Предыдущая часть нашей истории, в которой появился Шарль Перро со своими "Сказками Матушки Гусыни" вызвала большое оживление среди читателей канала. Казалось бы - где наш Жиль и где придворный сказочник Короля-Солнце?
Для начала я предлагаю определиться, мог ли Перро вообще знать историю барона де Рэ и, следовательно, вывести ее в своей сказке? Биограф Жиля Матеи Казаку вместе с историком, писателем и переводчиком Зоей Лионидас считают, что вероятность того, что Шарль Перро был в курсе случившегося, вполне высока. Начнем с того факта, что семья будущего сказочника жила в Туре, а это не так далеко от Бретани, где память о бароне-убийце жива до сих пор.
Другим косвенным доказательством того, что Перро был в курсе этой истории может быть то, что он был специалистом в области права и вполне мог иметь сборник судебных решений прошлого, которые использовались юристами того времени для разрешения тех или иных случаев. А процесс Жиля де Рэ очень часто входил в подобные сборники.
Если же Перро действительно позаимствовал историю благородного разбойника для своей страшной сказки, то почему Синяя Борода убивал не детей, а своих жен? Матеи Казаку называет сразу две причины, почему писатель решил изменить сюжет. Начнем с того, что если в XV веке общество довольно индифферентно отнеслось к гомосексуальным забавам Жиля, то во времена Людовика XIV на подобные развлечения смотрели уже не так благосклонно. (Если честно, то тут я с уважаемым биографом готова поспорить: младший брат короля, Филипп Орлеанский, тоже отдавал предпочтение хорошеньким мальчикам, что совершенно не вызывало восторга ни у его жены, ни у венценосного брата. Кроме того, лично на мой взгляд - чем больше рос номер века, тем развращеннее становилось высшее общество.)
Исчезновение из сюжета сказки попыток вызвать дьявола биограф Жиля объясняет скандалом, связанным с именем официальной фаворитки Короля-Солнце, мадам де Монтеспан. Когда прекрасная Атенаис поняла, что теряет своего царственного возлюбленного, она пошла на крайние меры: стала участвовать в так называемых "черных мессах", где занималась тем же, что и наш герой - вызывала дьявола, принося ему в жертву младенцев. Разоблачение красавицы-фаворитки вышло громким и скандальным, ибо она не только принимала участие в жертвоприношениях, но не гнушалась и ядами для устранения соперниц. Словом, Шарль Перро вполне мог счесть за лучшее не упоминать вызов демонов вообще.
Ну и еще одним косвенным доказательством считается тот факт, что местные жители прямо называют барона де Рэ Синей Бородой. Развалины его замков окрестили приютом душегуба, а могилу дочери Жиля считают, как мы помним, надгробием дочери Синей Бороды. (Как по мне, объяснение этому очень простое - сказки всегда были частью народного фольклора, то есть история про Синюю Бороду Шарля Перро "ушла" в народ и в Бретани, где были живы воспоминания о злодеяниях Жиля де Рэ, слилась с ними. В результате получилась классическая народная страшилка типа "черной-черной комнаты", о которой рассказывали по ночам в пионерских лагерях Советского Союза.)
Однако, вполне возможно, что прототипом Синей Бороды мог быть кто-то другой, но об этом мы поговорим в следующей части нашей истории, поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное. А найти историю о бароне де Рэ с самого начала можно здесь:
Рыцарь-разбойник (часть 53) В истории о бароне де Рэ появляется Шарль Перро и его сказки