкло солнце («…и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце», Лк.23:44-45, то же в Мф.27:45), — а земля потряслась до самых оснований («…и земля потряслась, и камни расселись», Мф.27:51, сравн. – 2 Цар.22:8, Пс.17:8).

Что касается «храмовых» образов вселенской духовной реальности, — новозаветное преображение мироздания моментально отразилось и на видимом образе этой невидимой реальности, то есть на рукотворном храме в Иерусалиме.

(Здесь можно пояснить, что в ветхозаветные времена в этом храме было два предела, называемые «святое» и «Святое святых», которые были разделены плотной сплошной завесой. Причем вход за завесу, в предел «Святое святых», где до времени на месте величайшей святыни находился рукотворный ковчег завета, был разрешен лишь однажды в год, — и только первосвященнику из череды Аарона.

Однако при разрушении храма Соломона рукотворный ковчег завета был утрачен, и далее уже не упоминается, — а в событиях Нового Завета разделяющая пределы завеса «раздралась», как сказано, «надвое, сверху донизу», Мф.27:51, Лк.23:45, что возвестило перемены, выходящие далеко за рамки правил «отбора» священства, уставов богослужения и других ритуальных установлений, Евр.7:12, и отразило изменения, совершившиеся на самом глубоком, основополагающем уровне духовной архитектуры мироздания)

Более того, новозаветные священные тексты свидетельствуют о том, что по Воскресении Христа «гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли», причем воскресшие святые вошли вслед за Спасителем «во святой град», т.е. в самое небо (Мф.27:52-53, Евр.12:22), — а подобное событие для времен и реалий Ветхого Завета было попросту немыслимо.

Так, например, современник и ученик ап. Иоанна Богослова свщмч. Игнатий Богоносец в главе XIX своего «Послания к Ефесянам» в немногих словах возносит смыслы и масштабы совершившихся новозаветных перемен на запредельный для ветхозаветного богословия уровень:

С этого времени стала упадать всякая магия, и все узы зла разрываться, неведение проходить, и древнее царство распадаться: так как Бог явился по-человечески для обновления вечной жизни, и получало начало то, что было приготовлено у Бога. С этого времени все было в колебании, так как дело шло о разрушении смерти

Соответственно, и завершившее все эти потрясения разрушение римлянами рукотворного иерусалимского храма следует воспринимать не «исторической частностью», ограниченной временами Первой иудейской войны и отдельным храмовым строением, — но вселенским новозаветным знамением, возвещающим миру, что прежнее мироустройство окончательно пало (сравн. – «…еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния», Евр.9:8) и уступило место рожденной во Христе новой духовной реальности, центром и сосредоточением которой является утвержденная и освященная Спасителем Небесная скиния Нового Совершенного Завета.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: О главном «храмовом» свидетельстве книги Откровение

Предыдущая статья: О пророческих смыслах рукотворной скинии Моисея

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #два храма в видениях Иезекииля, Иез.40, Иез.48 #что означает и где строится храм Иезекииля #покров шатер скиния исполнение пророчеств, Исаия 4:3-6