В период Гражданской войны большевикам удалось не только удержаться у власти, но ещё и «сконструировать» большую армию. Недостаточно большую для «Мировой революции», но вполне приличную для победы в Гражданской войне.
В начале 1918 года Красная армия еще только-только зарождалась и была порой не в состоянии противостоять даже скромным силам противника. Какой-то Чехословацкий корпус в сорок тысяч человек образовал аж целый «Восточный фронт». Добровольческая армия белогвардейцев насчитывала несколько тысяч бойцов, но и её красные разбить окончательно не смогли.
Дело в том, что первые красные части формировались на добровольческой основе, с худшими пережитками революционного 1917 года: выборность, митинги, комитеты, атаманщина, проблемы с дисциплиной.
Весной-летом 1918 года у красных было от 195 000 (Р. Пайпс) до 325 000 (Г.Ф. Кривошеев) человек. Правда, именно чехословаки стали тем «пинком», после которого красные ударными темпами стали проводить мобилизации, привлекать к делу военных специалистов «старой России», налаживать дисциплину и снабжение самыми суровыми мерами.
Несмотря на большой процент дезертиров, уже к осени 1918 года красных стало около 450 000, не считая ещё тыловых частей, партизан и вспомогательных сил (ещё около 100 000, по данным Н.Е. Какурина).
Здесь я вижу две вещи, которые резко отличают красных от белых (в смысле создания военной машины, я не про политику):
1. Создание многочисленных резервов (целых резервных дивизий) и тыловых частей для подавления беспорядков в тылу. «Свежие» красные дивизии в решающие моменты войны потом сильно удивляли белых, ага.
2. Разветвленная система командирских курсов, тоже для белых нехарактерно (по крайней мере, так массово).
Разумеется, численность бойцов фронтовых частей (которые, к тому же, постоянно несли потери) сильно уступала общим списочным штатам РККА.
А последние, конечно, внушают: в период Гражданской войны через РККА прошло 6 миллионов 700 тысяч человек! В 1919 году у красных числилось почти три миллиона бойцов, а к 1920 — все пять миллионов!
Правда, тут стоит многое уточнить. Во-первых, цифра в пять миллионов человек ныне оспаривается. Судя по всему, это Лев Давидович Троцкий для «большего пафоса» напустил. Так как реальная перепись Красной армии в августе 1920 года дает цифру в 2 миллиона 900 тысяч (А.Б. Асташов). Что тоже, кстати, очень много.
На фронте, разумеется, было ещё меньше. У того же Кривошеева численность красных боевых войск колеблется от 220 000 до 900 000 бойцов максимум (и этого плюс-минус хватало на несколько фронтов). Остальные — тыловые части, штабы, резервы, внутренние и вспомогательные войска.
Тем не менее, это сила. Даже не так важно, три или пять миллионов. Суть в том, что их сумели организовать, худо-бедно вооружить, снабдить и мотивировать. И после 1920 года эту огромную армию стали ударными темпами сокращать (что тоже привело к проблемам), потому что даже «военно-коммунистическая» экономика это уже не тянула. Кто-то скажет, что Русская императорская армия была больше. Да, действительно.
Вот только в 1914 году страна не была расколота на части и не находилась в состоянии Гражданской войны (и тяжелейшей разрухи). В атмосфере всеобщего бардака и развала трехмиллионная армия гарантировала победу. Ах да, все белые формирования на пике успехов насчитывали (включая тыловиков, «бумажных солдатиков», атаманов и всех остальных) не более 700 000 — 900 000 человек.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.