Трилобиты были одной из доминирующих групп палеозоя, достигнув своего расцвета в его первой половине. Их можно назвать пионерами жизни, так как на момент своего появления они были одной из самых передовых групп. И это право они сохраняли вплоть до своего упадка.
Мы знаем более 22 тысяч видов трилобитов самых разных форм, размеров и т.д. При относительно общем плане строения, состоящем из трёх отделом (не важно, будем мы делить трилобита по тагмам (цефалон, торакс и пигидий) или продольным лопастям (левая и правая плевры с осевой лопастью)), каждый трилобит был уникальным - пропорции и форма глаз или тагм, различные шипы, выросты на панцире - всё это украшало древних членистоногих.
Однако, несмотря на обилие окаменелостей, мы знаем не так уж много о поведении трилобитов. У нас есть данные об их размножении и о стратегии защиты, миграции и линьке, но всё же ещё есть много недосказанностей.
Например, в девонском периоде обитал такой трилобит-факопид, валлисеропс (Walliserops Morzadec, 2001), у которого нашли удивительное приспособление - на переднем конце тела располагался этакий трезубец, причём он был у всех четырёх видов. Зачем же ему нужна была эта конструкция? Как оказалось, для сражений.
Более двадцати лет учёные ломали голову над значением трезубца. Обычно высказывали идеи о том, что он был одним из органов чувств, или же помогал искать и ловить добычу. Одной из таких версий был также половой отбор - подобные выросты есть у и насекомых, вроде японского жука-носорога.
Рога японского жука-носорога могут быть крайне длинными, до половины длины тела особи. Обычно они оканчиваются четырьмя выростами (такой четырёхзубец был найден и у одного валлисеропса) и используются во время брачных поединков.
Видимо, такое же было и у валлисеропса - трезубец данного трилобита идеально подходил для переворачивания противников, так как он работал как лопата. Зубчики трезубца были гладкими, без зазубрин, сам он имел рёбра жёсткости в виде продольных гребней и достаточно крепко был соединён с цефалоном.
Конечно, поединки трилобитов были не столь захватывающими, да и обходились практически без жертв, но что с них взять. Это была проба пера, которой около 400 млн лет.
Кстати, есть вероятность того, что из-за полового диморфизма у валлисеропсов мы описали самцов и самок как два разных рода. Среди кандидатов на эту роль - голлардопс (Hollardops Morzadec, 1997) и кольтранейя (Coltraneia Lieberman & Kloc, 1997).