Найти в Дзене
Москва MonAmour

Рубрика "Книжный обзор" Нестор Махно «Воспоминания»

«Но если художник был действительно истинным сыном своего народа и его действительно волновали, прежде всего, судьба родины, передовые идеи века; если он постоянно чувствовал свою высочайшую гражданскую ответственность перед Отечеством; если он настойчиво стремился к реалистичному изображению действительности, к правде и только правде, - то рано или поздно словесный туман всяческих «легенд» вокруг его имени рассеется бесследно и бесславно. И тогда, подобно горной вершине, обозначается явственно и зримо его неповторимый образ.» (Ю.Прокушев)

О КНИГЕ

Я прочитала ее осенью 2022 года. Открывая ярко-зеленого цвета книгу с вырезкой из кадра видеохроники молодого Нестора Махно на обложке, я читаю в конце аннотации от издателя: «...Махно собирался продолжить свои мемуары, но смерть в 1934 году уничтожила эти замыслы.» Почему именно «уничтожила», а не например «помешала»? - подумала я тогда. Почему выбран именно этот термин? И уже к 70й странице я четко понимаю почему. Насколько это является невосполнимой потерей т.к., конечно, никто лучше его самого не мог рассказать о движении, известном под именем ее вдохновителя «махновское движение».

Всего Нестор Иванович Махно написал 3 книги Воспоминаний общей сложностью около 500 страниц. Представленное издание содержит в себе 3 книги в одной. Первая книга «Русская революция на Украине» рассказывает о периоде с апреля 1917 — март 1918 гг. И была напечатана при его жизни в 1929 году в Париже. Вторые и третьи записки вышли уже после смерти Махно в 1936-1937 годах, так же в Париже. Вторая книга «Под ударами контрреволюции» рассказывает о периоде с апреля 1918 до конца июля 1918 года, а третья «Украинская революция» обрывается на конце декабря 1918го.

Несмотря на лишь элементарное образование Махно, а литературным языком он не владел и в малой степени, это не помешало ему иметь собственный характерный и увлекательный стиль. В последствии, когда я стала углубляться в тему его уникальной личности, я обратила внимание, что упоминая его книгу мемуар в тех или иных исторических беседах, исследователи и историки не преминут добавить, что книга имеет сомнительные литературные достоинства и плохо написана, несмотря на ее ценность как документа и множества интересных деталей. Я бы хотела заступиться и выразить совсем иное мнение. Посмотреть на книгу как на рукопись, содержание которой полностью увлекает и заставляет сопереживать. Как на фрагмент жизни драматической истории человека целиком и бесповоротно преданного своей идее, но которому не была чужда любовь и сострадание - Нестора Махно и его борьбы "против всех угнетателей трудового народа".

Самое первое на что обратила внимание, это предложения, от 6-8 до 12 книжных строчек. В дальнейшем, когда я читала «На чужбине. Записки и статьи» Махно, я увидела, что это был его стиль рассуждения. Облекать свои мысли в строгую, интересную, длинную, но не лишенную чувств и личных переживаний форму. Примерно с 50й страницы от мемуар оторваться уже невозможно. С дальнейшим чтением, все больше и больше приходит понимание, что несмотря на жесткость характера и хладнокровность Махно, он совсем не был лишен человечности и души. А даже наоборот. В нем будто сочеталось несочетаемое. В процессе невольно начинаешь задумываться о глубине его личности, представляешь его внешность, мы видим, что в его характере не было полутонов. Перед нами встает яркий образ человека, совсем не такого каким мы его знаем по школьной программе или советскому кинематографу.

