Да, мое глупое сердце тоже радостно трепыхнулось, когда я прочитал название нового ужастика. Несмотря на то, что франшиза Крюгера уже давно не радует чем-либо съедобным, все равно, как дурак, всякий раз ждешь выхода чего-нибудь новенького от Фредди. Как в той дурацкой телевизионной рекламе: а вдруг что интересное пропустишь! Синдром утенка как он есть.
Но нет, это даже близко не про Фредди Крюгера. Фильм снят по мотивам серии компьютерных хоррор-игр о зловещем детском парке. В них юзеру предлагается стать ночным сторожем парка, которому предстоит сражаться со зловещими аниматронными куклами, атакующими его всю ночь.
Создателям фильма вполне удалось оттопыриться на ностальгии зрителей по игре, на сегодняшний день собрав кассу, превышающую бюджет раз в двенадцать. Это вполне позитивно, потому что если продюсер или режиссер делают кино, лишь только памятуя, сколько положительных эмоций доставляла им эта примитивная восьмибитка много лет назад, в раннем детстве, то дела совсем плохи. Я уже неоднократно утверждал, что экранизировать старые комиксы и телесериалы, которые выносили тебе мозг в детстве – очень плохая идея; не получилось практически ни у кого, кроме разве что Тима Бёртона.
Беда у «Фредди», как и у подавляющего большинства подобного фансервиса, что вне этого самого фансервиса фильм практически не существует.
Как обычно происходит в подобных случаях, экранизирована не сама игра – такое выглядело бы уж совсем тоскливо. Скорее, перенесены на экран некоторые обстоятельства и знаковые фигуры первоисточника, примерно как сделала это группа «Лорди» в фильме «Темный этаж», когда попыталась создать кинематографическое воплощение демонических образов, в которых ее участники всегда выступали на сцене. Результат у них вышел примерно такой же, как и в «Пять ночей с Фредди»: фэны получили неплохой фансервис, все остальные недоуменно пожали плечами и пошли дальше.
Итак, некий молодой человек Майк (Джош Хатчерсон), который после смерти своей матери-одиночки ухаживает за своей душевнобольной сестренкой Эбби и пытается ее прокормить, устраиваясь охранником в торговые центры, обнаруживает вакансию ночного сторожа в заброшенном детском парке «Пиццерия Фредди». Фредди – это такой мультяшный медведь, ростовая аниматронная кукла которого пляшет и поет с друзьями-аниматрониками в местном детском баре, если включить электропитание. Деваться парню некуда, поэтому он устраивается на работу - с плохим режимом посещения и плохо оплачиваемую.
Понятное дело, раз у нас ужастик, да еще и по соответствующей хоррор-игре, аниматронные роботы, - сам Фредди и его приятели, - станут сторожа плотно доставать. Благо нам еще и в начале показали, что местные охранники мрут как мухи, причем самым жестоким образом.
Только у нашего Майка, в отличие от них, в прошлом трагедия: неизвестный похитил когда-то его маленького брата. И теперь Майк, начитавшись всяких дешевых книжек из серии «Сделай себя сам», вновь и вновь пытается во сне вернуться в тот трагический момент, чтобы увидеть черты лица похитителя. И на работе он по этой причине тоже спит – исключительно ради дела. Так что на автономные блуждания аниматронов, способные довести до сердечного приступа более впечатлительного охранника, он долгое время внимания не обращает.
А когда обращает, облезлые роботы все равно предстают довольно дружелюбными созданиями, с которыми способна подружиться его сестренка. Понятно, что основное противостояние выйдет не с ними, а с тем самым маньяком, похитившим его брата. Рано или поздно он неминуемо будет рассекречен – зря, что ли, на создание его закадрового образа потратили столько драгоценного экранного времени?
Вот только камерность триллера, когда нам продемонстрированы всего несколько действующих лиц, очень мешает правильному нагнетанию саспенза и необходимым для этого ложным подозрениям зрителя в адрес персонажей.
