Найти в Дзене
Индустриальный турист

Самые интересные и необычные модернистские постройки Москвы: жемчужины советской архитектуры

Оглавление

Москва является одним из самых посещаемых туристами городов России: люди со всей страны и даже со всего мира приезжают посмотреть на местные архитектурные и исторические достопримечательности. Однако существует такой архитектурный стиль (или правильнее сказать - такая эпоха в истории столицы), который совершенно не пользуются популярностью как у туристов, так и у самих москвичей.

Я говорю о советском модернизме. Удивительно, но постройки, возведённые в промежуток между 1955 и 1990 годами почти никогда не интересуют исследователей Москвы. Все обращают внимание на старинные московские храмы, на прекрасные доходные дома времён эклектики и модерна, да и советские стили вроде конструктивизма или сталинского ампира тоже постепенно становятся одной из визитных карточек столицы. Однако более поздний этап развития русской архитектуры - модернизм, до сих пор вызывает стойкую неприязнь у большей части жителей нашей страны.

Объяснить это можно тем, что люди пресытились серыми и обыденными панельками, заполонившими нашу страну во второй половине 20 века. А потому и другие архитектурные творения тех лет вызывают у людей неприятные ассоциации. Да и полное отсутствие так называемых "архитектурных излишеств" тоже играет здесь определённую роль: не все могут по достоинству оценить здание, фасад которого не украшен лепниной или скульптурами.

Сегодня я на отдельных примерах постараюсь доказать вам, что советский модернизм интересен как с точки зрения архитектуры, так и с точки зрения истории нашей страны. Мы с вами рассмотрим 8 зданий, построенных в промежутке между 1961 и 1990 годами: каждое из них по своему интересно и уникально, просто к ним нужно найти отдельный подход, и я надеюсь, что в этой статье у меня получилось это сделать.

Дом аспиранта и стажёра МГУ

Дата постройки: 1961-1971
Адрес: Улица Шверника, 19

Начать я хочу с постройки, которая удивит вас не своим внешним видом, а историей, которая, в каком то смысле, отражает всю историю Советского Союза - просто в миниатюре.

Изначально это здание замышлялось как самый передовой жилой дом СССР. Дом аспиранта и стажёра МГУ проектировался с опорой на пожелания будущих жильцов, а в самом здании планировалось создать ряд удивительных для своего времени нововведений: просторные квартиры с встроенной в стены мебелью (для экономии свободного пространства), вместо кухонь здесь должны были появиться встроенные ниши с электроплитами, а на каждом этаже (!) планировалось организовать столовые-гостиные. Более того, даже крыши дома должны были стать эксплуатируемыми: на них жильцы могли бы отдыхать, дышать свежим воздухом и наслаждаться теплотой солнечных лучей.

-2

Другими словами, дом аспиранта и стажёра МГУ должен был стать чем-то вроде дома-коммуны образца 1930-х годов, но с куда более высоким уровнем жизни (то есть, для строительства этого здания планировалось использовать идеалы как советских архитекторов-конструктивистов, так и французского зодчего Ле Корбюзье - отца мирового модернизма).

-3

Но разумеется эти светлые идеи не были воплощены: большая часть замыслов осталась на бумаге, а дом в итоге превратили из идеального жилья из светлого коммунистического будущего в обычное общежитие для студентов МГУ.

-4

Как мне кажется, сам факт того, что из прекрасной и светлой идеи, которая должна была сделать жизнь обычных людей комфортной, получилось построить лишь серую и довольно унылую "панельку" - очень символичен!

Здание ТАСС

Дата постройки: 1970-1977
Адрес: Леонтьевский переулок 1/2, метро "Арбатская"

Здание ТАСС - одна из самых любимых построек в стиле модернизм не только в Москве, но и в России в целом лично для меня. Причём это здание - прекрасный образец того, как вмешательство в первоначальный проект может сделать внешний вид здания лучше, чем планировалось изначально.

