Найти в Дзене
Мир глазами историка

A self-made man Сталин

Фотография Иосифа Джугашвили примерно 1902 года, раскрашенная в наши дни. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Фотография Иосифа Джугашвили примерно 1902 года, раскрашенная в наши дни. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

Справка: a self-made man на русский язык можно перевести как человек, сделавший себя сам.

Самый противоречивый и вызывающий больше всего мистификаций период в биографии советского вождя — это его детство и юность. Больше всего загадок подлинных и мнимых связано с его происхождением. Пожалуй, самой абсурдной была версия о том, что подлинным отцом Иосифа Сталина был знаменитый русский путешественник Николай Михайлович Пржевальский. Некоторые "исследователи" даже находили отчётливые черты сходства у обоих. Писатель Алесь Адамович ещё в советские времена своему книжному Сталину вложил в голову "прозрение", что он родился от связи его матери, тогда молодой служанки в доме наместника в Тифлисе, с российским императором Александром III. Но эта фантазия не тянет даже на версию.

Экзотику оставим в стороне и попробуем обратиться к историческим источникам, достоверность которых всё-таки выше, чем фантазии на тему детства и юности лидера одной величайших стран мира.

Один из таких источников — воспоминания матери Сталина Екатерины Георгиевны Джугашвили (Геладзе), которые были записаны местными журналистами на грузинском языке в 1935 году, за 2 года до её смерти и за несколько месяцев до приезда Сталина в гости к матери. Конечно, требовать абсолютной объективности от матери хоть вождя "прогрессивного человечества", хоть самого рядового обывателя невозможно. Мать есть мать. Но в опубликованной в конце 1940-х годов биографии И. В. Сталина про его детство не сказано почти ничего.

Сталин (Джугашвили), Иосиф Виссарионович, родился 21 декабря 1879 года в городе Гори, Тифлисской губернии. Отец его — Виссарион Иванович, по национальности грузин, происходил из крестьян села Диди-Лило, Тифлисской губернии, по профессии сапожник, впоследствии рабочий обувной фабрики Адельханова в Тифлисе. Мать — Екатерина Георгиевна — из семьи крепостного крестьянина Геладзе села Гамбаурели.
Осенью 1888 года Сталин поступил в Горийское духовное училище. В 1894 году Сталин окончил училище и поступил в том же году в Тифлисскую православную духовную семинарию.

Про начало взрослой жизни:

Господствовавший в семинарии иезуитский режим вызывал у Сталина бурный протест, питал и усиливал в нём революционные настроения. Пятнадцатилетний Сталин становится революционером.

И дальше:

В 1896 — 1897 годах Сталин стоит во главе марксистских кружков семинарии. В августе 1898 года он и формально вступает в тифлисскую организацию Российской социал-демократической рабочей партии. Сталин становится членом группы "Месаме-даси" — первой грузинской социал-демократической организации, сыгравшей в 1893 — 1898 годах известную положительную роль в деле распространения идей марксизма.

И это всё, что написано про детство и юность. Впрочем, и в других официальных публикациях того времени информации не больше. Например, в "Кратком философском словаре" (1952):

И. В. Сталин родился 21 декабря 1879 г. в городе Гори, Тифлисской губернии. Отец его происходил из крестьян, по профессии сапожник, впоследствии — рабочий обувной фабрики в Тифлисе. Свое образование И. В. Сталин получил вначале в Горийском духовном училище; по окончании его (в 1894 г.) поступил в духовную семинарию в Тифлисе. В революционное движение И. В. Сталин вступил с 15-летнего возраста, связавшись с подпольными группами русских марксистов, проживавших в Закавказье; в 1898 г. стал членом тифлисской организации РСДРП. В группе «Месаме-даси» — первой грузинской социал-демократической организации — И. В, Сталин вместе с В. 3. Кецховели и А. Г, Цулукидзе составили руководящее ядро революционного марксистского меньшинства и противостояли оппортунистическому большинству этой организации.

