Найти в Дзене

Подвиг Геракла и дети Посейдона. Алфей – поток духовной энергии. Тайна неуничтожимости Духовной Индивидуальности

Геракл. Национальный археологический музей, Афины. Фото автора
Геракл. Национальный археологический музей, Афины. Фото автора

Один из самых необычных подвигов Геракла, резко отличающийся от "привычных" сражений с мощными силами, – это Подвиг очищения Авгиевых конюшен.

Согласно легенде, царь Элиды Авгий был владельцем огромных стад, и "конюшни", т.е. хлева его не чистились 30 лет (по утверждению Павсания, навоз возвышался горами по всей Элиде, так что земля оставалась невозделанной). Геракл предложил очистить конюшни за один день, за плату – десятую часть стад Авгия. Авгий согласился, и поклялся заплатить, поклялся в присутствии одного из своих сыновей, по имени Филий. Геракл отвёл воды рек Алфей и Пеней, которые и вымыли весь навоз. Некоторые источники также упоминают, что в этой работе принимал участие смертный родственник Геракла Иолай.

Авгий собирался заплатить, но некий Лепрей (Лепреос) посоветовал Авгию не платить Гераклу, и даже заковать Геракла в цепи (кандалы), если тот потребует платы. Авгий последовал дурному совету, и отказался от своей клятвы. Сын Авгия Филий (Филеас) на суде свидетельствовал правду, обвинив отца, но Авгий прогнал Геракла и Филия.

Лепрей был настолько дурным человеком, что народ, над которым он царствовал, ушёл из основанного им города. Само имя Лепрей связывают с названием болезни "лепра" "проказа".

Когда позже Геракл пришёл к Лепрею, тот просил прощения у Геракла. Согласно легенде, Геракл простил Лепрея, но вызвал его на состязание в метании диска, питье и еде. Геракл победил в метании диска и питье, но Лепрей одолел Геракла в поедании быка. Гордый одолением Геракла, Лепрей вызвал его на поединок, и был тотчас убит палицей.

Геракл пошёл войной на Авгия, но из-за болезни заключил мир с воевавшими за Авгия войсками, среди которых были племянники Авгия, близнецы Молиониды. Эти близнецы – дети Посейдона (один из них – смертный, второй – бессмертный) – подобно Диоскурам родились из одного яйца, и обладали, согласно преданию, сросшимися телами. Узнав о болезни Геракла, Молиониды напали на тех, кто сражался за Геракла, и убили часть этих воинов.

Позже Геракл убил Молионидов (или, как вариант, одного из них – смертного), и снова пошёл войной на Авгия. Победив, он, согласно двум вариантам 1) убил Авгия и отдал престол его сыну Филию, либо 2) посадил на престол Филия, а Авгия отдал Филию в полную власть.

Этот древний миф, как и множество других, имеет несколько смыслов, "слоёв" значений. Достаточно очевиден "слой", касающийся духовного пути человека.

Загаженные за 30 лет "конюшни" – это, конечно, наша собственная душа, "загаженная" дурными мыслями, чувствами, ставшими за 30 лет сознательной и ответственной жизни чертами характера (35 лет – предполагаемый минимальный возраст Посвящения в Высшие Мистерии, важнейшего этапа на духовном пути). Загрязнённые земли остаются невозделанными, на них не могут произрасти добрые злаки.

Как и в случае с победой над Лернейской гидрой, в этом подвиге необходима помощь низшей земной личности (символизированной Иолаем), "смертного родственника" нашей божественной высшей души, нашего собственного Геракла.

Очищение души двумя светлыми и чистыми потоками, смывающими всю грязь, символизирует некие реалии духовного плана. В некоторых античных источниках (см., например, "Морские разговоры" Лукиана Самосатского) даются намёки на духовную природу так называемой "реки" Алфей: воды Алфея текут в Океане, оставаясь пресными, т.е. не смешиваясь с водами Океана; причина этому – любовь.

Именно сила Любви позволяет нашему духу сохранять свою Индивидуальность, и не растворяться бесследно в безбрежном Океане Духа.

Лепрей – дурное "эго" человека, являющееся фактически болезнью души. Дурное эго, низший интеллект страстно желает заковать высшую душу в кандалы, чтобы существовать, не подчиняясь ей.

Плата высшей душе за избавление от грязи низших энергий – это десятая часть "стада" (символизированная в легенде белыми быками, в отличие от остальных – красных и чёрных), то есть те силы души, которые остались чистыми, и полезны высшей душе; но наше "я" по совету дурного развращённого и страстного ума не хочет давать власти Высшей Душе.

Лепрей победил Геракла в скоростном пожирании еды, и Геракл победил его в меткости и силе – здесь, конечно, символизировано соперничество высшего Манаса (разума, просветлённого духом) и низшего кама-манаса, одержимого животными энергиями. Но проявленный высший Манас поразит низший интеллект (в данном случае "убийство" низшего манаса – не уничтожение, но полное прекращение своевольной самодеятельности).

Враждебные силы нашей собственной души (враждебные высшей душе), символизированные близнецами Молионидами (двойственный кама-манас), ведут упорную борьбу с нашими лучшими силами и качествами, и даже над некоторыми из них одерживают верх, пользуясь "болезнью Геракла"; "Молиониды" должны быть поражены высшей душой.

Имя сына Авгия Филий (Филеас) – производное от слова "Любовь", и это именно та наша энергия, индрия-сила (или санскара-скандха), которой победившая высшая душа (Геракл) отдаст власть над нашей жизнью, передав ей нашу низшую личность (Авгия) в полное подчинение.

Легенда о стадах Авгия и о победе Геракла имеет и другие смыслы, другие "ключи" прочтения; об "историческом" ключе, повествующем о битвах Богов с Атлантами, мы расскажем в одном из наших следующих материалов.

Василевский А.В.