-5

Дело в том, что по первоначальному проекту здание ТАСС должно было стать более чем в два раза выше итогового варианта (25 этажей вместо 9 итоговых). Но грандиозный замысел архитектора Егерева был урезан вышестоящими органами. Вы удивитесь, но это было сделано с целью не нарушать архитектурный ансамбль центра Москвы! И это после всего того, что было сделано с исторической застройкой Москвы в советское время!

-6

Именно в тот момент в Москве наконец-таки осознали, что продолжать портить исторический облик города недопустимо, и это стало очень хорошим для Москвы шагом! Впрочем, как и для здания ТАСС.

Да и в целом, как мне кажется, квадратная форма этому зданию подходит куда больше, чем форма прямоугольного небоскрёба, так как здание своим внешним видом отсылает нас к телевизору (в основном из-за своих окошек-экранов), так что форма коробки является тут наиболее подходящей.

-7

Про окна дома ТАСС хочется рассказать отдельно. По изначальному замыслу, форма окон должна была отсылать нас к "Окнам сатиры РОСТА" - агитационным плакатам 1920х годов, выполненными в виде современных комиксов. Но по итогу в народе форму окон здания ТАСС прозвали "экранами телевизоров", что особенно символично для здания телеграфного агентства Советского Союза (хоть они и не были связаны с телевиденьем, но делали общее дело - информировали население).

-8

Ещё один гениальный приём, связанный с этими окнами, заключается в том, что из-за них здание визуально выглядит четырёхэтажным, однако же в реальности в каждом "окне" расположено по два этажа. Очень удачный ход, с его помощью здание воспринимается ещё менее высоким.

Гостиница "Космос"

Дата постройки: 1975-1979
Адрес: Проспект Мира 150, метро "ВДНХ"

Гостиница "Космос" - одна из самых современных для своего времени построек Советского Союза в сфере обслуживания. И это не удивительно - здание проектировали совместно советские и французские архитекторы (второй и последний случай совместного с европейскими зодчими архитектурного проекта в СССР).

-9

Внешне гостиница прекрасна - на мой взгляд, "Космос" является одним из самых красивых зданий в Москве в целом, и тем более одним из лучших в стиле модернизм (хотя модернизм тут очень тесно пересекается с европейским "хай-теком", которого в Советском Союзе до этого практически не было).

-10

Футуристичное название гостиницы отражено и в её внешнем облике: здание выглядит как некий объект из будущего даже сейчас, что уж говорить про советские времена, когда одновременно с типовыми панельками в Москве возводилась ТАКАЯ гостиница.

Хотя по своей общей композиции (гостиница "Космос" на плане имеет подковообразную форму) здание не так уж и современно: подобная форма была популярна и у зданий сталинских времён, и даже у барочных и ампирных сооружений 19 века. Так что в этом плане архитекторы не стали уходить в далекий "хай-тек"и проявили немного консерватизма.

У входа в гостиницу установлен памятник Шарлю Де Голю - никакого отношения к Москве этот исторический персонаж не имеет, однако памятник ему все же поставили(видимо из-за того, что здание строили французы)
У входа в гостиницу установлен памятник Шарлю Де Голю - никакого отношения к Москве этот исторический персонаж не имеет, однако памятник ему все же поставили(видимо из-за того, что здание строили французы)

Кстати космическая тематика гостиницы была взята не с пустого места: дело в том, что "Космос" находится прямо напротив музея космонавтики, который в свою очередь венчает монумент Покорителям космоса. Да и на самом ВДНХ, расположенном поблизости, тема космоса продолжается, так что весь этот квартал буквально пронизан темой покорения космоса, и гостиница не стала исключением!

Гостиница Космос в ночное время. К слову, рекламный экран в правом торце здания всё-же портит первоначальный облик здания
Гостиница Космос в ночное время. К слову, рекламный экран в правом торце здания всё-же портит первоначальный облик здания

Кстати, гостиница Космос успела стать местом действия одного известного русского фильма современности: дело в том, что у многих людей, не особо знакомых с Москвой, этот дом может ассоциироваться со сценой из фильма "Дневной дозор", в котором персонаж в исполнении Жанны Фриске едет на машине по закругленному фасаду гостиницы - довольно запоминающийся момент!