С каждой новой страницей я с удивлением открывала для себя этого человека. В книге отчетливо видны искренние переживание и боль за дело: «Весть о занятии Гуляйполя застала меня на станции Цареконстантиновка и потрясла. Что-то непонятное, тяжелое сдавило мне сердце и лишало меня возможности яснее представить все то, что произошло там, в Гуляйполе, за мою двухдневную отлучку из него. Все совершившееся настолько потрясло и сковало меня, что я оказался совершенно не в состоянии противопоставить свои физические силы этой тяжести. Тут же, на станции,я прилег, положив голову на колени одного из красногвардейцев, и бессознательно выкрикивал: - Нет, нет, я этой изменнической роли шовинистов не забуду! Может быть, и стыдно революционеру-анархисту питать себе мысли о мести, но они поселились во мне, и я сделаю из них для дальнейшей своей революционной деятельности необходимые выводы…»

Мы привыкли воспринимать образ и личность Батьки Махно по фильмам и сериалам. И как правило это был жестокий атаман, совершенно не способный на какое-либо сочувствие. Но как видим это не так. Вторая книга воспоминаний по своему содержанию еще интереснее первой. Наблюдения Махно во время его поездки через Россию летом 1918 года, его встречи и разговоры, его размышления, огорчения, разочарования и его окончательное решение посвятить себя целиком организации крестьянского восстания на Украине. Пребывание Махно в Москве, его беседа с Лениным (в 18 главе) описаны очень живым языком и представляют особый интерес.

-2

Очень отчетливо видно постепенное нарастание основной идеи Нестора Махно. Превосходно раскрывается его характер: идейность, инициативность, воля, справедливость и бесстрашие. Вторая книга так же наполнена душевной напряженностью. Есть в ней несколько особых фрагментов на тему и своих личных переживаний, касающихся его молодой семьи. Он упоминает о своей первой жене Насте Васецкой, которой на тот момент было всего 20 лет: «Лишь моя подруга, милая Настенька — она была накануне родов — и слышать не хотела о том, что я не постараюсь встретиться с нею перед родами. А я подготовлял свою подругу к тому, чтобы она мужественно на время рассталась со мною, живя вместе с коммунарами, как жила до сих пор, всегда помня, что я оставляю ее во имя великого дела украинских тружеников, которые задыхаются в петле немецко-австро-венгерской реакции. Подруга соглашалась со всеми моими доводами о том, что я не могу праздно сидеть возле нее, я должен быть к июлю в Гуляйполе во что бы то ни стало; но чувства брали перевес над разумом, и она, словно дитя, рыдала. Все это создавало во мне удручающее состояние духа. Все это наталкивало меня на мысль взять ее с собою, ибо вдвоем с близким, дорогим легче умирать у дела... Но такое решение она и сама считала безумием. Она уже мало ходила, больше лежала в постели...» По-моему, потрясающая гамма чувств и переживаний!

Третья книга заканчивается декабрем 1918года. И пожалуй, она наиболее интересна и значительна. Изобильна живыми описаниями событий, которые вообще удаются Махно хорошо. Страница за страницей развертывается цепь ярких, красочных эпизодов. Исключительный интерес. Книга дает полное, а так же последовательное представление о зарождении и о первой, подготовительной стадии украинской «крестьянской войны». Помимо ее исторического интереса, книга насыщена захватывающим живым бытовым и драматическим материалом.

Написанные Махно 3 книги дают достаточное понимание о личной роли и о его психологии, а так же о наименее известном периоде махновщины: о ее первых шагах и первых успехах, т.к. начиная с 1919 года движение известно лучше. Но именно на этом моменте книгаи обрывается. И это, конечно,не восполнимая потеря.

Мемуары Махно написал очень подробно. За что они и получают иногда титул «долгих, нудных и затянутых» Одна из причин того, почему он не смог их закончить описаны в коротких, но прекрасных воспоминаниях Иды Метт, секретаря Махно в эмиграции в Париже. Я же лично, наоборот была увлечена таким подробным историческим рассказом. Так же я понимаю, почему он писал их настолько подробно, разворачивая перед нами практически каждый свой шаг, каждое действие, подкрепляя размышлениями и своими убеждениями на тот или иной счет. Ведь это было, своего рода — самооправдание перед историей. На протяжении всей своей жизни он постоянно подвергался самым нелепым обвинениям. Думаю одна из целей это был публичный способ отвести от себя все обвинения. Так же цель мемуар - донести историю «махновщины»такой, какой она являлась на самом деле, разбивая в прах гнусные лживые росказни о «махновщине» большевиков. И восстановить справедливость, за которую он всегда и всю жизнь и боролся.

