Неисчерпаемая тема, к которой постоянно обращаются писатели-фантасты – путешествия во времени. При конструировании сюжетов таких произведений обычно используются два базовых варианта. Первый – перемещение во времени с помощью специальной аппаратуры (классический пример – роман Герберта Уэллса «Машина времени»).
Вариант с применением «машин времени» позволяет героям фантастических произведений совершать прыжки во времени туда-сюда, как в прошлое, так и в будущее. При этом возникает множество любопытных ситуаций, позволяющих авторам резвиться на фантастическом литературном поле, с тем или иным размахом эксплуатируя разнообразные временнЫе парадоксы, например, описывая, что произойдёт, если раздавить бабочку в мезозое или кастрировать прапрадедушку в прошлом веке. См. мой материал на Дзене: "Путешествия во времени в советской фантастике-2. Туда - сюда и последствия".
Второй вариант – перемещение человека вместе со временем посредством погружения его организма в спячку, то есть – в анабиоз. Анабиоз (заморозка, спячка, гибернация) предполагает движение во времени лишь в одну сторону – в будущее. Часто используется фантастическими персонажами-участниками сверхдальних звёздных перелётов. Герой физически остаётся прежним, не стареет, а за пределами саркофага или капсулы, в которой он «спит» пролетают годы, столетия, тысячелетия… Проснувшись, персонаж оказывается в будущем. И оказывается он там безвозвратно (если, конечно, потомки не изобрели машину времени).
Приведу несколько примеров фантастических произведений, основывающихся на применении анабиоза или его аналогов. Прошу заметить, что ограничиваюсь массивом советской фантастики, чтобы не утонуть в перечислении. В своё время я подробно писал на Дзене о романе Георгия Мартынова «Гость из бездны», в котором советского дипломата Дмитрия Волгина, скончавшегося в Париже в 1953 году и уложенного для транспортировки на родину в герметичный свинцовый гроб, наполненный инертным газом, потомки воскрешают аж через 19 веков.
Писал я здесь и о повести сибиряка Петра Воронина «Прыжок в послезавтра» с похожим сюжетом, герой которой инженер-строитель Валентин Селянин, оказывается в очень далёком коммунистическом будущем, предварительно замёрзнув в тундре. Упоминал и о длящемся триста лет анабиозе персонажа повести Геннадия Гора «Странник и время»…
Подыскивая другие примеры, связанные с анабиозом в советской фантастике, я снял с книжной полки первый попавшийся под руку НФ-сборник советского периода и немедленно наткнулся на то, что нужно. В антологии «Дорога в сто парсеков» (1959) я нашёл сразу два рассказа про анабиоз, используемый с целью "пропустить время мимо себя".
В рассказе Валентины Журавлёвой «Сквозь время» врач-лепролог Садовский заражается тяжёлой формой злокачественной проказы, от которой ещё не придумали лечения. Профессор Зорин погружает его в летаргический сон с понижением температуры тела продолжительностью в 19 лет. Прошу обратить внимание: герой Журавлёвой засыпает не на 19 столетий, как в романе Мартынова, а всего на 19 лет! Очнувшись, Садовский обнаруживает себя полностью излеченным, а профессора Зорина – ничуть не изменившимся. Всего лишь за два десятка лет ликвидированы болезни, побеждено старение людей, за окном – полный коммунизм. Оптимизму Валентины Журавлёвой остаётся только завидовать.
Кстати, в 1960 г. в Профиздате в культовой серии, которую коллекционеры называют "Паутинка", выходил авторский сборник Валентины Журавлёвой, который так и назывался "Сквозь время". Одним из составивших его произведений Журавлёвой был рассказ "Сквозь время".
А первая публикация этого рассказа состоялась в 1958 году в седьмом номере популярного журнала "Знание-сила". Прошу обратить внимание, что рисунки к рассказу в журнале (см. в галерее выше) выполнил замечательный художник Игорь Ушаков , о котором я на Дзене уже писал (см. мой материал "Работы и роботы фантастического художника Игоря Ушакова"). Кстати, можете сравнить их с рисунками Ю. Макарова к этому произведению из авторского сборника Журавлёвой "Сквозь время" (см. предыдущую галерею).