Детский музыкальный театр Наталии Сац

Дата постройки: 1967-1979
Адрес: Проспект Вернадского 5

Театр имени Наталии Сац можно назвать настоящим музеем советской скульптуры: весь фасад здания, а также окружающая его территория буквально усеяны разного рода памятниками - есть здесь и барельефы, и горельефы, и отдельные скульптурные композиции. Этим здание музыкального театра уникально, но за это же его и принято критиковать!

-13

Но давайте сначала всё же уделим внимание самой архитектуре здания. А архитектура здесь, мягко говоря, не для всех - откровенный брутализм с нарочито грубыми и геометризованными формами. И, пожалуй, это здание смотрелось бы слишком строгим и мрачным, если бы не скульптуры вокруг него!

-14

Хотя скульптуры появились на этом здании уже во время строительства, некоторые дополнения были установлены и после введения здания в эксплуатацию: так, у главного входа в здание в 1998 году появилась скульптура, на которой изображена сама Наталия Сац - в окружении двух детей в образах волка и красной шапочки из одноименной сказки братьев Гримм.

-15

Причём над этой скульптурой работал всё тот же архитектор Великанов, построивший за 20 лет до этого само здание театра - вот так мастер дополнял своё творение спустя годы после строительства!

-16

Впрочем, стоит признать, что со скульптурой в декоре театра Наталии Сац действительно переборщили: местами её настолько много, что она перебивает облик самого здания! Да и в целом смотрится она нарочито: как будто авторы пытались впихнуть по скульптуре в каждый свободный угол здания.

-17

Тематика всех скульптур связана либо с детскими произведениями, либо со сказками: исследовать все памятники и барельефы можно на протяжении очень долгого времени, и всё равно вы наверняка что-то пропустите - скульпторы здесь постарались на славу! И если ценителям архитектуры такое обилие малых архитектурных форм не очень нравится, то целевой аудитории театра - детям, эти скульптуры пришлись по душе: юные зрители проникаются атмосферой театра даже не на входе в здание, а ещё и рядом с ним, где их уже встречают дружелюбные скульптуры!

Гостиничный комплекс "Измайлово"

Дата постройки: 1974-1980
Адрес: Измайловское шоссе, 71, метро "Партизанская"

1980 год стал знаковым для Москвы, ведь в столице проводили олимпиаду - первую в истории СССР! Подготовка к этому событию была грандиозная - в столице было построено множество объектов: как спортивных, так и туристических. Многие из этих построек побили рекорды (например, концертный зал "Олимпийский" являлся самым крупным крытым стадионом в Европе с момента постройки и до 2017 года). Об одном из таких вот рекордсменов я и хочу вам рассказать.

-19

Гостиничный комплекс в Измайлово является самым крупным по вместительности в России (с 1980 года этот рекорд так и не был побит) и занимает пятое место по вместительности среди всех отелей мира! Одновременно корпуса гостиницы "Измайлово" могут принимать до
10 000 гостей!

-20

И тут Вы можете задать вполне резонный вопрос - почему для такой большой гостиницы выбрали столь неподходящее место (почти на окраине)? А всё дело в том, что раньше в этом районе планировалось строительство самого большого в стране стадиона, который должен был носить имя Сталина (этот проект появился ещё до войны, и никакого отношения к олимпиаде он не имел). Однако, из-за Великой Отечественной войны стадион так и не успели достроить. Зато успели возвести станцию метро "Партизанская", да ещё и сделать её трехпутной - тремя путями хотели решить проблему повышенного пассажиропотока в дни матчей - от стадиона пускали бы сразу три поезда, дабы развести зрителей по домам без лишних заторов.