И это всё на массив в 7 с половиной страниц чрезвычайно убористого текста.

Родители Сталина Екатерина (Кеке) и Виссарион (Бесо) Джугашвили. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Родители Сталина Екатерина (Кеке) и Виссарион (Бесо) Джугашвили. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

Итак, возвращаясь к интервью, взятому у матери Сталина И. В. Джугашвили в 1935 году. Иосиф Джугашвили (Сосо), будущий Сталин, был третьим ребёнком в семье, 2 его предыдущих брата умерли в младенчестве. И сам Сосо в раннем детстве был очень болезненным ребёнком. По-началу семья Джугашвили жила счастлива, хотя и весьма не богато.

Через год венцом нашего счастья стало рождение сына. Радость Бесо не имела границ. Крестины провели с большим размахом. Крестным отцом избрали Якоба Эгнаташвили (родственник матери Сталина — прим. автора). Кто бы мог подумать, что горе не за горами. Через два месяца первенца не стало. Бесо запил. Фундамент семейного счастья дал трещину. Спустя год родился второй сын. Крестным и на этот раз стал Якоб. По воле злого рока и этот малыш умер в младенчестве. Бесо чуть рассудка не лишился. Мать в поисках ответа на случившееся обошла всех ворожей, постоянно молилась, ставила свечи. Когда родился третий мальчуган, Бесо решил не искушать судьбу и поменять крестного. Якоб обиды не держал.

Невоздержанность в алкоголе его отца Виссариона (Бесо) Джугашвили постепенно превратилась в пьянство и алкоголизм. Соответственно и участие его в жизни сына становилось всё меньше.

Мою радость от выздоровления ребенка омрачало пагубное пристрастие мужа — он стал часто выпивать. Близкие нам люди старались удержать его. Все напрасно. Мольбы мои и матери он полностью вал. Пагубно влияли на него и покупатели. Исполнение каждого заказа отмечалось магарычом. Он и сам зазывал всех на чарку. Примерный семьянин на глазах превращался в выпивоху. Появилась дрожь в руках, ухудшилось качество работы. Он часто оставлял мастерскую на попечение подмастерья. Стал капризным, скандально непокорным.

Последний раз Виссарион Иванович всерьёз попытался вмешаться в образовательный и воспитательный процесс когда увёз Сосо с собой в Тбилиси, чтобы вместо освоения наук в духовном училище в Гори, чтобы приобщить его к ремеслу сапожника.

Самый весомый вклад в получение образования будущим вождём, а тогда просто способным мальчиком из бедной семьи, был, конечно, со стороны матери. Она искала возможность для поступления Иосифа в духовное училище, куда брали почти исключительно детей духовного сословия. Помог сельский священник Христофор Чарквиани, в доме которого Джугашвили снимали жильё. Он сказал, что Виссарион, отец Сосо, его дьякон. Мать Сталина мечтала о карьере церковного иерарха для сына.

Мы мечтали (мать и бабушка — прим. автора), чтобы он получил духовное образование. Перед глазами стояли торжественные встречи епископов, время от времени прибывавших сюда из Тбилиси. Шуршание риз, звон колоколов очаровывали. Вот и мы мечтали видеть Сосо епископом.

Екатерина Георгиевна была полна решимости на любые жертвы ради образования сына. Другим важнейшим человек в судьбе Иосифа Джугашвили был его крёстный отец Якоб Эгнаташвили. А вот родной отец Сосо Виссарион Иванович был категорически против получения сыном какого-либо другого образования, кроме ремесла сапожника. И здесь, думается, была немалая доля эгоизма со стороны Бесо Джугашвили.