Нестор Махно и его окружение (повстанцы) 1919 год.
Нестор Махно и его окружение (повстанцы) 1919 год.

Что представляется, когда мы слышим имя — Батька Махно? Всю мою сознательную жизнь оно вызывало, как правило, ассоциации: что это взрослый дядька в казацкой шапке, обязательно с усами, мчится на коне бесстрашно размахивая в руке шашкой, который рубит всех на своем пути, а потом грабит. А между тем, Нестору Ивановичу на момент разворота всех этих событий было всего 29 лет! И был он довольно, как бы сейчас сказали, харизматичным молодым человеком, не лишенным обаяния и притягивающим женское внимание. И вот это меня поразило, пожалуй больше всего. В 1919 году ему было 30 лет, и уже всеукраинская слава и уже всероссийский страх. Человек, союза с которым в Гражданскую войну искали и красные и белые.

ЧТО ЖЕ МЕНЯ ВОСХИТИЛО В НЕСТОРЕ МАХНО

Для меня личность Махно это не только поразительный исторический феномен. У Марка Твена в «Путешествии капитана на небеса» есть мысль, о что на «том свете» самым великим военным считается сапожник из Канзаса, но правда он никогда не был на войне. Так вот и Махно, как этот самый сапожник из Канзаса, который попал на войну и превратился в руководителя армии, который никому не подчиняясь влиял на ход Гражданской войны. Это поразительно.

В истории Гражданской войны много выдающихся имен командиров. Но если взять всех, кто был, в смысле своего жизненного пути, то именно Махно самая яркая звезда на этом фоне. Простой рабочий из крестьянской семьи, по сути без образования, и сделал впервые в России удивительный социально-филосовский эксперимент в титанически сложных условиях: в обстановке резни и чудовищной гражданской бойни. Казалось бы, какая культура и какое самоуправление? И какая свобода, когда кругом одни десподы! Махно пытался это сделать и у него даже кое-что получилось.

У него не было военного титула и образования, но он командовал 80 тысячной армией! Поражает воображение и бесконечно впечатляет и то, с какими военными машинами он столкнулся. Воевать на два фронта ..ведь только вдуматься...сколько силы и силы воли в том числе, было в этом 30 летнем парне. Все-таки во главе разных армий, которые воевали на тот момент на территории бывшей Российской империи, стояли профессиональные люди, и у красных и у белых… В то время когда со стороны белых была поддержка стран Антанты, со стороны красных Германии и Америки - Махно был один! против всех.. Он разрабатывал свою войну, свою тактику, которую потом, в итоге изучали в военных академиях. В нем был гений партизанской войны, который проводил уникальные операции.

Махно, 1919 год.
Махно, 1919 год.

Так, например, сам Махно в третьей книге, в главе «В пути по районам и вокруг Гуляйполя» описывает эпизод: «Человек 22-25 немцев, австрийцев и вартовых бросились за нами, крича "Стой!" и целясь в нас. Я крикнул кучеру:

- Поворачивай лошадей назад и держи направление параллельно бегущим негодяям!.. ГАВРЮША, ВОЗЬМИ ПРИЦЕЛ! Гаврюша (пулеметчик), словно присосался, прилег к пулемету. Кучер же с лихорадочным волнением, но быстро повернул лошадей в указанном направлении и, как бы теряясь, нервно натягивал вожжи, будто хотел остановиться. Каратели-налетчики приблизились к нам уже шагов на 20-25, направляя дула своих карабинов прямо на нас. Я поднял левую руку и крикнул этим негодяям:

- Пан, стой, не стреляй! Мы - милиция.

Со стороны врагов раздался злобный ответный голос:

- Яка мiлiцiя?

И они как будто перестали целиться в нашу сторону.

Я крикнул Гаврюше: "Бей!" И сам выстрелил в сторону нападавших. Пулемет "максим" заговорил как бы с задержкой, но так метко, что ни один из нападавших не устоял. Все упали, частью разорванные пулями, частью легко раненные, но притворившиеся убитыми.»