Третий, центральный путь существует на Партизанской и в наши дни. С его помощью поезда уходят в депо
Третий, центральный путь существует на Партизанской и в наши дни. С его помощью поезда уходят в депо

В итоге стадион всё же достроили, но его вместимость урезали в 12 раз: со 120 000 до всего лишь 10 000 человек. Таким образом, станция "Партизанская" осталась стоять ненужной почти что в пустом поле. А спустя 30 лет градостроители таки нашли способ исправить эту проблему - решили построить здесь гостиничный комплекс, проблема транспортной доступности которого была решена ещё задолго до его возведения!

-22

Что касается самой архитектуры зданий, то тут всё просто: строгие и лаконичные прямоугольники с мощным бетонным стилобатом на несколько этажей. Ничего особенного - простые и удобные для использования гостиницы, пользующиеся популярностью у туристов по сей день.

-23

Музей АЗЛК

Дата постройки: 1975-1980
Архитектор: Регентов
Адрес: Шоссейная улица 42, метро "Текстильщики"

Удивительно, но есть в Москве и своя летающая тарелка: явление довольно редкое не только для России, но и для всего мира в целом. Обычно в форме инопланетного летающего аппарата строят различные аттракционы либо тематические музеи или рестораны, однако московская тарелка не имеет ни малейшего отношения к пришельцам: просто проектировщики решили, что необычная форма сможет привлечь к зданию музея больше внимания со стороны туристов. Ну а кто не захочет заглянуть внутрь летающей тарелки и посмотреть - что там творится?

-24

Вот только музей, размещённый внутри тарелки, совсем не относился к космической тематике - внутри оригинального сооружения скрывался выставочный зал автоваза! Да, это даже звучит как шутка, но действительно - в настолько футуристичном здании размещался музей русского автопрома: внутри летающей тарелки по кругу были расставлены различные модели автомобилей, произведённых здесь же, в Текстильщиках - на заводе АЗЛК (родительский дом автомобиля Москвич)!

Так музей АЗЛК выглядел в первые годы после открытия. Фото взято с сайта pastvu.com
Так музей АЗЛК выглядел в первые годы после открытия. Фото взято с сайта pastvu.com

Но, увы, российский автопром не прошёл проверку временем, а потому в 2006 году АЗЛК разорился. Музей, соответственно, тоже закрыли, так что летающая тарелка лишилась своего изначального назначения.

-26

К сожалению, за две недели до выхода этой статьи "летающую тарелку" АЗЛК и вовсе снесли: свои фото я сделал ещё летом 2020 года, но тогда я и подумать не мог, что вижу это здание в последний раз. Что ж, это ещё одно доказательство того, что в наше время архитектура советского модернизма (даже самая оригинальная и необычная) совсем не ценится.

-27

Дом-корабль на Тульской

Дата постройки: 1972-1982
Адрес: Улица Большая Тульская, 2

Что ж, если вы дочитали мою статью до этого места, то я могу полагать, что к моей защите знаменитого "танкера" на Тульской вы отнесетесь с пониманием (а ведь это здание очень сильно не любят москвичи).

-28

На самом деле, критика дома на Тульской для меня не удивительна - в России очень не любят брутализм. Я думаю, это связано с тем, что брутализм - мрачный стиль, представленный голыми бетонными стенами и массивными формами зданий, тогда как люди в России и так испытывают перенасыщение от серой и мрачной архитектуры - большая часть городов нашей страны застроена невзрачными серийными панельными домами. Но я всё же постараюсь доказать вам, что и брутализм бывает очень интересным и порой заслуживает вашего внимания!

Фактически, дом на Тульской можно считать "домом на ножках", потому что периодически массив основания дома разрывается на такие вот проходы во двор, поддерживаемые крупными вертикальными опорами
Фактически, дом на Тульской можно считать "домом на ножках", потому что периодически массив основания дома разрывается на такие вот проходы во двор, поддерживаемые крупными вертикальными опорами

Нет смысла спорить - здание действительно очень мрачное и давящее, но таким его и задумывал архитектор. В данном случае - это не отрицательная черта постройки, а скорее даже её преимущество: своим внешним видом дом на Тульской привлекает к себе внимание, так что глаз зрителя неизбежно за него цепляется, а само здание надолго запоминается любому, кто видел его хоть раз.