Сюжет и прочая фабула определенно навеяны создателям фильма бессмысленными и беспощадными фильмами ужасов восьмидесятых, когда зрители уже давно устали от простоты, от зайца с барабаном, как говаривал классик, а вот спецэффекты необходимой крутизны еще не достигли, и как лавировать между этими Сциллой и Харибдой, было не очень ясно. Поэтому режиссеры и сценаристы пытались компенсировать примитивность FX всякими невероятными сочетаниями потустороннего с самыми обыденными вещами.
Вот и у нас вся интрига построена на том, что в восьмидесятые годы некий маньяк похитил и убил несколько детей. Чтобы трупы не нашли, маньяк прятал их в детском парке Фредди – в месте, где искать наверняка не будут (я только так и не понял, почему в результате этого, хотя никакие тела, как и предполагал монстр, в парке даже не искали, тот был закрыт).
Хуже того, убийца прятал тела прямо внутри аниматронных роботов, которые изображали всяких мультяшных зверушек. Идея потрясающая в своей завиральности: мало того, что в роботах для этого нет места, так они еще и совершенно не герметичны, что не раз демонстрируют нам по ходу фильма, так что омерзительный запах в парке должен был стоять будь здоров.
Но в результате призракам мертвых детей удалось оседлать этих самых роботов и превратить их в зловещие машины для убийства. Объяснение для компьютерной игры или комикса отличное; для кино, даже ужастикового – ну, так себе, прямо скажем.
И самое главное: почему полдюжины аниматронов четко соответствуют количеству жертв, которые нужно было спрятать? А куда маньяк девал остальных – нам демонстрируют, что были и другие? А куда он девал тела взрослых охранников закрытого парка, с которыми мстительные призраки и он сам периодически расправлялись в духе франшизы «Пила»? Внезапное исчезновение охранника, официально устроенного на работу, не скроешь так же легко, как убийство неведомо кем похищенного ребенка. А зачем маньяк надевал костюм аниматрона, который «нестабилен», как прекрасно известно всем причастным к делу, и запросто способен покалечить своего владельца – он самоубийца?..
Нет. Мой голова нихьт.
А из каких вообще соображений малолетняя сестра главного героя – душевнобольная? Для повествования это не имеет совершенно никакого значения. Ее поведение ничем не отличается от поведения нормальной девочки ее возраста. Возможно, сценаристам понадобилось ее расстройство психики, чтобы она сумела наладить контакт с призраками; однако согласно фильмам ужасов, от «Изгоняющего дьявола» до «Амитивильского ужаса», это совершенно необязательно, обычно дети – прекрасные медиумы, запросто общаются с воображаемыми друзьями, и расстройство психики им для этого совсем не нужно.
В общем, начинается привычная уже кинематографическая игра в бесконечные поддавки. Я не устаю повторять, что у кино нет задачи быть досконально реалистичным, задача кино – убедить зрителя: то, что ему показывают, и есть правдиво, как в реальности. Фильм может быть абсолютно фантастичным, как, к примеру, произведения Тарантино, но мэтр умеет быть чудовищно убедительным. И вот в этом-то и состоит тонкая материя, вещество кино: убедить зрителя, что всё было именно так. Что все пули из высаженной в упор пистолетной обоймы способны пролететь мимо.
А у «Фредди» с этим некоторые проблемы.
Короче, ощущения ужаса данное кино не вызывает. Скорее это не ужастик, а боевиковый слэшер вроде недавнего фильма «Злое» режиссера Вана, да и слэшер-то, признаем очевидное, жалковатый. Смотреть это совершенно необязательно: может случиться несварение чувства прекрасного. Актеры играют терпимо, но не более того. Другими словами, тем, кто знаком с игровой франшизой, кино, скорее всего, зайдет – об этом говорят теплые ламповые ностальгические рецензии знакомых с игровой франшизой.
Остальные, скорее всего, просто пройдут мимо, пожав плечами.