А в сборнике "Дорога в сто парсеков", о котором я начал говорить выше, в рассказе Владимира Савченко «Пробуждение профессора Берна» герой, напуганный приближающейся ядерным апокалипсисом, тайно сооружает в пустыне Гоби на 15-метровой глубине специальную камеру, намереваясь переждать в ней опасные времена. Рассказ начинается словами: «В 1952 году, когда мир угнетала величайшая нелепость XX века, называемая «холодной войной», профессор Берн перед большой аудиторией произнес невеселую остроту великого Эйнштейна: «Если в мировой войне № 3 вздумают воевать атомными бомбами, тогда в мировой войне № 4 будут воевать дубинками…». Берн рассуждает: «Ядерные бомбы, пожалуй, не испепелят планету. Но это будет и необязательным: они насытят атмосферу Земли предельной радиоактивностью. А вы ведь знаете, как влияет радиация на деторождаемость. Уцелевшие остатки человечества в течение нескольких поколений выродятся в дегенератов, неспособных справиться с невероятно усложнившейся жизнью. Может быть, люди успеют изобрести еще более совершенные и утонченные орудия массового самоубийства. И чем позже начнется третья и всеобщая бойня, тем она будет страшнее. А за свою жизнь я еще не видел, чтобы люди упустили возможность подраться. Тогда ко времени окончания очередного цикла на нашем космическом шарике не останется мыслящих существ».
Профессор Берн планирует дождаться самого благоприятного момента очередного жизненного цикла планеты, поэтому проводит в анабиозе рекордное количество времени – 18 тысячелетий, а проснувшись и выбравшись из камеры на поверхность едва не гибнет под дубинами обезьяноподобных существ. К счастью, истинные, высокоинтеллектуальные и могущественные представители нового человечества спасают Берна из лап человеко-обезьян. В финале рассказа выясняется, что профессор проснулся в лесном азиатском заповеднике, находящемся на территории бывшей пустыни Гоби. О происшествии сообщают «Известия Союза Стран Свободного Труда». Из названия средства массовой информации можно сделать вывод, что с общественным строем в грядущем всё хорошо.
Но здесь я должен сообщить вам, что фантаст Владимир Савченко, отталкиваясь от своего рассказа «Пробуждение профессора Берна» расширил его до социально-утопического романа «За перевалом» (1984). В романе Берн пробуждается не через 18 тысячелетий, а через 200 лет, и это уже совсем другая история...
О перемещениях во времени с помощью специальных аппаратов в некоторых произведениях советской фантастики, я напишу как-нибудь в другой раз. А пока жду от прочитавших эту запись примеры подобных путешествий: в одну сторону (анабиоз) и – туда-сюда (с помощью «машин времени»). Примеры - только из советской фантастики, иначе мы увязнем в их количестве. Кстати, у советских фантастов всякое бывало. Например, в романе Георгия Мартынова «Спираль времени» перемещения осуществляются в специальных камерах, при этом одновременно происходит перемещение как в пространстве (телепортация), так и во времени. При этом движение во времени – только в будущее.
© Владимир Ларионов
#Журавлёва #Савченко #Мартынов #Уэллс #Воронин #НФ #СоветскаяФантастика #ОтечественнаяФантастика
Подписывайтесь! Я писал на Дзене о произведениях, в которых затрагивается тема путешествий во времени:
Путешествия во времени в советской фантастике-2. Туда - сюда и последствия
Путешествия во времени в советской фантастике-3. На этом самом месте
Путешествия во времени в советской фантастике-4. Хронопарадоксы
Путешествия во времени в советской фантастике-5. Питерская фантастика-1. Житинский, Ларионова
Путешествия во времени в советской фантастике-6. Питерская фантастика-2. Снова Ларионова
Путешествия во времени в советской фантастике-7. Питерская фантастика-3. Геннадий Гор
Путешествия во времени в советской фантастике-8. Питерская фантастика-4. Александр Шалимов
Путешествия во времени в советской фантастике-9. Питерская фантастика-6. Илья Варшавский-2
«Ошибка инженера Алексеева» или ошибка фантаста Полещука?
Фантаст Георгий Мартынов: "Счастье – в настоящем!" (О романе "Гость из бездны")
Забытый новосибирский фантаст: Пётр Воронин. Прыжок в послезавтра