Бурная жизнь куртизанки, поэтессы, философа и просто красавицы Туллии д'Арагона

551 прочитал

Я пишу о людях, чей #образ_отражен_в_искусстве.

У художника XVI века Моретто да Брешиа есть картина, изображающая симпатичную девушку в богатых одеждах, держащую в руке, как ручку, изящный жезл. Картина называется "Саломея" или "Иродиада в мехах с жезлом". Кто был первым владельцем картины, неизвестно. Впервые она попалась на глаза искусствоведам, упомянутая графом Теодоро Лечи как его собственность, в XIX веке. В 1814 году граф обменял картину на полотно Паоло Веронезе "Крещение святой Екатерины", и "Саломея" обрела нового хозяина в Брешиа. Тот продал произведение графу Паоло Тосио, который включил его в экспозицию своей пинакотеки.

Искусствоведы, изучив историю картины и само произведение, сделали вывод о том, что в образе Саломеи изображена известная куртизанка XVI века Туллия д'Арагона.

Слушайте мои подкасты на темы культуры, искусства, философии, социологии на сайте sponsr!

Алессандро Бонвичино Моретто да Брешиа. "Саломея (Туллия д'Арагона)", ок. 1540.
Алессандро Бонвичино Моретто да Брешиа. "Саломея (Туллия д'Арагона)", ок. 1540.

Эта дама была весьма примечательной личностью. Будучи представительницей древнейшей профессии (доставшейся ей по наследству от матери), она при этом была очень умной и образованной женщиной, писала сонеты и философские трактаты. Жила она в Риме. Ее мать Джулия Кампана Феррарезе славилась своей красотой, Туллии передались черты матери. Кто был ее отцом, неизвестно. Есть подозрение, что это кардинал Луиджи Арагонский. То, что церковные иерархи, давшие обет целибата, тем не менее, имели любовниц и внебрачных детей, общеизвестно.

Вероятно, покровительство отца позволило Тулии получить прекрасное образование. С детства она поражала всех своей пытливостью. Но все равно, путь ей был заказан — в блудницы. Пусть и с интеллектуальным флером.

Титульный лист издания 1552 года "Диалогов о бесконечности любви".
Титульный лист издания 1552 года "Диалогов о бесконечности любви".

Свою деятельность Туллия начала в 18 лет, преподносила себя в качестве интеллектуальной куртизанки и быстро стала популярной. Ведь с ней можно было не только развлекаться, приятно проводя время, но и интересно общаться на темы искусства, литературы и философии. В этом смысле Туллия возрождала традиции античных гетер. Ее с удовольствием посещали как поэты и прочие творческие личности, так и политики и богачи. Среди ее поклонников был банкир их Флоренции Филиппо Строцци, который так доверял Тулии, что обсуждал с ней государственные секреты. Другой поклонник, Эмилио Орсини, основал даже «Общество Туллии», это был своего рода клуб, куда входило шесть человек, поклявшихся защищать красавицу.

Тем не менее, эти кавалеры не могли оградить ее от скандалов, после наиболее острого из которых она была вынуждена уехать из Рима вместе с матерью. Она оказалась в Венеции, где быстро вошла в элиту куртизанок, хотя это было непросто: ей было уже 30 лет, а конкуренция была огромная. Потом Туллия обосновалась в Ферраре, где стала буквально царицей сердец. К ее ногам пали лучшие поэты Италии. Ее отъезд из этого города для многих стал просто трагедией. К тому времени Туллия побывала замужем, имела дочь и сына (не от мужа). Замужество позволило ей формально не называться куртизанкой.

Туллия постоянно переезжала из города в город, везде вращалась в высшем обществе и литературных кругах, была окружена поклонниками и сама занималась творчеством — писала сонеты и книги, в частности, "Диалоги о бесконечности любви", в которой выразила весьма смелые для того времени взгляды по вопросу любовных отношений. Переехав во Флоренцию, Туллия общалась там с философами-неоплатониками, образовавшими свой интеллектуальный кружок.

В 38 лет она по неизвестной причине переехала в Рим. Она была уже не так молода, поклонников стало мало. Туллия продолжала писать поэмы и умерла в 46 лет, прожив очень насыщенную жизнь.

#искусство #культура #история

Будет здорово, если вы подпишетесь на мой канал.))

Читайте еще здесь:

Как Галилео Галилей боролся за науку и победил Ватикан

Три женщины, каждая по-своему, любили философа Гегеля

В блоге мужа: (и на него подпишитесь)

Нетрудно понять, почему репродукция именно этой картины висела в приемной Зигмунда Фрейда