Мы были счастливы, от души благодарили Христофора, а вот Бесо неистовствовал. Сосо в следующий класс перешел первым учеником, но отца это не радовало. Работу он совсем запустил. Бывший опытный подмастерье Дата Гаситашвили ушел от него и открыл свое дело. Мастерская осталась на попечении неопытного подмастерья Вано Хуцишвили. Но он годился лишь на роль мальчика для мелких поручений: помогать по хозяйству, носить воду, подметать двор. Семья выстояла благодаря помощи Якоба Эгнаташвили. Крестный ни в чем не отказывал. После потери троих детей он выстоял, у него родились другие. Мне было так неловко зависеть от него при живом муже.

Возможно, на то, что Иосиф был среди первейших учеников духовного училища, повлияло то, что начало учёбы для него было немногим позже, чем у других. Но зато желание учиться было вполне осознанным.

Да и как можно было отлучать сына от духовного училища! Он прекрасно учился, преподаватели в один голос хвалили его. Разве мать имела право лишать учебы такого одаренного ребенка в обмен на хорошие заработки будущего сапожника. Нет и нет. На полпути сына не брошу. Пока живу, не предам его, не возьму такой грех на душу.

После успешного окончания Горийского духовного училища не менее сложной задачей было поступить в духовную семинарию в Тбилиси (тогда фактически столица всего Кавказа). Екатерине Джугашвили пришлось с ещё большей настойчивостью найти ходатаев, чтобы её сына хотя бы допустили к экзаменам. Её дальняя родственница Като Касрадзе рассказала о Сосо Джугашвили жене влиятельного преподавателя семинарии священника Чагунава, а та уговорила мужа встретиться и поговорить с подростком. В результате священник взялся помочь.

Начались экзамены. Я очень волновалась. Чагунава внимательно следил за моим сыном. Через три дня Като сообщила, что сложнейшие предметы Сосо сдал так успешно, что руководство семинарии решило зачислить его на частичное государственное обеспечение. Мне предложили вернуться в Гори и позаботиться лишь о деньгах на оплату одежды семинариста. Я была на седьмом небе от счастья.
Радостная, вернулась домой и принялась за выполнение многочисленных заказов. Моей целью было заработать сто рублей на покупку обновок для сына. Внезапно, через пару дней получила телеграмму от Маки: успехи Сосо при сдаче остальных экзаменов настолько впечатляющи, что он зачислен на полное государственное обеспечение. Через месяц, увидев сына в новенькой одежде семинариста, я не сдержала слез радости. Вот так осчастливил нас совершенно незнакомый человек — священник Чагунава.

Как известно, семинарию молодой Сталин, несмотря на успехи в учёбе, не закончил и епископом не стал, оказавшись в тюрьме Метехи в Тбилиси. Конечно, занятое им потом положение лидера партии и государства, наверное, должно считаться верным признаком жизненного успеха. И, наверняка, у многих родится мысль: правильно сделал молодой Сталин, что перекинулся к революционерам-социалистам, какая бы его ждала судьба в качестве священника или даже епископа можно легко догадаться. Но быть революционером в 1890-е вовсе не означало карьерного успеха. Да и в 1920-х или 1930-х большинство из революционеров 1890-х в высшее руководство не попало, а многие из них оказались наоборот среди репрессированных, либо просто не дожили до этого времени. Потому, вполне справедливо считать полученное Сталиным в духовном училище, а затем и в духовной семинарии образование одним из факторов его успеха, как и беспримерное участие его матери в получении им образования.

Теперь все несчастья позади. Имя моего сына известно всей стране. Он здоров и это меня радует. Какое счастье — исполнить задуманное и стать покровителем всех притесненных. Жаль, Бесо не видит нашу гордость. Мой сын очень загружен, но и сейчас не забывает меня. Как только выкроит свободную минуту, приободряет меня. Вот снова прислал весточку: фото Нателы (переиначенное на грузинский лад имя дочери Сталина Светланы — прим. автора). А я ему ореховое варенье послала. Фото внучки я на груди пригрела. Благодаря сыну я вижу сладкие сны, зная, что есть, кому меня оплакивать после смерти.

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.