-30

Причём внешность дома-корабля ничуть не обманчива - он действительно монолитный и очень крепкий: дом возводили по заказу Министерства средней промышленности (завуалированное название министерства, отвечавшего за атомную энергетику СССР), а потому строили его не жалея средств. Ходят слухи, что дом-корабль возводили настолько крепким, что он сможет выстоять даже в случае ядерной войны!

-31

Любопытны и некоторые планировочные решения: так, верхняя часть здания визуально сильно отличается от нижней - последние этажи здания выступают за общий объём фасада. Вот этими выступами-балконами и подчеркнута самая необычная часть здания, в которой располагаются двухэтажные четырёхкомнатные квартиры. Задумывались они как жильё повышенного комфорта, так что "рубка" дома-корабля может считаться практически элитным жильём.

А под выступами в верхней части здания находится технический этаж - в нём отсутствуют даже окна, из-за чего создаётся очень яркий и интересный контраст (балконы-выступы и глухое углубление под ними).

-32

В общем, жилой дом на Тульской улице интересен по всем параметрам - и если даже вам не нравится его внешний вид, то не признать его одной из самых необычных и любопытных жилых построек Москвы было бы просто несправедливо.

Здание президиума РАН

Дата постройки: 1973-1990
Адрес: Ленинский проспект, 32А

Одной из последних построек Москвы в стиле советского модернизма стал знаменитый "Дом с мозгами" на Воробьёвых горах: один из самых масштабных и известных долгостроев страны, в проектировании которого принимали участие не только ведущие архитекторы, но и академики науки!

-33

Здание президиума наук являет собой гремучую смесь модернизма и постмодернизма: его основной объём вполне модернистский - белые лаконичные стены, строгая геометрия форм. Однако его декоративное убранство свидетельствует об обратном - не просто же так это здание прозвали в народе "золотыми мозгами"!

-34

А всё дело в завершении здания, придуманным лично президентом академии наук СССР Мстиславом Келдышем. Такая странная верхушка должна была символизировать научные достижения страны (шестеренки, кубы, напоминающие молекулярную структуру - типичные символы), а цвет конструкции, в свою очередь, отсылал нас к золотым куполам столицы (звучит немного натянуто, но такова официальная версия).

Помимо золотых мозгов у здания РАН есть ещё и характерные часы, выполненные в похожей стилистике
Помимо золотых мозгов у здания РАН есть ещё и характерные часы, выполненные в похожей стилистике

Однако такое декоративное завершение можно объяснить и с технической точки зрения: в "золотых мозгах" замаскированы технические системы, обеспечивающие функционирование здания.

-36

Но помимо выразительного силуэта и яркой "верхушки" здание президиума РАН отличается также своим чётким геометризированным силуэтом: его корпуса словно слеплены из разных фигур, но не хаотично - у здания идеально выдержаны пропорции и симметрия, что придаёт ему статности. Такая лаконичность немного диссонирует с его ярким и вычурным завершением (теми самыми "золотыми мозгами").

-37

Впрочем, "золота" этому зданию хватает и без этого: все детали на фасаде облицованы позолотой, и даже оконные проёмы блестят на солнце из-за своего покрытия золотистого цвета!

-38

Но вообще у здания РАН очень много различных деталей: от уличных фонарей во дворе дома до световых окон, смотрящихся постмодернистскими наростами на теле этого вполне себе модернистского здания - такова была архитектура предперестроечного СССР!

-39

Ну а на этом я предлагаю заканчивать мой и без того затянувшийся рассказ. Сегодня я постарался рассказать вам о самых интересных модернистских постройках Москвы, и я очень надеюсь, что мой рассказ был вам интересен.

К теме модернизма я вернусь ещё не раз: однажды я уже рассуждал об этом архитектурном стиле на примере города Владимира, а в будущем планирую создать отдельную публикацию о модернизме моего родного города - Петербурга!

Спасибо за внимание и до скорых встреч!