Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Эдвард Мунк (1974, Норвегия - Швеция, биографический): Как рождался экспрессионизм

Фильм Питера Уоткинса посвящен жизни и творчеству знаменитого норвежского художника Эдварда Мунка, стоявшего у истоков экспрессионизма.

В отличие от большинства коллег, Уоткинс выходит за рамки стандартного биографического фильма. Снимая экспрессионистское кино, он пытается приблизиться к художественному почерку своего героя.

Кадр из фильма "Эдвард Мунк" (1974)
Кадр из фильма "Эдвард Мунк" (1974)

Телефильм "Эдвард Мунк", длящийся 3,5 часа, намеренно калейдоскопичен. Широкими "мазками" на холст фильма наносятся эпизоды из прошлого и настоящего. Многочисленными рефренами проходит навязчивое детское воспоминание "Мунка", глубокое, ранящее, будто процарапанное шпателем. Это воспоминание болезненно и ужасно, залито кровью: дыхание смерти, приблизившейся к Мунку, когда тому было 13 лет. Подобно многим своим родственникам, он заболел чахоткой и мог умереть (его отец, врач по профессии, слишком много времени уделял молитвам, нежели лечению). Кашель, хрупкость организма никуда не делись.

Операторская манера изобилует крупными и сверхкрупными планами; активно используется ручная камера, — картинка "догматична", а ведь манифест "Догмы №5" будет сформулирован лишь 20 лет спустя. Наконец, фильм содержит монологи и комментарии многих современников Мунка, людей разных сословий и занятий, так, как если бы Уоткинс построил машину времени. Их комментарии относятся не только к деятельности художника. Люди "делятся" мыслями насчет "современной" культуры, морали, жизни, — будто их внатуре посадили перед телекамерой.

Кадр из фильма "Эдвард Мунк" (1974)
Кадр из фильма "Эдвард Мунк" (1974)

Христиания – так раньше называлось Осло – во времена Мунка была не слишком веселым местом. Ни музеев, ни театров, только лишь дешевый балаган, район "красных фонарей", кабаки. Полная культурная изоляция. Писатели, художники и студенты собираются вокруг писателя-анархиста Йеберга. Мунк – в их числе.

Один художник-реалист, преподававший Мунку живопись, обрисовывая словами его психологический портрет, отмечает удивительную, "почти аристократическую сдержанность" Мунка. Мне кажется, что дело не в интровертности натуры Мунка, а в нежелании допускать человека с "его свиным рылом" в калашный ряд тщательно лелеемого подсознания.

Кадр из фильма "Эдвард Мунк" (1974)
Кадр из фильма "Эдвард Мунк" (1974)

В фильме Уоткинса Мунк предстает этаким мрачным Вилли Вонкой, закрывшим свою фабрику на замок. Норвежцы-современники были беспощадны к Мунку, чей творческий путь представлял собой сплошной эксперимент, неутомимый поиск выразительнейших художественных средств. Жизнь в Париже, потом – в Германии Вильгельма II, дружба с поэтом-визионером Стринбергом и сатанистом Пшебишевским, сложные отношения с женщинами, выпивка и бесконечная работа, приступы агорафобии, ядовитые стрелы критики.

Фильм Уоткинса мрачен, хотя и не настолько, как картины Мунка. Уоткинс чрезвычайно последователен: как только Мунк получает известность, Уоткинс ставит финальную точку. Благополучный Мунк его не интересует.

Оценка: 8,0 из 10.

Кадр из фильма "Эдвард Мунк" (1974)
Кадр из фильма "Эдвард Мунк" (1974)

Режиссер и автор сценария: Питер Уоткинс.
Оператор: Одд-Гейр Сётер.

В главных ролях: Гейр Вестби.
В ролях: Гро Фраас, Керсти Аллум, Эрик Аллум, Сюзан Тролдмир, Рагнвальд Каспари.

📖 Купить альбом Эдварда Мунка в книжном магазине "Лабиринт":

Эдвард Мунк. Шедевры