Быстрота передвижения так же являлась особенностью его тактики. Он как снег на голову появлялся в том месте, где его меньше всего ждали, и в короткий срок проходил огнем и мечом по всем пристанищам местной буржуазии. А на другой день уже делал налет на расстоянии 100 с лишним верст от этой усадьбы, не дав времени опомниться стоявшим под боком немецким войскам и сообразить, что произошло по соседству с ними. На следующий день он вновь более чем за 100 верст. Это окружило его легендами о неуловимости и вселяло ужас и страх его врагам.

Но самое главное, пожалуй, что бы я хотела выделить из того, чем меня особенно восхитил Махно, это его вера в идею и сила воли: он поднимался вновь и вновь и упорно продолжал свое дело не смотря ни на какие трудности. Три года его революционной борьбы были наполнены беспрерывными делами. Когда читаешь мемуары, кажется, этот человек был сложен из какого-то особенно твердого материала. Ни перед какими препятствиями он не отступал, если брался преодолеть их.

Нестор Махно ровно на месяц раньше Владимира Ленина добился на своей территории конфискации помещечьих и церковных земель в пользу крестьян. Это была первая в России акция и попытка осуществить на деле идеи анархизма, создать "безвластный коммунизм" и об этом надо знать.

Фотофрагмент видеохроники, 1919
Фотофрагмент видеохроники, 1919

«В тягчайшие минуты своей жизни, когда происходила катастрофа на фронте или когда на глазах его погибали ближайшие друзья, он оставался неизменным, словно случившееся не касалось его. На самом деле он больше других страдал в этих случаях, но не показывал своих страданий окружающим.», напишет потом Аршинов. Отвергая союзы с какими бы то ни было государственными силами, в продолжение трех лет, в тяжелых, с героизмом, редким в истории, сверхчеловеческая воля при наличии всех ужасов со стороны власти в сторону махновского движения, ни на один день не потеряно мужество и ни на одну минуту не опущено черное знамя угнетенного человечества. Нестор Махно пример того, как велика сила веры и преданности вдохновленной идее.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПОЧЕМУ ЭТУ КНИГУ СТОИТ ПРОЧИТАТЬ

О Несторе Махно знают всё и не знают ничего. Многие до сих пор искренно убеждены, что он - «обыкновенный бандит» и погромщик, увлекший за собой темную и падкую до грабежа, разложенную войной солдатско-крестьянскую массу. Сущность же махновского движения — для многих остается совершенно неизвестными. Это идеальная книга для знакомства с неоднозначной личностью украинского атамана. Книга будет интересна желающим понять историю страны, таковой каковой она являлась в действительности.

Главной чертой мемуар я бы выделила: уникальность истории, увлекательность и честность. Эта та самая книга, прочитав которую и закрыв, ты еще долго просто молча лежишь, смотря в какую-то одну точку…

А после наступает так называемое «книжное похмелье» когда не можешь начать новую литературу, потому что еще живешь в мире предыдущей. Но ты благодарен...что-то светлое появилось внутри, и теперь оно останется с тобой.

Опьяненные духом свободы, и верой в крестьянское счастье народная повстанческая армия Батьки Махно боролась за свои мужицкие идеалы. Но опплеванная, оболганная и безкровленная ушла на своих тачанках в вечность. Тема его мятежа — это вечная тема личности, невписывающаяся ни в какую систему и желающая быть свободной. Так что, где-то и сегодня певствует мать-история, то ли Емельяна Пугачева, то ли Нестора Махно.

Заканчивая я хочу добавить, что ничего сильнее я не читала за последние 10 лет! Последний раз в моей жизни был подобный эффект от личности Сергея Есенина, когда я увлеченная, просто проглатывала книги о нем. В дальнейшем, читая о жизни Махно для меня, конечно, была полным потрясением его жизнь в эмиграции. Масштаб его сильной, несгибаемой и ...одновременно глубокой трагичности его личности безмерен.

-6

Благодарю, что дочитали до конца и благодарю Вас, что Вы со мной!

Ставь 👍 если было интересно!